Ход урока
1. Организационный момент. Прозвенел уже звонок Начинаем мы урок.
2. Актуализация опорных знаний. Много жанров есть на свете
- О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка) - Сегодня на уроке продолжаем работать над сказками. - Мы будем не только читать, и работать с текстом, но постараемся мыслить, делать логические выводы. - Какие сказки передавали из уст в уста. (Передавали издавна из уст в уста народные сказки.) - Назовите другую группу сказок? ( Авторские ) - Виды сказок? (Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Сказки про животных – главные герои – животные.)
Работа в парах. - Отгадайте сказку и определите вид. 1)Летела стрела и попала в болото.
2)Вымолвил словечко – Покатилась печка Прямо из деревни К парню да царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю. («По щучьему велению». Волшебная сказка.)
3) Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три медведя». Сказка о животных)
4)Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко, Не послушался кота, Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса». Сказка о животных)
5)Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Волшебная сказка)
6)Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! («Снегурочка». Волшебная сказка)
7)Какая сказка, нам секрет открой, Где говорилось: Спи, глазок, и спи другой!»? («Крошечка-Хаврошечка». Волшебная сказка.)
3. Мотивация Проблемная ситуация. 1. Загадки. Крупу в кастрюлю насыпают,
2. Из крупы ее сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак... (каша) 3. Замечательный дружище, (топор)
-Это топор. Для чего нужен топор? (дрова рубить) - Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? (Про топор, про кашу.) - Попробуем предположить тему урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой “Каша из топора”. - Посмотрите на следующий слайд и скажите, а так бывает, чтобы кашу из топора варили? (Нет, топор не варят.) - А я читала про один такой случай, хотите о нём узнать? - Говорят славная каша получилась!
4. Изучение нового материала - Сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. - К какому виду отнесем эту сказку? (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей) - Давайте, вспомним, о чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.) - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. - Открой те учебники на стр. 56. Прочитайте название сказки. - Можно ли по названию сказки определить главных героев? Словарная работа. служивый - солдат, военнослужащий; побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время; притомиться - устать; изба - деревянный, крестьянский дом; вдоволь - достаточно; варево - горячее жидкое кушанье, похлебка; чулан - помещение в доме, служило кладовкой; сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса; котел - большой металлический сосуд для варки пищи; коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка. Чтение сказки. Первичная проверка понимания: - Понравилась сказка? Чем понравилась? - Почему солдат постучал в избу? - Кто там жил? - Что попросил солдат у старухи? - Как старуха отреагировала на просьбу солдата? - Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом? - Что получилось у солдата сварить из топора? - Почему он так поступил? Физкультминутка. 5. Закрепление нового материала. Работа над пословицами. - Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. - Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке? - Смекнешь да схитришь - врагов победишь. - Сметка дороже всего. - Глупый киснет, а умный все промыслит. Выборочное чтение. - Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте. - И как отвечает ему старуха. Прочитайте. - У вас на парте лежат силуэты героев сказки. Давайте дадим характеристику героям. - Дайте характеристику солдату. Какой он? - Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная. - Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается».
6.Рефлексия - С какой новой сказкой познакомились на уроке? - Ваше отношение к поступку героя? - Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему? - Покажите свое настроение с помощью человечков.
7. Домашнее задание. Подготовиться к чтению по ролям.
|