«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения, Разножанровые произведения о природе ("Школа 21 века")

На уроке литературного чтения "Разножанровые произведения о природе" дети познакомятся с произведениями О.Высотской "Одуванчик" и М.Пришвина "Золотой луг", проанализируют средства языковой выразительности, поработают в группах и индивидуально.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литературное чтение. 2 класс


Тема: Разножанровые произведения о природе.


Цели:

Метапредметные: Расширять кругозор детей. Учить видеть красоту в природе.

Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу, социальные компетенции.

Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать о природе.

Познавательные: Познакомить с произведениями О. Высотской «Одуванчик», М Пришвин «Золотой луг», сказкой об одуванчике; учиться использовать авторские средства языковой выразительности; учить вести диалог; работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.

Ход урока


  1. Организационный момент


-Посмотрите за окно. Этот чудесный солнечный день дарит нам весна. Каждый день в природе происходят какие-нибудь чудесные превращения. Природа обладает способностью постоянно удивлять нас.

Давайте осторожно приоткроем воображаемую дверцу и войдем в этот таинственный мир – мир открытий, чудес, наслаждений. Попытаемся разглядеть этот мир, ощутить и почувствовать его дыхание.


2.Актуализация знаний

- Над каким разделом мы с вами работаем?

А какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?

Какие цветы появляются одни­ми из первых?


3. Сообщение темы

Послушайте загадку. О каком цветке идет речь?

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

А почему одуванчик так называется? (От слова «дуть»)

А знаете ли вы, что у одуванчика 27 различных названий? Вот только некоторые из них: одуй — плешь, бабка, пушица, зубчик, летучки, дуван, плешивец...

Посмотрите на слайд и прочитайте тему урока.

Как вы думаете, почему я начала урок разговором про одуванчик, а тема звучит так: «Разножанровые произведения о природе»?

-Мы будем изучать произведения о природе, а точнее об одуванчиках – удивительных цветах, которые радуют нас своей незамысловатой красотой.

- Какие цели вы поставили бы перед собой в связи с изучением этой темы?

  • познакомиться с произведением;

  • определить жанр;

  • определить тему;

  • сравнить.

4. Работа по теме

Откройте учебник стр. 121, прочитайте название произведения.

Кто автор?

  1. Чтение стихотворения учителем.

Послушайте и подготовьте ответ на вопрос:

Как автор называет одуванчик?


  1. Чтение стихотворения О.Высотской “Одуванчик” учащимися вслух.

  2. Беседа:

- Как вы понимаете эти слова: «Он большого солнца маленький портрет»?

(Солнце изображают в виде круга желтого цвета и цветок одуванчика такой же формы и цвета.)

- А кто видел одуванчик? Кто сможет описать его?

- Посмотрите, какой красивый одуванчик!

- Действительно, похож на солнышко?

- Как автор относится к цветку?

- Выполнение задания 3 в рабочей тетради.

-Прочитайте выразительно, постарайтесь передать настроение этого произведения.


4) Моделирование обложки.


-Люди очень любят эти первые весенние цветы, поэты пишут стихи, писатели –рассказы, народ сочиняет загадки.

Речевая разминка (отчётливо произносить все звуки)

Ва — ва — ва — вот высокая трава.

Вы — вы — вы — даже выше головы.

Ве — ве — ве — и цветы видны в траве.

Ви — ви — ви — только много их не рви.

- А почему, ребята, нельзя срывать в большом количестве луговые цветы?

А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие на луг.

- Пение какой птицы вы слышите? А где живёт эта маленькая, неприметная птичка?

Давайте медленно пройдём по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

И нужно над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Каждый из вас летом не раз бывал на лугу и видел, какие растения там растут.

А вот М.М.Пришвин назвал луг золотым. Как вы думаете, почему?

5). Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг» учащимися вслух.

- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

Почему луг был золотой? Найдите в тексте.

- Что заставило мальчика заняться наблюдением?

- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?

- Что говорит рассказчик об одуванчиках в конце рассказа?

- Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть обычных цветов?

6). Моделирование обложки.

7). Рассказывание сказки об одуванчике.

- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с еще одним произведением об одуванчике…
















Наступила весна. Солнышко пригревало все теплее, птички пели все громче. На полянке, среди мягкой травки, появился цветочек. Ему так нравилось Солнышко, что он тянулся к нему всеми силами.

- "Какое ты, Солнышко, красивое! Вот бы и мне вырасти таким", - думал маленький цветочек.

-"Конечно, вырастешь, Одуванчик", - ответило Солнышко и подарило цветочку чудесную желтую шапочку.

Цветочек очень полюбил свою шапочку! Каждый вечер, собираясь спать, Одуванчик прятал ее, а каждое утро она раскрывалась, а цветочек тянулся все выше и выше. Очень хотелось, чтобы его шапочку видели все-все-все на зеленой полянке.

Однажды утром Одуванчик раскрыл свою шапочку и ахнул от удивления: желтая, как цыпленок шапочка, превратилась в пушистое белоснежное облако.

-"Солнышко, а теперь тебе я нравлюсь?", - скромно спросил Одуванчик.

- "Конечно", - ответило Солнышко.

- "Но я же теперь не похож на тебя".

-Зато ты теперь особенный и неповторимый", - ласково ответило Солнышко.

Одуванчик радостно танцевал на зеленом поле, покачивая своей белоснежной шапочкой. У него было отличное настроение.

Но вдруг тучи начали сгущаться, налетел сильный Ветер. Ветер бывает в разном настроении. Иногда он ласковый и игривый, а иногда злой и очень сильный. В этот день он дул изо всех сил. Одуванчик как мог пытался закрыть листочками свою шапочку. Но Ветер не унимался. Очередной порыв сильного Ветра сорвал с него шапочку, и она разлетелась на много-много маленьких парашютиков. Одуванчик очень расстроился. Он плакал, плакал, пока не уснул от бессилия.

Ночью Ветер стих, а утром Одуванчик проснулся, почувствовав, как его обнимают теплые лучи Солнышка. Он вспомнил про вчерашнее происшествие с шапочкой и, расстроившись, начал рассказывать обо всем Солнышку. Но Солнышко сказало: "Не расстраивайся! Посмотри вокруг!"

Одуванчик оглянулся и увидел, что рядом с ним появилось много-много маленьких Солнышек - маленьких Одуванчиков.

- "Но откуда они?", - удивленно спросил цветочек.

- "Шапочка твоя волшебная! На каждом парашютике есть маленькое семечко. Оно падает на землю, а на этом месте появляется новое маленькое Солнышко".

Одуванчик обнял своими листочками маленькие цветочки и больше не расстраивался из-за своей волшебной шапочки. Ведь она подарила его любимой зеленой полянке так много маленьких Солнышек.


















(Дети прикрепляют одуванчики к зеленому полю)

- А это произведение какого жанра?

- К сожалению, я не знаю автора этой сказки, но она очень красивая. Правда?

8). Работа в группах

- А теперь давайте сравним эти произведения. Я вас прошу заполнить таблицу.



Фамилия автора

заголовок

жанр

тема













Рефлексия.


Вспомните цель, которую поставили перед собой в начале урока, достигли вы своей цели? Да, мы познакомились со стихотворением, рассказом и сказкой об удивительном цветке. Сравнили их. А самое главное мы учились с вами видеть прекрасное в обыденном.

Ведь это великое счастье и наслаждение, что есть утро, солнце, пролетающее облако, дождь, трава, цветы. Надо только научиться разглядеть все это, восхищаться увиденным.

-Какие черты характера надо воспитывать и развивать в себе, чтобы тонко подсмотреть, подметить, разглядеть все то, что нас окружает?

В нашей душе живут мечта, вера, доброта. Давайте стремиться к тому, чтобы наша доброта стала парашютиками одуванчика и разлетелась по всей всей земле.


Слушание песни об одуванчиках





Вариативное домашнее задание.

Одуванчик просит вас узнать о нем еще больше, и приготовил для вас следующие задания, которые вы можете выбрать по желанию.

  1. Нарисуй меня, пожалуйста.

  2. Узнай, в какое время года я зацветаю, а в какое посылаю парашютики по всему свету?

  3. Выучи обо мне стихотворение.

  4. Узнай, какие насекомые меня обожают?

  5. Подумай, почему меня называют лекарственным растением?

  6. Назови меня по имени и отчеству. Дай мне фамилию.

  7. Как с моей помощью ты узнаешь, что наступило 14 часов дня?

  8. Опиши, что ты будешь чувствовать, когда увидишь поляну одуванчиков?

  9. Подбери эпитеты к моему имени.

  10. Может быть, ты сможешь подобрать слова-рифмы к моему имени.



Вариативное домашнее задание.

Одуванчик просит вас узнать о нем еще больше, и приготовил для вас следующие задания, которые вы можете выбрать по желанию.

  1. Нарисуй меня, пожалуйста.

  2. Узнай, в какое время года я зацветаю, а в какое посылаю парашютики по всему свету?

  3. Выучи обо мне стихотворение.

  4. Узнай, какие насекомые меня обожают?

  5. Подумай, почему меня называют лекарственным растением?

  6. Назови меня по имени и отчеству. Дай мне фамилию.

  7. Как с моей помощью ты узнаешь, что наступило 14 часов дня?

  8. Опиши, что ты будешь чувствовать, когда увидишь поляну одуванчиков?

  9. Подбери эпитеты к моему имени.

  10. Может быть, ты сможешь подобрать слова-рифмы к моему имени.





































Фамилия автора

заголовок

жанр

тема



















Фамилия автора

заголовок

жанр

тема















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее