«Зимний фестиваль знаний 2026»

Урок литературного чтения в 1 класс "Сказки А.С. Пушкина"

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. Воспитывать непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности;

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 1 класс "Сказки А.С. Пушкина"

Цель урока: расширять знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина, воспитание интереса к книге и процессу чтения; развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.

Задачи:  

  • Прививать любовь к книге.

  • Прививать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

  • Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, внимание, память.

  • Обогащать словарного запаса учащихся.


Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Продолжительность занятия: 45 минут

Оборудование урока:

  • Презентация (иллюстрации сказок А.С. Пушкина, портреты)

  • Видео (фрагмент сказки)

  • Выставка книг со сказками поэта.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель.  Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок: у нас будут гости. Слышите, они уже спешат к нам…

На доске весят макеты облаков с разными улыбками.

Посмотрите, какие они разные. Почему? (У них разное настроение…) 

Ребята, а у вас какое настроение? На какое облачко похожи вы? Ответы детей. Я рада, что у многих настроение хорошее. Надеюсь, таковым оно будет на протяжении всего урока-путешествия. Да-да, я не оговорилась: мы сегодня отправимся с вами в путешествие. И облака прилетели к нам неслучайно. Они проводят нас в удивительный мир сказок.

Посмотрим небольшое «сказочное» видео.

Демонстрация видео на слова песни «В мире много сказок».

Учитель. Как много разных сказок вы знаете! Ведь они входят в нашу жизнь с самого раннего детства, когда мама, бабушка, рассказывает нам сказочные истории. Поэтому не случайно и в песне прозвучали слова:

И прожить на свете

Нам нельзя без них…

Почему же нам не прожить без сказок? Как вы думаете? Ответы обучающихся.

А кто будет у нас в гостях, вы попробуете сами отгадать.

(На доске представлены иллюстрации сказок А.С. Пушкина)

II. Актуализация знаний.

1. Постановка цели и темы урока.

-Так кто же зовёт нас в гости?

-Кто догадался, кому будет посвящён наш урок?

(Ответы детей)

Сегодня мы вспомним сказки А.С. Пушкина. (на доске открываем портрет А.С. Пушкина)

  1. Работа по теме урока.

А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он два века назад в Москве.

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня — простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала».

Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

-А кто из вас знает, как звали няню поэта? ( Ответы учащихся)

Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки.

Вспомните ребята, мы в азбуке знакомились с отрывком из поэмы А. С. Пушкина. Кто сможет рассказать этот отрывок? Ответы детей.

Учитель:

Так кто-же ходит по цепи кругом? ( Кот ученый)

- Кот ученый задал вам сложную задачку.

Разгадайте слова которые здесь зашифрованы выбери буквы русского алфавита.

-Вспомните пословицу с этими словами. (Книга-источник знаний.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Открываем учебники и рассмотрим иллюстрации к сказке.

Иллюстрации к каким сказкам вы видите?

Чтение отрывков из сказки в учебнике страница 56-57.

Учитель:

Что вызвало у вас трудности? (Ответы детей)

Чем отличаются сказки А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

А сейчас продолжим наше знакомство.

Ребята мы с вами проведем КВИЗ по сказкам А.С. Пушкина.

Внимательно слушаем задание, и отвечаем.

  1. «Узнайте сказку по опорным словам».

(название этапов показаны на магнитной доске)

- Я вам называю слова, которые встречаются в одной из сказок, вы отгадываете название сказки.

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2. Рыбка, дурачина, старуха, изба, терем, царица, корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок

(«Сказка о золотом петушке»)

4. Царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Молодцы, ребята, двигаемся дальше, следующий вопрос:

5. Определи, кому из героев сказок А.С. Пушкина принадлежат слова:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?»

6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка в

«Сказке о рыбаке и рыбке»?


7. «Подскажи словечко».

  1.  Жил  старик со своею старухой

У самого синего…»        (моря).

  1. Родила царица в ночь

      Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому…   (зверюшку).

  1. Белка песенки поёт,

Да орешки всё…  (грызёт).

- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.


- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

Работа с выставкой книг А.С.Пушкина.

V. Итог

С творчеством, какого поэта знакомились?

Отрывок, из какой сказки читали?

Наше путешествие закончилось. Вам понравилось оно?

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.

Желаю вам ребята чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее