«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения по теме: Обобщение по разделу "Писатели – детям"

Литературное чтение. 2 класс.

Тема: "Обобщение по разделу «Писатели – детям»"

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания учащихся о жизни и творчестве изученных писателей;
  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений и писателей, выставка книг изученных писателей, тексты для проверки техники чтения, презентация.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литературное чтение. 2 класс.

Тема: "Обобщение по разделу «Писатели – детям»"

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания учащихся о жизни и творчестве изученных писателей;

  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение;

  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов, узнавать произведение по отрывку.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений и писателей, выставка книг изученных писателей, тексты для проверки техники чтения, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

-Итак, урок литературного чтения.

2. Речевая разминка.

1. Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки А О У Ы Э»

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать.

б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.

в) «Лошадка».

3. Дикционные упражнения.  

а) Произнесение скороговорки.

- Прочитайте скороговорку (про себя, шёпотом, громко).

- Произнесите скороговорку:

1 ряд – спокойным голосом;

2 ряд – громче;

3 ряд – очень громко.

- Повернитесь друг к другу и произнесите:

1 вариант – с вопросительной интонацией;

2 вариант – с восклицательной интонацией.

От топота копыт пыль по полю летит.

- Мы научились чётко и грамотно произносить слова, что нам необходимо в течение всего урока и жизни. Я жду от вас точных и грамотных ответов.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

2. Говори – не торопись и

    смотри – не ошибись.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

3.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Сегодня мы вспомним и обобщим изученные произведения по нашему разделу. А как он называется, вы мне скажете, если расшифруете эти слова (илетасип – мятед).

Писатели – детям.

- Как вы догадались? (читали справа налево)

- Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада.

- Давайте поставим цели.

- Произведения этих писателей мы читали в классе и дома. У каждого из вас появились любимые писатели и произведения. Цель сегодняшнего урока доказать свои знания, показать, какими внимательными думающими читателями вы были.

Приём «Верно ли, ...»

  • Верно ли, что для детей писать легче, чем для взрослых?

  • Верно ли, что раздел можно было назвать « Поэты – детям»?

  • Верно ли, что их произведения чем-то похожи?

(Учитель выслушивает ответы детей, не комментируя их.)

4. Работа по теме урока.

- Ну, а начнём наш урок с биографии писателей.

Рассказ о писателях.

От каждой группы выступает один ученик, рассказывает биографию писателя.

I группа рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

II группа расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни – 1882 – 1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Стихи-сказки Чуковского – «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», «Муха-цокотуха» и другие – воспринимаются детьми как песенки, под которые можно двигаться, приплясывать. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать… они никогда не зажгут малолетних сердец» – утверждал Чуковский. Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает.

III группа расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

IV группа расскажет о С.Я.Маршаке

Самуил Яковлевич Маршак – детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого-полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме – вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе.

На доске игра «Путаница». Необходимо соединить название произведения и его автора.

«В школу»

«Верёвочка»

«Вовка – добрая душа»

«Живая шляпа»

«Затейники»

«Кот и лодыри»

«Мой секрет»

«Мой щенок»

«Мы не заметили жука»

«На горке»

«Путаница»

«Радость»

«Сила воли»

«Федорино горе»







К. И. Чуковский

С. Я. Маршак

С. В. Михалков

А. Л. Барто

Н. Н. Носов



Вопросы:

- Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел?

- Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру.)

- В каких произведениях предметы показаны как живые?

- Зачем это понадобилось писателям? (Ответы: «Федорино горе»)

- На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая?

- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

«Угадайте автора и произведение».

- Вспомните названия следующих произведений и назовите их авторов. На какие две группы можно разделить эти произведения?

- Чем отличаются стихотворения от рассказов?

1.Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков.)

2.Тут прохожим не пройти:

Тут веревка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера.

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто.)

3.Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок. («В школу» А. Барто)

4.Один раз мы читали сказку «Три поро­сёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники». Н.Носов)

5.Котёнок Васька сидел на полу возле ко­мода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как под­прыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька со­рвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услы­шали, как позади что-то плюхнулось — упало на пол. («Живая шляпа». Н. Носов)

6.А Котька Чижов из шестой квартиры хит­рый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да голо­вой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)


  1. «Кто сказал?» Назовите героя, которому принадлежат слова.

1.«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)

2.«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе»)

3.«А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри»)

4.«Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

- Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка»)

5.«-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)

6.«- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)

7.«- Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.» (Котька. «На горке»)

Физкультминутка

Приём «Концептуальная таблица». Работа в группах.

-Точнее ответить на эти вопросы нам поможет небольшое литературное исследование, которое я предлагаю сейчас провести. Каждая группа отвечает на вопросы таблицы на отдельных листах. (Ученики зачитывают названия пунктов на оси сравнения таблицы, записанной на доске). Потом мы соберём все данные вместе и посмотрим, что же у нас получится.

В помощь можно использовать учебник.


К.И.Чуковский


С,Я.Маршак

С.В.Михалков

А.Л.Барто

Н.Н.Носов



Годы жизни



1882 - 1969



1887 - 1964



Г.р. 1913



1906 - 1981



1908 - 1976

Жанр

(стихи, рассказы, сказки)

Стихи

Сказки в стихах

Стихи

Сказки в стихах

Стихи.

Стихи.

Рассказы

Сказки

Характер произведений

Весёлые

Радостные

поучительные

Весёлые

Мудрые

добрые

Жизнерадостные.

Весёлые, грустные

Весёлые, забавные, юмористические,

поучительные

Названия произведений

Федорино горе.

Телефон.

Радость.

Муха – Цокотуха.

Путаница.

Тараканище.

Мойдодыр.

Айболит.

Бармалей.

Краденое солнце.

Сказка о глупом мышонке.

Кот и лодыри.

Детки в клетке.

Почта.

Вот какой рассеянный.

Хороший день.

Весёлая азбука.

Дядя Стёпа.

Дядя Стёпа – милиционер.

Дядя Стёпа и Егор.

Мой секрет.

Сила воли.

Мой Щенок.

Овощи.

А что у вас?

Верёвочка.

Мы не заметили жука.

В школу.

Вовка – добрая душа.

Игрушки.

Любитель – рыболов.

Незнайка и его друзья.

Затейники.

Живая шляпа.

На горке.

Огурцы.

Фантазёры.

Бобик в гостях у Барбоса.

Герои

(дети, животные, предметы)

Дети, взрослые, животные, посуда.

Дети, взрослые, животные.

Дети, взрослые, животные.

Дети, игрушки, взрослые.

Дети, взрослые, животные.

Как автор относится к героям

Сочувствует, осуждает, восхищается,

высмеивает.

Радуется, осуждает, восхищается,

высмеивает.

Восхищается, поддерживает,

жалеет.

Радуется, негодует, жалеет,

высмеивает

Радуется, осуждает,

высмеивает, помогает избавиться от недостатков.

Обобщение по таблице

Используя данные таблицы, ученики еще раз отвечают на вопросы:

  • Верно ли, что раздел можно было назвать « Поэты – детям»?

  • Верно ли, что эти писатели могли быть знакомы друг с другом?

  • Верно ли, что их произведения тоже чем-то похожи?

  • Верно ли, что для детей писать легче, чем для взрослых?



Рефлексия.

1. Диагностика скорости чтения (См. приложение к уроку.)

Детям раздаются тексты, дети читают 1 минуту вслух 1 вариант второ­му, затем наоборот (2 вариант продолжает чтение, а не начинает сначала.). По истечении 1 минуты ставится галочка после последнего прочитанного слова, по усмотрению учителя подсчет слов ведут дети или сам учитель. Вопросы:

  • Назовите автора и произведение.

  • Какие имена героев запомнили?

  • Как автор называет их : мальчики или…? (Малыши-коротыши)

  • Как выглядел Знайка? Доктор Пилюлькин?

  • Сколько малышей жили в одном доме на улице Колокольчиков?

Итог урока.

- Произведения, каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?

Дети:

-Интересно пишут, весело, иногда ругают детей;

-радуются хорошим детским поступкам;

-помогают избавиться от недостатков;

-подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру.

- Назовите наиболее понравившееся стихотворение.

- Почему вам нравится читать произведения этих авторов?

- Чему учат эти стихи?

- И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

- Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!

- В знак благодарности детским писателям: (19 слайд)

Детский писатель-

Добрый и весёлый

Радует, помогает, учит!

Как с тобой интересно!

Друг!

Домашнее задание:

Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок 2 любых скороговорки со стр. 66-67 и подготовить ответы на вопросы на стр. 68-70

Выставление оценок.

Приложение к уроку:

Текст для проверки техники чтения.

...В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много! А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун. Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал...

239 слов.

Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее