«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения Е. Чарушина "Страшный рассказ"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Е. Чарушина "Страшный рассказ"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

6


Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Цель урока: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина,

формировать навыки правильного и выразительного чтения, закреплять умение прогнозировать и анализировать, развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к животным.


Оборудование: рисунки учащихся к рассказу Е. И. Чарушина «Про зайчат», карточки для составления плана, карточки со словами: чулан, сени; портрет писателя, текст о котёнке на листах , иллюстрации ёжика и ужа, наборы слов из текста для прогноза , названия центров,

фразеологизмы и их толкования, карточки для рефлексии.


Ход урока


І. Организационный момент


Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


ІІ. Проверка домашнего задания

а) На доске рисунки детей к рассказу Е.И. Чарушина «Про зайчат».

- Рассмотрите рисунки, которые нарисовали ребята к рассказу.

Кто может ответить: к какому рассказу нарисовали ребята рисунки? Кто автор этого рассказа? ( Е.И. Чарушин «Про зайчат»)

б) - Вчера мы составили план пересказа этого рассказа. Но кто- то за ночь всё перепутал. Расставьте пункты плана на свои места.

(два ученика работают у доски, другие в парах на местах расставляют очерёдность пунктов плана)

в) – Кратко перескажите рассказ по плану. (Оценка пересказа товарищей сигналами)

г) – Какова же главная мысль этого рассказа? (В лесу жить вольнее)


ІІІ. Артикуляционная разминка

- Скажите, а кто ещё в лесу живёт?

Вообразим, что вы лесные жители. Попробуйте подражать, издавать характерные им звуки.

Змея ( ш-ш-ш )

Волк (у-у-у )

Оса (з-з-з )

Ёж (ф-ф-ф)


IV. Актуализация знаний. Введение темы урока

а) – Отгадайте загадку : в этой загадке 2 отгадки.
С «у» - ползучий, с «ё» - колючий?
(после ответов учитель открывает карточки с отгадками, рисунки ужа и ежа )

Уж Ёж
-Какая в этих словах орфограмма?
- Проверим написание этих слов скороговоркой:
У ужа ужата, у ежа ежата.
- Характеристика звука «ж».

б/ -Это стихотворение, которое поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.
(Стихотворение записано на доске, при его чтении используются следующие виды чтения, названия которых также записаны на доске: тихо, медленно, с ударением на каждом слове, по ролям, быстро, наизусть)
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
-Так кто же будет главным героем рассказа, вы догадались ? (Ёж.)

(убираю с доски изображение ужа, стихотворение)


в) - Обратите внимание на тему урока, прочитайте.


V. Знакомство с биографией и творчеством Е.И. Чарушина

а) - Кто же автор рассказа, с которым будем знакомиться сегодня?

- Что вы уже знаете о Е.И. Чарушине? (ответы детей)


Он изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, посвященные животным, и сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.)


(Если дети не говорят, что он художник- анималист, вопрос:

- Как называют художников, которые рисуют животных?)
(Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.)


б) – Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены не только книги самого автора, но и книги других авторов, иллюстрации к которым делал художник- анималист Е.И. Чарушин.


в) – У вас на партах лежат листочки. Рассмотрите рисунок.

- Кто изображён на рисунке?

-А хотите узнать, что это за котёнок? Тогда самостоятельно, шёпотом прочитайте текст. (дети читают)

- Как звали котёнка?

- А почему его так прозвали?


(Вот удивленный котенок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котенка – Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.)


VI. Работа над рассказом Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»

а)- Прочитайте, как называется новый рассказ Е. И. Чарушина?

-Какие чувства у вас возникают при чтении этих слов?


б) Прогноз:
на доске запись:
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно;
не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу;
пришли (родители); зажгли; ежик

- Прочитайте слова, записанные на доске .

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? /2 человека делают свой прогноз/

в) Чтение рассказа учителем

- Послушайте рассказ Евгения Чарушина, подумайте: верно ли мы сделали прогноз и почему автор назвал свой рассказ «Страшным»?


а/ Оправдался ли прогноз?
б/ Объясните название рассказа.

- А вам было страшно, когда вы слушали рассказ? В какой момент?


- А чтобы снять состояние страха- сделаем минутку отдыха , разминку для глаз.

(звучит приятная музыка)

Глазки влево, глазки вправо,

Глазки вверх и глазки вниз.

Быстро – быстро поморгали,

Кончик носа увидали.

А сейчас глаза по кругу:

Вправо- раз, и два, и три,

Влево – раз, и два, и три.

А теперь глаза зажмурим-

И откроем широко.

И опять мы их зажмурим-

И посмотрим далеко.

Мы увидим всё вокруг,

Слева друг, и справа друг.

Возьмёмся за руки , друзья!

За работу нам пора!


г/ Словарная работа

- Ребята, когда вы слушали рассказ, все ли слова вам были понятны?

- Хорошо. Тогда объясните мне, пожалуйста, значения следующих слов:
чулан – подсобное помещение; (кладовка?)
сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.


д) Самостоятельное чтение рассказа детьми шёпотом

- А сейчас вы будете самостоятельно читать текст шёпотом и , если что-то вам будет непонятно- делайте себе пометки, после чтения разберёмся.

Обратите внимание на то, как вели себя мальчики в этой ситуации.

(дети читают про себя)

- Есть вопросы?


е) Работа над содержанием рассказа. Выборочное чтение

- Я слышала, что ребята из соседнего класса говорили, что эти мальчики трусы, поэтому они и боялись. Согласны ли вы с эти мнением? Почему?

- Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.

- Какие они? (аккуратные, послушные, самостоятельные, дружные)

- Предположите, сколько им лет? (дошкольники)

-Какие предложения из рассказа подтверждают, что они ещё малыши?

(говорили неправильно: «не пыхчи», «не пыхтю»)

-Как правильно надо говорить? («не пыхти, не пыхчу»)


- Зачитайте фрагмент из текста, в котором происходит переломный момент в событиях. ( от детей уходит страх, когда пришли родители.

Все дети могут испытывать страх, если остаются одни, без поддержки родных людей.)


ж) Работа в центрах


* Центр «Читатели»

-Подготовить к чтению по ролям выразительно диалог ребят (стр. 43-44)


*Центр « Искатели»

- Разбить текст на смысловые части, составить план (поможет сюжетная линия, даны названия частей)

1. Остались одни.
2. Испугались.
3. Да это ежик./


*Центр «Языковеды»
Даны карточки с фразеологизмами. Надо установить лексическое значение фразеологизмов и расположить их в той последовательности, в которой развиваются события в рассказе .
- У страха глаза велики. /преувеличивать/
- Совсем одни. /родители ушли/
- Брать под свое крылышко. /окружить заботой, вниманием/
- Сердце в пятки ушло. /испугались/
- В мгновение ока. /быстро залез под одеяло/
- Слава Богу. /облегчение, радость/
- Вот тебе и раз. /удивление/

Проверка работы центров:

- Выразительное чтение диалога ребят.

-Оцените работу центра сигналами.


-Вывесите план на доску. Озвучьте названия частей, зачитайте их начало.


-Н/д вывешивается карточка с фразеологизмами в нужном порядке. Толкуется их значение.


VII. Домашнее задание:


а) Выбирайте себе задание по душе:


Научиться читать «выше нормы».
– Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.


б) Порассуждайте (вопросы раздаются детям на карточках):


- Почему еж свернулся шариком?
- Подумайте, для чего ежик в доме?
- Где настоящий дом ежа?


VIII. Итог урока. Рефлексия

- Как называется рассказ , с которым познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор этого рассказа?


- Чем вам было интересно заниматься на уроке?


- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь им с ёжиком.

Подарите ему жёлтое яблочко, если у вас светлое, радостное настроение, подарите ему зелёное яблоко- если вам не очень весело, вам грустно.

(дети на местах поднимают вверх яблочки)


-Урок окончен. Всем спасибо за работу.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее