«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения с элементами критического мышления. "Как слона лечили" (по В. Коржикову)

Урок литературного чтения соответствует типу урока формирования навыков и умений работать с текстом. Он знакомит учащихся с новым произведением изучаемого раздела; развивает воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививает любовь к животным и интерес к чтению. Построен с использованием приемов критического мышления.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2-м классе с элементами критического мышления.

Шапошникова Марина Игорьевна,

. Астана, гимназия №6,

учитель начальных классов.

Тема: «Как слона лечили» (По В. Коржикову).

Цель: совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного чтения.

Задачи: познакомить учащихся с новым произведением данного раздела; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Тип урока : Урок формирования навыков и умений

Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Стадия вызова

Приём «Ассоциации» (каждый работает сам)

-Напишите слова – ассоциации к слову «СЛОН».

- Глядя на слова- ассоциации, дайте определение этому слову.

- Кто может дополнить, не повторяясь?

Стратегия «Предположение»

- Слоны могут разговаривать человеческим языком?

- А у них может что-то болеть?

- А как слон скажет о том, что у него что-то болит, если он не умеет разговаривать?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом « Как слона лечили». О чём может быть рассказ с таким названием?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

- Кто автор рассказа?

3. Стадия осмысления

Чтение рассказа цепочкой.

- Как лечили слона? Почему он заболел? Чьи предположения были близки?

Прием «Бортовой журнал» 

- Что вы знаете про слонов? ( Работая в паре, составляется таблица)

Я знаю про слонов?

Я узнал про слонов



Презентация «Все о слонах» ( Презентацию представляет подготовленный ребенок.)

- Что нового узнали про слонов?

Работа в парах.

«Взаимоопрос» ( Повторное чтение по абзацам. Один читает абзац, другой ученик задаёт ему вопрос после прочитанного абзаца )

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

- Кто автор рассказа? - Как называется рассказ?

- О каком городе идет речь в рассказе? Как вы думаете, где находится этот город? Что вам помогает узнать об этом из текста?

- Какое событие должно произойти в городе?

- Что привлекло внимание покупателей и продавцов? С чем сравниваются буквы на афише? Что было написано на афише?

- Откуда ехал слон? Как везли слона? Что произошло с ним в дороге?

- Как вы можете объяснить фамилию доктора? Известна ли вам ещё фамилия доктора, который тоже лечил зверей? Чем отличается фамилия доктора Миролюбова от фамилии Айболит?

- Как доктор Миролюбов узнал, что болит у слона?

- Как слон отблагодарил доктора Миролюбова?

- Почему рассказ назвали « Как слона лечили?»

- Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?

- Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка больного?

4. Стадия «Рефлексия»

Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…- Новым для меня стало…

- Что я возьму с собой? - Мне понравилось…

- Где мне было легко? - Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу…

Д/З Эссе «Мое отношение к слонам».









Комментарии к уроку:

Урок литературного чтения соответствует типу урока формирования навыков и умений работать с текстом. Он знакомит учащихся с новым произведением изучаемого раздела; развивает воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививает любовь к животным и интерес к чтению. Построен с использованием приемов критического мышления.

Первая стадия вызова раскрывается через прием ассоциаций и предположения. Ученики работают самостоятельно и делятся информацией со всем классом.

Вторая стадия осмысления собирает информацию в «бортовой журнал», через имеющиеся знания у детей и новые, после просмотра презентации. Работа проводится в парах, что дает возможность ученикам обсуждать , выделяя значимое. Прием «Взаимовопрос» позволяет провести повторное чтение в паре вдумчивым и внимательным. А «тонкие и толстые вопросы», обобщая изученное, плавно подводят к рефлексии урока. Тонкие вопросы предполагают конкуретный ответ, с опорой на текст. Толстые вопросы будят мысль и заставляют отвечать более нестандартно, высказывать свою точку зрения. Прием «незаконченное предложение» позволяет ребенку выбрать закончить его так, чтобы можно было подчеркнуть свои знания и открытия в изучении данного произведения.

Домашнее задание не составит труда в написании «Эссе», а наоборот даст возможность побудить мысль, возможно повторно перечитать текст, выделяя главное, что будет являться хорошей базой для подготовки к пересказу произведения.

Следует отметить следующие преимущества урока:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал учеников, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание • повышает самооценку. Использование на уроках литературного чтения приемов критического мышления помогает урок сделать интересным и плодотворным.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее