Урок литературы.
Тема: И.Тургенев «Воробей»
Цели урока:
познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий, определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
формировать умения работать в паре, группе, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, смайлики, рисунок воробья, раздаточный материал для работы в паре и группе.
1.Орг.момент.
Мы урок наш начинаем,
Что-то новое узнаем.
Интересно нам читать,
Думать, мыслить, рассуждать.
- Я желаю вам быть трудолюбивыми, внимательными на уроке, и тогда вы получите много новых знаний!
- Какое у вас настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
2. Актуализация знаний.
- Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?
- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
- А сейчас послушайте его значение.
- А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная…/
- Вы когда- нибудь испытывали страх? А что это такое?
- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?
- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, и поможет нам в этом рассказ уже известного нам писателя И. Тургенева.
- Но прежде отгадайте загадку:
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки,
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый ….
Кто же будет героем нашего рассказа? (КАРТИНКА воробья.)
- А что вы знаете о воробьях?
- Какую пользу приносят воробьи?
- А какой вред сельскохозяйственным культурам?
- А кто знает, почему эту птицу так назвали?
(Айгерим подготовила этот материал)
Воробьи – это прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название, воробья говорит об этом: « Вора бей! – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Таких их зовут с тех пор.
- А как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, с таким названием?
3. Чтение текста с остановками:
А) Чтение первой части:
«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться».
- Как вы думаете, кого и что увидела собака?
Б) Чтение второй части.
«Я глянул вдаль аллеи – и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему…»
- Представьте, что будет дальше?
В) Чтение третьей части.
« … как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти».
Учитель: Что заставило слететь с дерева старого воробья?
Озаглавьте третью часть.
Г) Чтение четвертой части.
«… он ринулся спасть, он заслонил собою свое детище… Он жертвовал собою.
Каким громадным чудовищем должны была казаться ему собака!
И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке.
Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея. Да, не смейтесь. Я благовел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
- Согласны ли вы с автором?
4.Проверка восприятия:
- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
- Что вас особенно поразило?
- Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение? Почему?
- Какой эпизод в рассказе вас заставил переживать?
- Какое впечатление произвёл на автора поступок воробья?
- Почему автора восхитил поступок птицы?
- Так с какой же целью автор рассказал нам эту историю?
5.Словарная работа:
АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)
ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем -, чем-нибудь, ради кого -, чего-нибудь.
БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.
6. Повторное чтение текста (самостоятельно, тихим шёпотом)
Физминутка.
Игра « Синица - страус»
«Синица» – дети приседают,
«Страус» – встают.
7. Работа над содержанием.
А) Работа в группах
- Составьте вопросы по содержанию рассказа для своих одноклассников, чтобы вопрос начинался с одного из вопросительных слов:
Кто? Что? Где? Как? Когда? Почему?
(проверка и оценивание в листе оценки)
Б) Работа в паре
- Познакомившись с рассказом, можете ли вы сказать, от чьего имени ведётся повествование в рассказе?
-Отгадайте кроссворд и тогда мы сможем ответить на данный вопрос.
Кличка собаки охотника.
Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок.Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.
Фамилия охотника.
(проверка и оценивание в листе оценки)
В) Работа в группах.
- Опишите, используя слова текста, чувства каждого героя в самый напряжённый момент этой истории.
1 группа, 4 группа – Собака
2 группа – Воробышек
3 группа, 5 группа - Старый воробей
Собака | Воробышек | Старый воробей |
Начала красться. Зубастая, раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал силу любви. Смущенный пес. | Желтизна около клюва, пух на голове. Сидел неподвижно, беспомощно растопырив прораставшие крылышки. | Старый, черногрудый. Упал камнем перед самой мордой собаки. Взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком. Испытывает страх и ужас. |
- Какая же сила сбросила старого воробья с ветки?
- Какую характеристику дал автор старому воробью? (Героическая птица)
(проверка и оценивание в листе оценки)
Г) Коллективная работа.
Составление диафильма из рисунков
- Подпишите под рисунками слова из текста.
- Расставьте их по порядку.
(проверка и оценивание в листе оценки)
9. Итоговое оценивание работы групп по таблице.
Задания | 1 задание (в группе) Вопросы | 2задание (в паре) Кроссворд | 3 задание (в группе) Характеристика героев | 4 задание (в группе) Рисунки |
1 группа |
| 1 пара - 2 пара -
|
|
|
10. Итог урока:
_Найдите в рассказе слова, в которых заключена главная мысль рассказа.
- Вернёмся к нашему проблемному вопросу:
- Что же сильнее, страх или любовь? Почему?
- Действительно, любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. С любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда.
А чему ещё учит нас это рассказ?
- Любить и беречь природу.
- Мне бы хотелось, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и умели дарить ее другим, всем, кто вас окружает.
- Как вы думаете, старый воробей достоин того, чтобы мы подарили ему подарки?
- Давайте подарим воробью подарки.
- Я подарю ему солнышко, пусть оно светит ему ярко – ярко, согревает его.
11. Рефлексия.
У вас на столе по 2 сердечка: красное и розовое.
Если вам понравилось на уроке, прикрепите на доску красное сердечко, если не очень, то розовое.
На сердечке напишите, какой подарок вы подарите воробью.