Гулая Елена Григорьевна
Литературное чтение. 2 класс. Тема « Н.Носов. На горке»
Цель урока: - формировать навык беглого осознанного чтения; развивать речь, память, внимание; учить составлять план, а также работать в группе; воспитывать чувство доброты, взаимопонимания, ответственности за свои поступки.
Оборудование: иллюстрации к рассказам Н.Носова, презентация к уроку, снежинки из бумаги.
Ход урока
Организационное начало урока.
Приветствие. Добрый день, ребята.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова. Ранее мы уже знакомились с некоторыми его произведениями. Давайте обратимся к книжной выставке и вспомним их названия. А сегодня мы расширим круг знаний произведений Н.Н.Носова. Вас ждёт много интересных видов работы, но я вам не раскрою всех секретов. Сейчас я попрошу каждого из вас выбрать себе одну снежинку, сзади на ней написан номер. Для чего это надо, я скажу позже. Итак, начинаем урок.
Подготовка к работе.
Дыхательная гимнастика
- надуваем воздушный шарик
- вдох, задержали дыхание, выдохнули частями
2. Разучиваем скороговорку
Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке.
(повторяем скороговорку:
- медленно,
- с ускорением,
- чередуем: громко – тихо,
- чередуем: быстро – медленно.
III. Подготовка к работе над новым текстом
Вступительная беседа. - Когда можно кататься на горке?
- Откуда берутся горки? Кто их делает?
- Вспомним сразу и правила безопасного поведения на горке.
2. Отгадайте анаграмму:
АН О Г К Р Е (на горке)
Сегодня мы знакомимся с рассказом Н.Н.Носова «На горке» Сейчас вы внимательно послушаете рассказ, а потом дадите ответы на некоторые вопросы.
IV. Ознакомление с текстом.
Словарная работа дворницкая подъехал оттолкнулся
Чтение текста учителем.
Игра «Верю – не верю»
- Горку ребята делали под стенкой сарая (да)
- Выходя во двор, Котька взял с собой санки (нет)
- Котька посыпал горку песком и спрятался (нет)
- Мальчик помог ребятам восстановить горку (да)
- Котька признался, кто посыпал горку песком (да)
- Котька Чижов жил в квартире номер шестнадцать ( нет)
4. Проверим ответы на вопросы. Ребята находят в тексте ответы на вопросы.
V. Работа над текстом.
1. Рассказ «На горке» читают дети.
Чтение по – цепочке, вслух
VI. Физминутка (под музыку « Зайчик Шнуфель »)
«Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
VII. Работа над текстом.
Анализ произведения.
- Кто главные герои произведения?
- Как работали ребята?
- Почему не выходил к ним Котька Чижов?
- Каким был этот мальчик?
- Изменился ли Котька в конце рассказа?
3. Чтение произведения детьми:
- чтение «Эстафетой»
4. Составление плана рассказа.
-Рассмотрим рисунки в учебнике, на странице 65.
-В правильной ли последовательности изображены рисунки?
-Восстановим содержание рассказа по данным иллюстрациям.
-Давайте попробуем к каждому рисунку подобрать своё маленькое название и таким образом составим план рассказа.
(Ребята высказывают свои варианты, составляем коллективно план рассказа «На горке»)
Примерный план
Дружная работа во дворе.
Хитрый Котька Чижов.
На горку не взойти.
Идея, как попасть на горку.
Разговор с ребятами.
И снова- за работу.
А работать вместе - это здорово!
5.Пересказ рассказа по составленному плану.
6. Чтение «Найди и продолжи»
(учитель начинает читать начало предложения, ученики находят и продолжают читать предложение до конца)
VIII. Творческая работа
Инсценирование.
Ребята, в начале урока вы выбрали снежинку с определённым номером. Теперь прошу вас объединиться в группы по номерам. Получилось три группы. Каждая группа вытянет конверт, в котором будет задание по содержанию рассказа. Все вы будете сейчас актёрами в театре. Вам надо будет инсценировать определённый отрывок из рассказа. Времени на репетицию не будет. У вас будет время только распределить роли. (Ребята готовятся выполнить задание) - Перед просмотром спектакля, напомните всем нам правила поведения в театре. ( сидеть тихо, не разговаривать, не есть ничего во время спектакля)
Каждая группа по очереди демонстрирует инсценировку отрывка из рассказа.
Молодцы, все хорошо справились с заданием.
IX. Итог урока.
Подведение итога урока.
Ребята, вам понравился рассказ? Чем он вам запомнился? Чему учит это произведение?
Релаксация.
Мы сегодня наблюдали, как герои рассказа Н.Носова строили горку, и не раз. А теперь я предлагаю вам всем вместе построить свою горку из тех снежинок, которые вы выбрали себе в начале урока.
(Ребята выходят к доске и магнитиками прикрепляют снежинки , чтобы получилась горка)
Молодцы, ребята. Вы дружно работали и отлично справились с работой. Так и должно быть в дружном коллективе.
X. Оценивание работы учащихся.
XI. Домашнее задание.
Читать рассказ Н.Носова «На горке». Пересказывать его по плану, который мы составили вместе. Если захотите, можно нарисовать свой рисунок к этому рассказу.