Цель урока: расширять знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина, воспитание интереса к книге и процессу чтения; развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.
Задачи:
Прививать любовь к книге.
Прививать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, внимание, память.
Обогащать словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Продолжительность занятия: 45 минут
Оборудование урока:
Презентация (иллюстрации сказок А.С. Пушкина, портреты)
Видео (фрагмент сказки)
Выставка книг со сказками поэта.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок: у нас будут гости. Слышите, они уже спешат к нам…
На доске весят макеты облаков с разными улыбками.
Посмотрите, какие они разные. Почему? (У них разное настроение…)
Ребята, а у вас какое настроение? На какое облачко похожи вы? Ответы детей. Я рада, что у многих настроение хорошее. Надеюсь, таковым оно будет на протяжении всего урока-путешествия. Да-да, я не оговорилась: мы сегодня отправимся с вами в путешествие. И облака прилетели к нам неслучайно. Они проводят нас в удивительный мир сказок.
Посмотрим небольшое «сказочное» видео.
Демонстрация видео на слова песни «В мире много сказок».
Учитель. Как много разных сказок вы знаете! Ведь они входят в нашу жизнь с самого раннего детства, когда мама, бабушка, рассказывает нам сказочные истории. Поэтому не случайно и в песне прозвучали слова:
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Почему же нам не прожить без сказок? Как вы думаете? Ответы обучающихся.
А кто будет у нас в гостях, вы попробуете сами отгадать.
(На доске представлены иллюстрации сказок А.С. Пушкина)
II. Актуализация знаний.
1. Постановка цели и темы урока.
-Так кто же зовёт нас в гости?
-Кто догадался, кому будет посвящён наш урок?
(Ответы детей)
Сегодня мы вспомним сказки А.С. Пушкина. (на доске открываем портрет А.С. Пушкина)
Работа по теме урока.
А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он два века назад в Москве.
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.
С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня — простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала».
Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
-А кто из вас знает, как звали няню поэта? ( Ответы учащихся)
Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки.
Вспомните ребята, мы в азбуке знакомились с отрывком из поэмы А. С. Пушкина. Кто сможет рассказать этот отрывок? Ответы детей.
Учитель:
Так кто-же ходит по цепи кругом? ( Кот ученый)
- Кот ученый задал вам сложную задачку.
Разгадайте слова которые здесь зашифрованы выбери буквы русского алфавита.
-Вспомните пословицу с этими словами. (Книга-источник знаний.)
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
Открываем учебники и рассмотрим иллюстрации к сказке.
Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Чтение отрывков из сказки в учебнике страница 56-57.
Учитель:
Что вызвало у вас трудности? (Ответы детей)
Чем отличаются сказки А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
Физминутка
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Физминутку проведём.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – (лень отбросим!)
А сейчас продолжим наше знакомство.
Ребята мы с вами проведем КВИЗ по сказкам А.С. Пушкина.
Внимательно слушаем задание, и отвечаем.
«Узнайте сказку по опорным словам».
(название этапов показаны на магнитной доске)
- Я вам называю слова, которые встречаются в одной из сказок, вы отгадываете название сказки.
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2. Рыбка, дурачина, старуха, изба, терем, царица, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок
(«Сказка о золотом петушке»)
4. Царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Молодцы, ребята, двигаемся дальше, следующий вопрос:
5. Определи, кому из героев сказок А.С. Пушкина принадлежат слова:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?»
6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка в
«Сказке о рыбаке и рыбке»?
7. «Подскажи словечко».
Жил старик со своею старухой
У самого синего…» (моря).
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому… (зверюшку).
Белка песенки поёт,
Да орешки всё… (грызёт).
- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
Работа с выставкой книг А.С.Пушкина.
V. Итог
С творчеством, какого поэта знакомились?
Отрывок, из какой сказки читали?
Наше путешествие закончилось. Вам понравилось оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Желаю вам ребята чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.


