«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения в 3 классе. Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»)

Знакомство с творчеством К. Паустовского. Развитие умения читать текст выразительно, анализировать его.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литературное чтение

Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Тема: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»)

Цели:

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.


УРОК 1.

Введение в тему урока.

  1. Чтение авторского текста (учебник, с. 73 до последнего абзаца).


– Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица»? Кто может скрываться под словом «я»? (Главный герой или рассказчик.)

– нам предстоит прочитать рассказ К. Паустовского. Понаблюдаем, что скрывается под «я» в его рассказе.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

























Работа с текстом рассказа.

1. Работа с текстом до чтения.

1. Работа с заглавием и ключевыми словами (задания 1, 2 в тетради, с. 9), с иллюстрацией. Рассказ называется «Кот-ворюга». Прочитай ключевые слова

а) Чтение заглавия рассказа.

Вопросы:

– Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот.)

– Как называет его автор? Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка, ворюга; хитрюга)

- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

б) Чтение ключевых слов.

– Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?

– На какие группы можно разделить эти слова?

Предположите, что произойдёт в рассказе.

в) Рассмотрим иллюстрацию.


– Каким изобразил художник кота? Обратите внимание на выражение глаз, позу.

– Почему у кота такая напряжённая поза.

– Знаком ли вам писатель Константин Паустовский? Чего вы ждёте от встречи с ним?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).

Часть 1 читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором. (с. 74–75)

Часть 2 – комментированное чтение учителя.


Дом был маленький. Он стоял в заброшенном саду. (Представьте себе заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. (Почему?) Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью. (Как травы могут осыпать плечи? Были высокие.)

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. (Что значит босяцкие? Босяцкие – от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец. Рассказчик и сердится на кота и улыбается)

3 часть дети читают вслух.

Цель учителя помочь детям эмоционально «прожить» ситуацию.

В 4 части происходит диалог с автором.


С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. (Интересно, что это был за поступок?)

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный Горлачом.

Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой передней лапой бил петуха по спине. (!) От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. (!)

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно (Почему, как вы думаете?), но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

  1. Выявление первичного восприятия.

– Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему вы смеялись, читая его?

  1. Обобщающий вопрос.

– Попробуйте объяснить, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?


ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение текста рассказа.

2. Нарисовать «портрет» кота по любой части рассказа.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее