Литературное чтение. 2 класс
Тема: Разножанровые произведения о природе.
Цели:
Метапредметные: Расширять кругозор детей. Учить видеть красоту в природе.
Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу, социальные компетенции.
Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать о природе.
Познавательные: Познакомить с произведениями О. Высотской «Одуванчик», М Пришвин «Золотой луг», сказкой об одуванчике; учиться использовать авторские средства языковой выразительности; учить вести диалог; работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.
Ход урока
Организационный момент
-Посмотрите за окно. Этот чудесный солнечный день дарит нам весна. Каждый день в природе происходят какие-нибудь чудесные превращения. Природа обладает способностью постоянно удивлять нас.
Давайте осторожно приоткроем воображаемую дверцу и войдем в этот таинственный мир – мир открытий, чудес, наслаждений. Попытаемся разглядеть этот мир, ощутить и почувствовать его дыхание.
2.Актуализация знаний
- Над каким разделом мы с вами работаем?
А какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?
Какие цветы появляются одними из первых?
3. Сообщение темы
Послушайте загадку. О каком цветке идет речь?
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
А почему одуванчик так называется? (От слова «дуть»)
А знаете ли вы, что у одуванчика 27 различных названий? Вот только некоторые из них: одуй — плешь, бабка, пушица, зубчик, летучки, дуван, плешивец...
Посмотрите на слайд и прочитайте тему урока.
Как вы думаете, почему я начала урок разговором про одуванчик, а тема звучит так: «Разножанровые произведения о природе»?
-Мы будем изучать произведения о природе, а точнее об одуванчиках – удивительных цветах, которые радуют нас своей незамысловатой красотой.
- Какие цели вы поставили бы перед собой в связи с изучением этой темы?
познакомиться с произведением;
определить жанр;
определить тему;
сравнить.
4. Работа по теме
Откройте учебник стр. 121, прочитайте название произведения.
Кто автор?
Чтение стихотворения учителем.
Послушайте и подготовьте ответ на вопрос:
Как автор называет одуванчик?
Чтение стихотворения О.Высотской “Одуванчик” учащимися вслух.
Беседа:
- Как вы понимаете эти слова: «Он большого солнца маленький портрет»?
(Солнце изображают в виде круга желтого цвета и цветок одуванчика такой же формы и цвета.)
- А кто видел одуванчик? Кто сможет описать его?
- Посмотрите, какой красивый одуванчик!
- Действительно, похож на солнышко?
- Как автор относится к цветку?
- Выполнение задания 3 в рабочей тетради.
-Прочитайте выразительно, постарайтесь передать настроение этого произведения.
4) Моделирование обложки.
-Люди очень любят эти первые весенние цветы, поэты пишут стихи, писатели –рассказы, народ сочиняет загадки.
Речевая разминка (отчётливо произносить все звуки)
Ва — ва — ва — вот высокая трава.
Вы — вы — вы — даже выше головы.
Ве — ве — ве — и цветы видны в траве.
Ви — ви — ви — только много их не рви.
- А почему, ребята, нельзя срывать в большом количестве луговые цветы?
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие на луг.
- Пение какой птицы вы слышите? А где живёт эта маленькая, неприметная птичка?
Давайте медленно пройдём по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
И нужно над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Каждый из вас летом не раз бывал на лугу и видел, какие растения там растут.
А вот М.М.Пришвин назвал луг золотым. Как вы думаете, почему?
5). Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг» учащимися вслух.
- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?
Почему луг был золотой? Найдите в тексте.
- Что заставило мальчика заняться наблюдением?
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?
- Что говорит рассказчик об одуванчиках в конце рассказа?
- Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть обычных цветов?
6). Моделирование обложки.
7). Рассказывание сказки об одуванчике.
- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с еще одним произведением об одуванчике…
Наступила весна. Солнышко пригревало все теплее, птички пели все громче. На полянке, среди мягкой травки, появился цветочек. Ему так нравилось Солнышко, что он тянулся к нему всеми силами.
- "Какое ты, Солнышко, красивое! Вот бы и мне вырасти таким", - думал маленький цветочек.
-"Конечно, вырастешь, Одуванчик", - ответило Солнышко и подарило цветочку чудесную желтую шапочку.
Цветочек очень полюбил свою шапочку! Каждый вечер, собираясь спать, Одуванчик прятал ее, а каждое утро она раскрывалась, а цветочек тянулся все выше и выше. Очень хотелось, чтобы его шапочку видели все-все-все на зеленой полянке.
Однажды утром Одуванчик раскрыл свою шапочку и ахнул от удивления: желтая, как цыпленок шапочка, превратилась в пушистое белоснежное облако.
-"Солнышко, а теперь тебе я нравлюсь?", - скромно спросил Одуванчик.
- "Конечно", - ответило Солнышко.
- "Но я же теперь не похож на тебя".
-Зато ты теперь особенный и неповторимый", - ласково ответило Солнышко.
Одуванчик радостно танцевал на зеленом поле, покачивая своей белоснежной шапочкой. У него было отличное настроение.
Но вдруг тучи начали сгущаться, налетел сильный Ветер. Ветер бывает в разном настроении. Иногда он ласковый и игривый, а иногда злой и очень сильный. В этот день он дул изо всех сил. Одуванчик как мог пытался закрыть листочками свою шапочку. Но Ветер не унимался. Очередной порыв сильного Ветра сорвал с него шапочку, и она разлетелась на много-много маленьких парашютиков. Одуванчик очень расстроился. Он плакал, плакал, пока не уснул от бессилия.
Ночью Ветер стих, а утром Одуванчик проснулся, почувствовав, как его обнимают теплые лучи Солнышка. Он вспомнил про вчерашнее происшествие с шапочкой и, расстроившись, начал рассказывать обо всем Солнышку. Но Солнышко сказало: "Не расстраивайся! Посмотри вокруг!"
Одуванчик оглянулся и увидел, что рядом с ним появилось много-много маленьких Солнышек - маленьких Одуванчиков.
- "Но откуда они?", - удивленно спросил цветочек.
- "Шапочка твоя волшебная! На каждом парашютике есть маленькое семечко. Оно падает на землю, а на этом месте появляется новое маленькое Солнышко".
Одуванчик обнял своими листочками маленькие цветочки и больше не расстраивался из-за своей волшебной шапочки. Ведь она подарила его любимой зеленой полянке так много маленьких Солнышек.
(Дети прикрепляют одуванчики к зеленому полю)
- А это произведение какого жанра?
- К сожалению, я не знаю автора этой сказки, но она очень красивая. Правда?
8). Работа в группах
- А теперь давайте сравним эти произведения. Я вас прошу заполнить таблицу.
Фамилия автора | заголовок | жанр | тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия.
Вспомните цель, которую поставили перед собой в начале урока, достигли вы своей цели? Да, мы познакомились со стихотворением, рассказом и сказкой об удивительном цветке. Сравнили их. А самое главное мы учились с вами видеть прекрасное в обыденном.
Ведь это великое счастье и наслаждение, что есть утро, солнце, пролетающее облако, дождь, трава, цветы. Надо только научиться разглядеть все это, восхищаться увиденным.
-Какие черты характера надо воспитывать и развивать в себе, чтобы тонко подсмотреть, подметить, разглядеть все то, что нас окружает?
В нашей душе живут мечта, вера, доброта. Давайте стремиться к тому, чтобы наша доброта стала парашютиками одуванчика и разлетелась по всей всей земле.
Слушание песни об одуванчиках
Вариативное домашнее задание.
Одуванчик просит вас узнать о нем еще больше, и приготовил для вас следующие задания, которые вы можете выбрать по желанию.
Нарисуй меня, пожалуйста.
Узнай, в какое время года я зацветаю, а в какое посылаю парашютики по всему свету?
Выучи обо мне стихотворение.
Узнай, какие насекомые меня обожают?
Подумай, почему меня называют лекарственным растением?
Назови меня по имени и отчеству. Дай мне фамилию.
Как с моей помощью ты узнаешь, что наступило 14 часов дня?
Опиши, что ты будешь чувствовать, когда увидишь поляну одуванчиков?
Подбери эпитеты к моему имени.
Может быть, ты сможешь подобрать слова-рифмы к моему имени.
Вариативное домашнее задание.
Одуванчик просит вас узнать о нем еще больше, и приготовил для вас следующие задания, которые вы можете выбрать по желанию.
Нарисуй меня, пожалуйста.
Узнай, в какое время года я зацветаю, а в какое посылаю парашютики по всему свету?
Выучи обо мне стихотворение.
Узнай, какие насекомые меня обожают?
Подумай, почему меня называют лекарственным растением?
Назови меня по имени и отчеству. Дай мне фамилию.
Как с моей помощью ты узнаешь, что наступило 14 часов дня?
Опиши, что ты будешь чувствовать, когда увидишь поляну одуванчиков?
Подбери эпитеты к моему имени.
Может быть, ты сможешь подобрать слова-рифмы к моему имени.
Фамилия автора | заголовок | жанр | тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия автора | заголовок | жанр | тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|