«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения "Лирика Ф. И. Тютчева".

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности;
  • Воспитания чувства гордости за родной язык;
  • Ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности;
  • Воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову.
  1. Метапредметные:

а) регулятивные:

  • Развитие умения работать с информацией;
  • Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации;
  • Формирование способности подбора доказательств к информации;
  • Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации;
  • Формирование способности формулировать тему и цели урока;
  • Формирование умения строить речевое высказывание.

б) коммуникативные:

  • Формирование умения слушать собеседника;
  • Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;
  • Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

в) предметные:

  • Развитие мышления, памяти, внимания;
  • Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;
  • Развитие умения анализировать текст;
  • Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;
  • Развитие внешней речи.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Технологическая карта урока



Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

  • Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности;

  • Воспитания чувства гордости за родной язык;

  • Ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности;

  • Воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову.

  1. Метапредметные:

а) регулятивные:

  • Развитие умения работать с информацией;

  • Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации;

  • Формирование способности подбора доказательств к информации;

  • Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации;

  • Формирование способности формулировать тему и цели урока;

  • Формирование умения строить речевое высказывание.

б) коммуникативные:

  • Формирование умения слушать собеседника;

  • Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;

  • Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

в) предметные:

  • Развитие мышления, памяти, внимания;

  • Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;

  • Развитие умения анализировать текст;

  • Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;

  • Развитие внешней речи.

Оборудование: иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева,учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).



Этапы урока

Цели

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (универсальные учебные действия)

Оргмомент

  • Проверить готовность к восприятию нового знания

Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

  • Организует создание рабочей атмосферы

  • Входят в рабочее состояние


Мотивацион-

ный

  • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;

  • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;

  • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)

  • Поставить цель урока.

Наглядный метод:

- Рассмотрите выставку иллюстраций

- Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)

Словесный метод:

- Что общего в этих изображениях? (одно время года)

- Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)

- Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.

- Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?

- Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать.

  • Организует анализ визуальной информации;

  • Организует выделение главного в информации;

  • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.

  • Воспринимают визуальную информацию;

  • Анализируют и выделяют главное;

  • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Личностные:

мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные:

Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.


Актуализация и фиксирова-

ние индивидуаль-

ного затруд-

нения в проб-

ном действии

  • Актуализировать знания;

  • Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);

  • Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;

  • Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.

Словесный метод:

- Вспомните стихи о весне, которые мы читали.

- Назовите авторов.

- Прочитайте стихи, которые мы учили.

- По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?

- Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.


- Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?

  • Организует подачу разноуровневого материала;

  • Организует обсуждение информации;

  • Организует выполнение пробного действия;


  • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;

  • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.

  • Демонстрирует уровень знаний;

  • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;

  • Обсуждают качества пробного действия;



  • Дают оценку учебной деятельности.

Личностные:

Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.

Регулятивные:

контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

Выявление места и причин затруднения

  • Сформулировать затруднение;

  • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;

  • Организовать плавное вхождение в тему урока;

  • Организовать дальнейшие учебные действия.

- Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

Словесный метод:

- Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева (портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.

  • Организует фиксацию места затруднения;

  • Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;

  • Организует уточнение темы урока;

  • Ставит проблемный вопрос.

  • Определяют место затруднения;

  • Проговаривают причину затруднения;

  • Формулируют более полное и точное определение темы урока;

  • Отвечают на проблемный вопрос;

  • Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.

Личностные:

актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.

Регулятивные:

целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Познавательные:

самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.


Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания

  • Сформулировать пути достижения цели урока;

  • Выстроить цепь совместных учебных действий;

  • Определить возможные пути выхода из затруднения.

Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).

- Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?

- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?

  • Организует выход из затруднения;

  • Определяет логическую цепь учебных действий;

  • Выдвигает эталон прочтения;

  • Создает эмоциональное восприятие текста.

  • Формирует для себя эталон прочтения;

  • Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;

  • Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;

  • Высказывает свой взгляд на проблему.

Личностные:

эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.



Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

Коммуникативные:

активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.


Реализация проекта

  • Организовать осуществление проекта согласно плану;

  • Ввести новое знание во внешнюю речь;

  • Устранить затруднение;

  • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.

Работа с текстом (выборочное чтение):

- Прочитайте первые два четверостишия.

- Почему злится Зима? Докажи это.

- Прочитаем дальше.

- Что делает Зима?

- Что делает Весна?

- Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?

- Как автор называет Зиму?

- Какая Весна?

- Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.

  • Организует анализ информации;

  • Организует поиск существенных признаков объекта;

  • Подводит к осознанию главного в информации;

  • Организует выдвижение и доказательство гипотез.

  • Осуществляет анализ текста;

  • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;

  • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;

  • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

Личностные:

Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

Познавательные:

поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.

Первичное закрепление

  • Организовать усвоение учащимися нового знания;

  • Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;

  • Создать алгоритм учебных действий.

Работа с текстом:

- Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?

- Какие строки надо читать без остановки в конце строки?

(аналогично разбираем другие четверостишия)

  • Организует постановку проблемы;

  • Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;

  • Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;

  • Подводит к глубокому пониманию текста.

  • Осуществляет поиск путей решения проблемы;

  • Определяет главное в информации;

  • Совершенствует технику выразительного чтения.

Личностные:

смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.

Самостоя-

тельная работа

  • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;

  • Задать алгоритм самостоятельной работы;

  • Организовать проверку и самопроверку.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

- Прочитайте друг другу.

- Понравилось ли чтение? Чем?

  • Организует самостоятельную работу учащихся;

  • Задает алгоритм учебных действий;

  • Ставит проблемный вопрос;

  • Подводит к применению нового знания во внешней речи;

  • Организует проверку и самопроверку.

  • Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;

  • Работает над аспектами выразительности чтения;

  • Решает проблемную ситуацию;

  • Осуществляет проверку и самопроверку.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.


Закрепление нового знания

  • Организовать условия достижения результата;

  • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;

  • Повысить степень усвоения нового знания;

  • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

- Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

  • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;

  • Проводит анализ информации;

  • Подводит к выдвижению аргументов;

  • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.

  • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;

  • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;

  • Проводит сравнительный анализ информации;

  • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

Личностные:

смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,

Коммуникативные:

активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.

Рефлексия учебной деятельности

  • Зафиксировать результата учебной деятельности;

  • Оценить степень успешности овладения новым знанием;

  • Организовать проведение самооценки учащимися.

- Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.

- О чем это стихотворение?

- Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?

- Какие другие стихи этого автора мы читали?

- Какие стихи о природе вы помните и любите?

- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

  • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;

  • Встраивает новое знание в систему знаний;

  • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.

  • Показывает уровень усвоения нового знания;

  • Дает самооценку своей деятельности;

  • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее