Тема: Л.Н.Толстой. «Филипок»
Цель: - формировать навык выразительного осознанного чтения;
- развивать речь, внимание, артикуляционный аппарат;
- учить работать со словарём;
- воспитывать интерес к учёбе, стремление приобретать новые знания
Оборудование: иллюстрация с изображением Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «Филипок», музыка для физминутки, видео для физминутки.
Содержание урока
Организационное начало урока.
Ребята все вместе произносят:
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
2. Сообщение темы урока и задач урока.
2.1. Тема урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русского писателя Л.Н.Толстого. Это будет рассказ «Филипок» А знаете ли вы, что этот рассказ был написан в 1875 году и в этом же году опубликован. То есть этому рассказу более 140 лет.
2.2. Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1.
«Надуваем воздушный шарик»(делаем глубокий вдох и выдох)
Упражнение 2.
«Водолаз» ( делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и выдыхаем )
Работа над произведением.
Вступительная беседа.
Давайте рассмотрим иллюстрацию. На ней изображён главный герой рассказа Филипок. Что можно сказать о мальчике, ещё не читая рассказ? ( Он маленький. Из простой не богатой семьи. Филипок добрый, спокойный. Взгляд целеустремлённый. Одет в большую не по размеру шапку, наверное чужая)
Словарная работа.
Слобода – ответ смотрят в словаре учебника на стр.215
Подённая работа- временная, возможно однодневная работа.
Пострелёнок – ответ смотрят в словаре учебника на стр.215
Сенцы – сени. В деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы – нижний край одежды
Бедовый – ответ смотрят в словаре учебника на стр.215
Ознакомление с рассказом Л.Толстого «Филипок». Читает учитель, учащиеся с высокой техникой чтения. Ребята, будьте внимательны. После чтения вы будете отвечать на вопросы по содержанию.
Игра «Да – нет»
-Филипок остался дома с бабушкой. (да)
-Мальчик хотел идти в школу (да)
- Мама не пустила Филипка в школу (да)
-в школе было мало ребят(нет)
-Филипок испугался учителя (да)
-учитель был добрым (да)
-учитель сказал Филипку: приходи учиться через год (нет)
3.5. Выборочное чтение. Находим подтверждение своих ответов в тексте и заодно проверяем, правильно ли ответили.
4. Физическая минутка.
Физминутка для глаз. На видео движутся предметы, ребята только глазками за ними следят.
Работа над текстом.
Чтение «По- цепочке» всего рассказа учащимися.
Выборочное чтение.
На доске иллюстрации к рассказу. Найти слова в тексте, которые можно подписать под данными иллюстрациями.
Сенкан. Составляем сенкан к слову «Мальчик», к слову «Школа»
Физминутка
Под музыку «Танец утят»
Ассоциативный куст.
Характеристика главного героя.
- Каким был Филипок? Дайте характеристику герою словами из текста. А затем одним словом сделайте пометку в ассоциативный куст.
(любознательный, настойчивый, целеустремлённый, добрый, скромный, стеснительный, смелый и т.д.)
Творческая работа. «Письмо главному герою» Устно составьте небольшое письмо главному герою рассказа. Тема может быть любая: вы можете выразить своё восхищение его смелостью и решительностью; вы можете выразить свои советы по хорошей учёбе; можно просто рассказать о себе и т.д. В письме не должно быть больше 10 предложений. Затем ребята, по желанию, рассказывают свои письма Филипку.
Итог урока. Метод «Микрофон» Чему учит это произведение? Какие знаете пословицы об учёбе? (Ученье – свет, а не ученье – тьма. Век живи – век учись. ) Что понравилось на уроке? Что вам удалось? Что не удалось? Спасибо за урок.
Оценивание работы ребят на уроке.
Домашнее задание. Читать, пересказывать рассказ. Творческое задание. Придумайте краткое продолжение рассказа.