Тема: Тема: К.И.Чуковский. Путаница. Небылица
Цель: познакомить с новым произведением К.Чуковского, узнать, что такое путаница и небылица
Задачи:
Образовательная: продолжить знакомство с биографией К.И.Чуковского; Развивающая: развивать образное мышление, память, внимание; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать устную речь, умение работать с текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному; прививать любовь к книге;
Воспитательная: формировать представление учащихся о путаницах и небылицах
Планируемые результаты:
Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности.
Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудывание | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
1)Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока | Словесный метод | -Здравствуйте ребята. Ну-ка, всё проверь дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «5» | Здравствуйте | Униерсальные | Нацеливание на успешную деятельность | Выражать положительное отношение к процессу познания | Формировать умения слушать и слышать |
2)Актуализация знаний
3)Основная часть
| Повторить пройденный раннее материал
Закрепить, повторить, продолжить формировать УУД | Словесный
Словесный | Ребята, откройте учебник на странице 96.Давайте определим тему нашего урока
А какие цели перед собой поставите?
1 слайд Биография Чуковского Корнея Ивановича изобилует интересными событиями. Николай Корнейчуков 19 (31 по новому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мать – крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова познакомилась с будущим отцом своих детей (у Николая была еще сестра Маруся), когда устроилась в дом будущего сожителя работать прислугой. Эммануил Соломонович Левенсон – отец Николая и Маруси – носил титул потомственного почетного гражданина и крестьянка не могла составить ему достойную партию.
Вместе они прожили не менее трех лет, родили двоих детей, у которых как у незаконнорожденных не было отчества, поэтому в документах до революции 1917 года, отчества у детей писались разные. У Николая – Васильевич, у его сестры Марии – Эммануиловна. Впоследствии, их отец женился на женщине своего круга и переехал жить в Баку, а Екатерина Осиповна – в Одессу.
Все детство Николай провел в Украине – в Одесской и Николаевской областях.
Когда Николаю исполнилось пять лет, его отдали в садик мадам Бехтеевой, о котором он впоследствии писал, что дети там маршировали под музыку и рисовали картинки. В садике же он познакомился с Владимиром Жаботинским – будущим героем Израиля. В начальной школе Николай сдружился с Борисом Житковым – будущим детским писателем и путешественником. В школе, правда, Чуковский проучился лишь до 5 класса. Затем его отчислили из учебного заведения из-за “низкого происхождения”. Но самым главным в творческой судьбе писателя становятся не переводы и не литературная критика, а детская литература. Чуковский начал писать для детей довольно поздно, уже когда был знаменитым литературоведом и критиком. В 1916 – он издал первый сборник для маленьких читателей под названием “Елка”.
Позже – в 1923 – из-под его пера появляются на свет “Мойдодыр” и “Тараканище”, с кратким содержанием которых, наверное, знакомы все дети на постсоветском пространстве. Творчество Чуковского изучается и в современной школе – во 2 классе, и сейчас даже трудно представить, что в свое время Айболит, Муха-Цокотуха и Мойдодыр подвергались суровой критике и нещадно высмеивались. Критики считали произведения безвкусными и лишенными правильной советской идеологии. Но об этом сейчас не напишут ни в предисловии к книгам писателя, ни в краткой биографии Чуковского для детей, настолько абсурдными кажутся сейчас эти обвинения, выдвинутые критиками против детского автора.
Чуковский перевел на русский для детей произведения Р. Киплинга и М. Твена, пересказал “Библию для детей”. Ребята, на странице 96 отрывок из произведения, давайте мы с вами его прочитаем? Если кто хочет, то после урока может взять его в библиотеке и прочитать. Так же Корней Иванович Чуковский писал путаницы и небылицы. Сейчас мы с вами узнаем что такое путаницы, и что такое небылицы 2 слайд Путаница-это беспорядочное, запутанное сплетение, переплетение чего-л. В этой путанице линий и не разберёшься. У нас с вами в учебнике есть путаница , мы её сейчас будем читать.
Молодцы. Ребята, вы наверное устали сейчас мы с вами отдохнём Физминутка Ребята, а давайте узнаем что такое небылицы? Небылица- это жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевёртыш» 4 слайд Ребята, посмотрите на слайд, это небылица, кто мне её прочитает? Молодцы ребята. |
Корней Иванович Чуковский; путаницы и небылицы
Познакомиться с биографией Корнея Ивановича Чуковского; узнать, что такое путаница и небылица
Читают путаницу
| Универсальные
Универсальные | Принимать и сохранять учебную задачу
Адекватно воспринимать оценку учителя | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач
Оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
4)Подведение итогов |
| Словесный | Ребята, наш урок подходит к концу. Кто мне напомнит тему нашего урока?
Какие цели перед собой мы поставили вначале урока?
Мы их достигли? | Биография Корнея Ивановича Чуковского;путаницы и небылицы Познакомиться с биографией Корнея Ивановича Чуковского; узнать что такое путаницы и небылицы Да,достигли | Универсальные |
|
|
|
5)Рефлексия |
| Словесный | 5 слайд Сегодня на уроке я узнал… Теперь я умею… Было трудно… |
|
|
|
|
|