Урок литературного чтения во 2-м классе с элементами критического мышления.
Шапошникова Марина Игорьевна,
. Астана, гимназия №6,
учитель начальных классов.
Тема: «Как слона лечили» (По В. Коржикову).
Цель: совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного чтения.
Задачи: познакомить учащихся с новым произведением данного раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Тип урока : Урок формирования навыков и умений
Ход урока:
Орг.момент
Стадия вызова
Приём «Ассоциации» (каждый работает сам)
-Напишите слова – ассоциации к слову «СЛОН».
- Глядя на слова- ассоциации, дайте определение этому слову.
- Кто может дополнить, не повторяясь?
Стратегия «Предположение»
- Слоны могут разговаривать человеческим языком?
- А у них может что-то болеть?
- А как слон скажет о том, что у него что-то болит, если он не умеет разговаривать?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом « Как слона лечили». О чём может быть рассказ с таким названием?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
- Кто автор рассказа?
3. Стадия осмысления
Чтение рассказа цепочкой.
- Как лечили слона? Почему он заболел? Чьи предположения были близки?
Прием «Бортовой журнал»
- Что вы знаете про слонов? ( Работая в паре, составляется таблица)
Я знаю про слонов? | Я узнал про слонов |
|
|
Презентация «Все о слонах» ( Презентацию представляет подготовленный ребенок.)
- Что нового узнали про слонов?
Работа в парах.
«Взаимоопрос» ( Повторное чтение по абзацам. Один читает абзац, другой ученик задаёт ему вопрос после прочитанного абзаца )
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
- Кто автор рассказа? - Как называется рассказ?
- О каком городе идет речь в рассказе? Как вы думаете, где находится этот город? Что вам помогает узнать об этом из текста?
- Какое событие должно произойти в городе?
- Что привлекло внимание покупателей и продавцов? С чем сравниваются буквы на афише? Что было написано на афише?
- Откуда ехал слон? Как везли слона? Что произошло с ним в дороге?
- Как вы можете объяснить фамилию доктора? Известна ли вам ещё фамилия доктора, который тоже лечил зверей? Чем отличается фамилия доктора Миролюбова от фамилии Айболит?
- Как доктор Миролюбов узнал, что болит у слона?
- Как слон отблагодарил доктора Миролюбова?
- Почему рассказ назвали « Как слона лечили?»
- Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?
- Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка больного?
4. Стадия «Рефлексия»
Приём «Незаконченное предложение»
- Было интересно…- Новым для меня стало…
- Что я возьму с собой? - Мне понравилось…
- Где мне было легко? - Что давалось с трудом?
- Теперь я смогу…
Д/З Эссе «Мое отношение к слонам».
Комментарии к уроку:
Урок литературного чтения соответствует типу урока формирования навыков и умений работать с текстом. Он знакомит учащихся с новым произведением изучаемого раздела; развивает воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививает любовь к животным и интерес к чтению. Построен с использованием приемов критического мышления.
Первая стадия вызова раскрывается через прием ассоциаций и предположения. Ученики работают самостоятельно и делятся информацией со всем классом.
Вторая стадия осмысления собирает информацию в «бортовой журнал», через имеющиеся знания у детей и новые, после просмотра презентации. Работа проводится в парах, что дает возможность ученикам обсуждать , выделяя значимое. Прием «Взаимовопрос» позволяет провести повторное чтение в паре вдумчивым и внимательным. А «тонкие и толстые вопросы», обобщая изученное, плавно подводят к рефлексии урока. Тонкие вопросы предполагают конкуретный ответ, с опорой на текст. Толстые вопросы будят мысль и заставляют отвечать более нестандартно, высказывать свою точку зрения. Прием «незаконченное предложение» позволяет ребенку выбрать закончить его так, чтобы можно было подчеркнуть свои знания и открытия в изучении данного произведения.
Домашнее задание не составит труда в написании «Эссе», а наоборот даст возможность побудить мысль, возможно повторно перечитать текст, выделяя главное, что будет являться хорошей базой для подготовки к пересказу произведения.
Следует отметить следующие преимущества урока:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал учеников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание • повышает самооценку. Использование на уроках литературного чтения приемов критического мышления помогает урок сделать интересным и плодотворным.