Литературное чтение
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»)
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний.
| УРОК 1. Введение в тему урока.
– Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица»? Кто может скрываться под словом «я»? (Главный герой или рассказчик.) – нам предстоит прочитать рассказ К. Паустовского. Понаблюдаем, что скрывается под «я» в его рассказе. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
| Работа с текстом рассказа. 1. Работа с текстом до чтения. 1. Работа с заглавием и ключевыми словами (задания 1, 2 в тетради, с. 9), с иллюстрацией. Рассказ называется «Кот-ворюга». Прочитай ключевые слова а) Чтение заглавия рассказа. Вопросы: – Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот.) – Как называет его автор? Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка, ворюга; хитрюга) - О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова? б) Чтение ключевых слов. – Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? – На какие группы можно разделить эти слова? Предположите, что произойдёт в рассказе. в) Рассмотрим иллюстрацию.
– Каким изобразил художник кота? Обратите внимание на выражение глаз, позу. – Почему у кота такая напряжённая поза. – Знаком ли вам писатель Константин Паустовский? Чего вы ждёте от встречи с ним? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Часть 1 читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором. (с. 74–75) Часть 2 – комментированное чтение учителя.
Дом был маленький. Он стоял в заброшенном саду. (Представьте себе заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. (Почему?) Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью. (Как травы могут осыпать плечи? Были высокие.) Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. (Что значит босяцкие? Босяцкие – от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец. Рассказчик и сердится на кота и улыбается) 3 часть дети читают вслух. Цель учителя помочь детям эмоционально «прожить» ситуацию. В 4 части происходит диалог с автором.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. (Интересно, что это был за поступок?) Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный Горлачом. Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой передней лапой бил петуха по спине. (!) От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. (!) После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно (Почему, как вы думаете?), но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
– Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему вы смеялись, читая его?
– Попробуйте объяснить, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке? |
|
ΙV. Домашнее задание. | 1. Подготовить выразительное чтение текста рассказа. 2. Нарисовать «портрет» кота по любой части рассказа. |
|