«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения по теме: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

В материале разработан урок литературного чтения на примере работы со сказкой А.С.пушкина с учетом формирования УУД учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Луценко Марина Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ 20 г.Твери


Германова Елена Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ 30 г.Твери

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.



Планируемые результаты:

Предметные: Научатся узнавать сказку А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Продолжат учиться правильно и выразительно читать




метапредметные:

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Проявляют учебную и коммуникативную активность

С помощью учителя ставят цель, осуществляют контроль, проводят коррекцию, прогнозируют ситуацию.

Самостоятельно пользуются предложенной информацией, представленной в различных видах, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной в тексте. используют логические действия (сопоставление, аналогия, анализ)

Сотрудничают с одноклассниками и учителем, работа в парах.

Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина

Оценивание своей работы на уроке








№ п/п

Название этапа урока

Ход урока (деятельность учителя)


Деятельность учащихся


Формируемые УУД




Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Самоопределение к деятельности.

Мы сегодня на уроке совершим путешествие в мир сказок. Догадайтесь, о сказке какого автора мы с вами будем говорить.

Узнают по портрету А.С. Пушкина.


Самоопределение.



2.

Актуализация знаний.

Разгадайте кроссворд по сказкам А.С. Пушкина. По горизонтали:

  1. Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, всех будит. (Петушок)

2.Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки. (Заяц)

3.Я увидел свой портрет,

Отошел - портрета нет.(Зеркало)

5.Белым цветет,

Зеленым висит,

Красным падает .(Яблоко)

По вертикали:

4.Волна в озере встает-

Двойка белая плывет. (Лебедь).

5. В воде она живет.

Нет клюва, а она клюет. (Рыбка)

Соотнесите слова – отгадки с известными вам сказками А.С. Пушкина.






Решение кроссворда.

Обсуждение ответов в парах.








Учащиеся называют знакомые сказки. Соотносят слова – отгадки с названиями сказок.
























Контроль и коррекция ответов.


Обращение к личному опыту.












Логические(аналогия),свободное ориентирование в ранее изуч. произведениях



Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.





3.

Выявление места и причин затруднения.

-Какие слова-отгадки остались неиспользованными?(зеркало, яблоко).

-Назовите сказку А.С.Пушкина, в которой встречаются эти предметы?

-Почему вы затрудняетесь?


Отвечают на вопросы.


волевая саморегуляция в ситуации затруднения





осознанное и произвольное построение речевого высказывания


4.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с новой сказкой А.С. Пушкина).

-Что для этого будем использовать? (Новое произведение, правила выразительного чтения, умение слушать и работать с текстом.

-Какие правила работы с новым произведением вы знаете?

- Расскажите их соседу по парте.


Совместно с учителем формулируют тему.




Вспоминают правила работы с новым произведением.


Постановка учебной задачи.

Осознанное высказывание в устной форме.


Умение работы в парах.

5.

Реализация построенного проекта.

-Откройте учебник. Прочитайте название сказки(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Кто ее написал?

-О чем нам может рассказать автор в этой сказке?

-Прослушайте аудиозапись и отметьте в тексте незнакомые вам слова и выражения.

Ознакомление со сказкой.


- Каковы ваши впечатления от услышанного? Обоснуйте свое мнение.


Используя текст, ответьте на вопросы:

1.Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

2. Какие слова и выражения были непонятны?







Предположения детей.




Слушают сказку, отмечают незнакомые слова в тексте.

Оценивание жизненной ситуации.

Прогнозирование ситуации

Поиск и выделение необходимой информации. Умение ориентироваться в тексте.



6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Найдите в Толковом словаре значение слова"черный". Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках:

Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,     
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.



Выразительное чтение отрывка, работа со словарем.



Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение


7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Какую особенность в построении этой сказки вы заметили?(повторяющийся отрывок

"Свет мой ,зеркальце! скажи...")

-Найдите этот отрывок в тексте, прочитайте его выразительно

(эталон-аудиозапись данного отрывка)


Высказывают свои мнения

Читают выразительно



контроль и коррекция

осознанное и произвольное построение речевого высказывания


8

Включение в систему знаний и повторений.

-Выделите только те отрывки, которые относятся к теме сегодняшнего урока?

1.Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб.


2.И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.


3.Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.


4.Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с одною тиной.


5.Я ль, на свете мне всех милее,

Всех румяней и белее?




Читают отрывки, выделяют.




Работа с информацией, анализ и сопоставление


9.

Рефлексия деятельности на уроке

Я познакомился с …..

Было непросто……

Я добился…..

У меня получилось……

Хотелось бы…..

Мне запомнилось….

Я попробую…..

Продолжение предложений.

Самооценка

Саморегуляция

Умение обосновывать собственную деятельность на уроке.



Домашнее задание: Перечитать сказку. Подготовиться к выразительному чтению сказки.

Методические рекомендации.

При моделировании современного урока необходимо:

- реализовывать системно-деятельностный подход;

- обращать внимание на соответствие содержания этапа урока названию этапа;

- правильно выбирать задания для формирования каждого ууд;



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее