«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения на тему К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского, узнать, что такое путаница и небылица Задачи:Образовательная: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; Развивающая: развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге; Воспитательная: формировать представление учащихся о путаницах и небылиц

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского, узнать, что такое путаница и небылица

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; Развивающая: развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге;

Воспитательная: формировать представление учащихся о путаницах и небылицах



Планируемые результаты:

Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности.

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.











Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудывание

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

1)Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока

Словесный метод

-Здравствуйте ребята.

Ну-ка, всё проверь дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «5»

Здравствуйте

Униерсальные

Нацеливание на успешную деятельность

Выражать положительное отношение к процессу познания

Формировать умения слушать и слышать

2)Актуализация знаний

























3)Основная часть



Повторить пройденный раннее материал























Закрепить, повторить, продолжить формировать УУД

Словесный

























Словесный

Ребята, откройте учебник на странице 96.Давайте определим тему нашего урока





А какие цели перед собой поставите?
















1 слайд

Биография Чуковского Корнея Ивановича изобилует интересными событиями. Николай Корнейчуков 19 (31 по новому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мать – крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова познакомилась с будущим отцом своих детей (у Николая была еще сестра Маруся), когда устроилась в дом будущего сожителя работать прислугой. Эммануил Соломонович Левенсон – отец Николая и Маруси – носил титул потомственного почетного гражданина и крестьянка не могла составить ему достойную партию.


Вместе они прожили не менее трех лет, родили двоих детей, у которых как у незаконнорожденных не было отчества, поэтому в документах до революции 1917 года, отчества у детей писались разные. У Николая – Васильевич, у его сестры Марии – Эммануиловна. Впоследствии, их отец женился на женщине своего круга и переехал жить в Баку, а Екатерина Осиповна – в Одессу.


Все детство Николай провел в Украине – в Одесской и Николаевской областях.


Когда Николаю исполнилось пять лет, его отдали в садик мадам Бехтеевой, о котором он впоследствии писал, что дети там маршировали под музыку и рисовали картинки. В садике же он познакомился с Владимиром Жаботинским – будущим героем Израиля. В начальной школе Николай сдружился с Борисом Житковым – будущим детским писателем и путешественником. В школе, правда, Чуковский проучился лишь до 5 класса. Затем его отчислили из учебного заведения из-за “низкого происхождения”.

Но самым главным в творческой судьбе писателя становятся не переводы и не литературная критика, а детская литература. Чуковский начал писать для детей довольно поздно, уже когда был знаменитым литературоведом и критиком. В 1916 – он издал первый сборник для маленьких читателей под названием “Елка”.


Позже – в 1923 – из-под его пера появляются на свет “Мойдодыр” и “Тараканище”, с кратким содержанием которых, наверное, знакомы все дети на постсоветском пространстве. Творчество Чуковского изучается и в современной школе – во 2 классе, и сейчас даже трудно представить, что в свое время Айболит, Муха-Цокотуха и Мойдодыр подвергались суровой критике и нещадно высмеивались. Критики считали произведения безвкусными и лишенными правильной советской идеологии. Но об этом сейчас не напишут ни в предисловии к книгам писателя, ни в краткой биографии Чуковского для детей, настолько абсурдными кажутся сейчас эти обвинения, выдвинутые критиками против детского автора.


Чуковский перевел на русский для детей произведения Р. Киплинга и М. Твена, пересказал “Библию для детей”.

Ребята, на странице 96 отрывок из произведения, давайте мы с вами его прочитаем? Если кто хочет, то после урока может взять его в библиотеке и прочитать.

Так же Корней Иванович Чуковский писал путаницы и небылицы. Сейчас мы с вами узнаем что такое путаницы, и что такое небылицы

2 слайд

Путаница-это беспорядочное, запутанное сплетение, переплетение чего-л.

В этой путанице линий и не разберёшься.

У нас с вами в учебнике есть путаница , мы её сейчас будем читать.


Молодцы. Ребята, вы наверное устали сейчас мы с вами отдохнём

Физминутка

Ребята, а давайте узнаем что такое небылицы?

Небылица- это жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш»

4 слайд

Ребята, посмотрите на слайд, это небылица, кто мне её прочитает?

Молодцы ребята.






Корней Иванович Чуковский; путаницы и небылицы


Познакомиться с биографией Корнея Ивановича Чуковского; узнать, что такое путаница и небылица

















































































































































































Читают путаницу


Универсальные

























Универсальные

Принимать и сохранять учебную задачу























Адекватно воспринимать оценку учителя

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач




















Оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли






















Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

4)Подведение итогов


Словесный

Ребята, наш урок подходит к концу. Кто мне напомнит тему нашего урока?



Какие цели перед собой мы поставили вначале урока?








Мы их достигли?

Биография Корнея Ивановича Чуковского;путаницы и небылицы

Познакомиться с биографией Корнея Ивановича Чуковского; узнать что такое путаницы и небылицы

Да,достигли

Универсальные




5)Рефлексия


Словесный

5 слайд

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Было трудно…








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее