Луценко Марина Евгеньевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ 20 г.Твери
Германова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ 30 г.Твери
Урок литературного чтения
Класс: 4
Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся узнавать сказку А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Продолжат учиться правильно и выразительно читать
метапредметные:
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Проявляют учебную и коммуникативную активность | С помощью учителя ставят цель, осуществляют контроль, проводят коррекцию, прогнозируют ситуацию. | Самостоятельно пользуются предложенной информацией, представленной в различных видах, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной в тексте. используют логические действия (сопоставление, аналогия, анализ) | Сотрудничают с одноклассниками и учителем, работа в парах. |
Проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина | Оценивание своей работы на уроке |
|
|
|
|
|
|
№ п/п | Название этапа урока | Ход урока (деятельность учителя)
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД | |||||||
|
|
| Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||
1. | Самоопределение к деятельности. | Мы сегодня на уроке совершим путешествие в мир сказок. Догадайтесь, о сказке какого автора мы с вами будем говорить. | Узнают по портрету А.С. Пушкина. |
| Самоопределение. |
|
| ||||
2. | Актуализация знаний. | Разгадайте кроссворд по сказкам А.С. Пушкина. По горизонтали:
Не сторож, всех будит. (Петушок) 2.Живу в лесу и на лугу, Я порчу в огороде грядки И удираю без оглядки. (Заяц) 3.Я увидел свой портрет, Отошел - портрета нет.(Зеркало) 5.Белым цветет, Зеленым висит, Красным падает .(Яблоко) По вертикали: 4.Волна в озере встает- Двойка белая плывет. (Лебедь). 5. В воде она живет. Нет клюва, а она клюет. (Рыбка) Соотнесите слова – отгадки с известными вам сказками А.С. Пушкина.
|
Решение кроссворда. Обсуждение ответов в парах.
Учащиеся называют знакомые сказки. Соотносят слова – отгадки с названиями сказок.
|
| Контроль и коррекция ответов.
| Обращение к личному опыту.
Логические(аналогия),свободное ориентирование в ранее изуч. произведениях |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| ||||
3. | Выявление места и причин затруднения. | -Какие слова-отгадки остались неиспользованными?(зеркало, яблоко). -Назовите сказку А.С.Пушкина, в которой встречаются эти предметы? -Почему вы затрудняетесь? |
Отвечают на вопросы. |
| волевая саморегуляция в ситуации затруднения
| осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
| ||||
4. | Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с новой сказкой А.С. Пушкина). -Что для этого будем использовать? (Новое произведение, правила выразительного чтения, умение слушать и работать с текстом. -Какие правила работы с новым произведением вы знаете? - Расскажите их соседу по парте.
| Совместно с учителем формулируют тему.
Вспоминают правила работы с новым произведением. |
| Постановка учебной задачи. | Осознанное высказывание в устной форме.
| Умение работы в парах. | ||||
5. | Реализация построенного проекта. | -Откройте учебник. Прочитайте название сказки(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). Кто ее написал? -О чем нам может рассказать автор в этой сказке? -Прослушайте аудиозапись и отметьте в тексте незнакомые вам слова и выражения. Ознакомление со сказкой.
- Каковы ваши впечатления от услышанного? Обоснуйте свое мнение.
Используя текст, ответьте на вопросы: 1.Что вам больше всего запомнилось из этой сказки? 2. Какие слова и выражения были непонятны?
|
Предположения детей.
Слушают сказку, отмечают незнакомые слова в тексте. | Оценивание жизненной ситуации. | Прогнозирование ситуации | Поиск и выделение необходимой информации. Умение ориентироваться в тексте.
|
| ||||
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Найдите в Толковом словаре значение слова"черный". Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках: Она, черной зависти полна, | Выразительное чтение отрывка, работа со словарем. |
|
| Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение |
| ||||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Какую особенность в построении этой сказки вы заметили?(повторяющийся отрывок "Свет мой ,зеркальце! скажи...") -Найдите этот отрывок в тексте, прочитайте его выразительно (эталон-аудиозапись данного отрывка)
| Высказывают свои мнения Читают выразительно |
|
контроль и коррекция | осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
| ||||
8 | Включение в систему знаний и повторений. | -Выделите только те отрывки, которые относятся к теме сегодняшнего урока? 1.Призадумался поп, Стал себе почёсывать лоб.
2.И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.
3.Ах ты, мерзкое стекло!
4.Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной.
5.Я ль, на свете мне всех милее, Всех румяней и белее?
| Читают отрывки, выделяют.
|
|
| Работа с информацией, анализ и сопоставление |
| ||||
9. | Рефлексия деятельности на уроке | Я познакомился с ….. Было непросто…… Я добился….. У меня получилось…… Хотелось бы….. Мне запомнилось…. Я попробую….. | Продолжение предложений. | Самооценка | Саморегуляция | Умение обосновывать собственную деятельность на уроке. |
|
Домашнее задание: Перечитать сказку. Подготовиться к выразительному чтению сказки.
Методические рекомендации.
При моделировании современного урока необходимо:
- реализовывать системно-деятельностный подход;
- обращать внимание на соответствие содержания этапа урока названию этапа;
- правильно выбирать задания для формирования каждого ууд;