Технологическая карта
урока литературного чтения
Тема урока | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Цель: | продолжать формирование представления о творчестве А.С. Пушкина; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся. |
Задачи:
| Воспитательные (Личностные УУД): Б.- формирование заинтересованности к произведениям А.С. Пушкина;позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества; - воспитание эстетических потребностей на основе опытазаучивания наизусть стихотворений А.С. Пушкинаи подготовки кинсценированию понравившихся отрывков сказки после изучения текста; П. - дать возможность для формирования понимания литературных произведений русских классиков как явления национальной и мировой культуры. Образовательные: Б. - формирование умения использоватьиспользования разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое)текстав соответствии с целями и задачами; - формирование умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, - формирование умения участвовать в коллективном обсуждении текста; - формировать умениепроводить простейший первичный анализхудожественного текста - давать простейшую характеристику героев по их поступкам. П.- дать возможность формирования умения распознавать в тексте непонятные слова и вычленять из них устаревшие; - дать возможность для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спецификутекстов и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - дать возможность для формирования умения самостоятельно находить средства выразительности для передачи характера героя художественного произведения, его настроения, состояния. Развивающие: Познавательные УУД: Б. - формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений; - формирование умения поиска учебной информации в словарях. П. - дать возможность для формирования умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме; - дать возможность для формирования умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: Б. - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности П. - дать возможность для формирования умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: Б. - формирование умения выступать перед классом, читая текст изученного произведения вслух, наизусть с соблюдением орфоэпических и интонационных норм; - формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. - формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы; - формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. П. - дать возможность для формирования умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Планируемый результат: | Личностные: Б. (обучающиеся научатся) - позитивное отношение к произведениям А.С. Пушкина, осознание их ценности. П.(обучающиеся получат возможность научиться): - осознание значимости чтения произведений классика для личного развития. Метапредметные: Б. (обучающиеся научатся) - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности; - определять последовательность этапов деятельности по работе над сказкой; - сравнивать и классифицировать объекты по родовым признакам; - работать в паре и в группе. П. (обучающиеся получат возможность научиться): - одному из способов решения проблем творческого характера (инсценировка). Предметные: Б. (обучающиеся научатся): - читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм; - использовать некоторые виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) для решения поставленных задач; - вычленять из текста реплики героев, обозначенные кавычками, и слова автора; - давать определение настроению\состоянию героев по опорным словам, иллюстрациям; - находить значение слов в словаре. П. - (обучающиеся получат возможность научиться): - самостоятельно выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова |
Методы | наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный и письменный контроль и самоконтроль, образный (рефлексия) |
Основные понятия: | устаревшие слова:землянка, невод, корыто, светёлка, столбовая дворянка; кавычки: кавычки открываются, кавычки закрываются. |
Межпредметные связи | Русский язык.Разделы «Лексика», «Язык и речь». |
Ресурсы | Учебник «Литературного чтения. 2 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация MicrosoftPowerPoint к заданиям урока. Экран, мультимедийный проектор. Карточки оценивания: «смайлы»,«светофор». |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, группах. |
Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||||||||
Осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||||||
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | |||||
I.Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
| - Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать наш урок с хорошего настроения. Улыбнёмся друг другу. Садитесь. Все дети хором: -В порядке стол (ладони на крышку стола) В порядке мысли (ладони на виски) Душа открытий новых ждёт (руки к груди) И к знаньям тянется вперёд (руки вперёд) Задумаем пожелание на этот урок, запомним его и шепнём в кулачок.Отпустим его, словно бабочку в класс. |
|
| Вступление в эмоциональный контакт | Умение слушать и понимать других.
| Дать себе установку для работы на уроке. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в самоопределении к деятельности. | |||||
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Чему научились, покажем сейчас. - На этом уроке вам нужно вспомнить, что узнали о Пушкине и его твореньях на прошлых уроках, а затем составить план изучения его следующего произведения. На доске открывает схему:
|
|
|
|
| Слушают монолог учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу.
| |||||
2. Проверка домашнего задания. Включение в предметную деятельность.
|
- В каком разделе учебника мы работаем? - Представьте себе, что вы встретились на прогулке и делитесь впечатлениями. *«Вот север...» наизусть (Выступление в паре) Вопросы: 1. Как Пушкин показал зиму в стихотворении? (олицетворение) 2. Можно ли включить это стихотворение в раздел «Люблю природу русскую. Зима»? Почему? *«Зима!.. Крестьянин...» выразительное чтение (Выступление в тройке) - Представьте, что вы посетили картинную галерею и рассказываете друг другу о том, что нарисовано на картинах. Вопросы: 1.Что общего в этих стихах? 2. Любит ли автор зиму? 3.Сравните стихи о зиме Пушкина и стихи об осени , изученные ранее по настроению.
|
Читают стихи Пушкина (по 2 и по 3 чтеца).
Отвечают на вопросы учителя.
Сравнивают настроение 2-х групп стихов. |
Строить сообщения в устной форме. Выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели. Рефлексия на содержание и форму произведения.
Сравнение.
|
Читают стихи наизусть и по учебнику. | Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; Эмоциональный контакт с партнёром. | Включение в деловой ритм работы.
Оценивают своё ответ и выступление одноклассников.
|
Умение аргументировать свою оценку и самооценку.
| |||||
Актуализация знаний. Включение в предметную деятельность.
Оценка 1-го этапа урока. | - Предлагаю вам поработать в парах и выполнить тест с последующей самопроверкой и оцениванием. (выполняют Тест =5=) 1. Какой герой Пушкина тут лишний? (дворовый мальчик) 2. На какие группы можно разделить произведения Пушкина, данные в учебнике? (стихи и сказки) 3. К каким из данных групп можно отнести сказки Пушкина? (авторская, волшебная) 4. Чем отличаются тексты П. от современных стихов? (в них много устаревших слов) 5. Задание на экране. Вспомните словесные картины к стихотворению «Зима!..» Какая картина лишняя? Проверка. Возьмите зелёные ручки для проверки. -Сравните ваши ответы с образцом, впишите в бланк верные буквы и составьте из них слово. - Отметьте свои успехи знаком +на доске под смайликами.
-Как считаете, хорошо ли класс в целом помнит то, что изучили на прошлых уроках? |
В парах. Выбирают верный вариант ответа.
Проверяют буквы ответа Из букв ответа составляют слово.
|
Анализ, сравнение, классификация.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения.
Знаково-символические действия.
| Слушают задания теста.
В парах выполняют тест
| Адекватно использовать речевые средства для использования коммуникативных задач; задавать вопросы; учитывать разные мнения; допускать наличие у партнёров по группе иных точки зрения; контролировать действия партнёра. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ответ на вопрос. Коррекция каждого ответа.
Оценка.
| Умение работать по составленному плану. Контроль и коррекция. Умение понимать причины своего успеха\неуспеха.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и сверстников. | |||||
ФИЗМИНУТКА | Музыка В. Дашкевича Слова Ю. Кима "Приходите в гости к нам". (нарезка) |
|
| Выполняют движения под музыку. | Эмоциональный контакт с учителем и сверстниками. |
|
| |||||
Решение учебной задачи
Составление плана работы над сказкой.
Работа в группах.
Работа с текстом
Поисковое чтение
Чтение вслух по ролям.
Работа с иллюстрациями. | - Куда нас позвала музыкальная минутка? (в сказку) Так отправимся туда скорее! (учебник с.90) Перед нами ... «Сказка о...» (дети: ...рыбаке и рыбке») - Что можно узнать о произведении по его названию? - А когда про человека говорят:«Остаться у разбитого корыта»? Значение этой фразы нам раскроет«Сказка о рыбаке и рыбке». А как бы вам хотелось поработать над её изучением: 3 урока читать и отвечать на вопросыили изучить сказку за два урока, а на третьем разыграть сцены из сказки, которые нам понравятся? Давайте составим план нашего проекта. (работа в группах)
План изучения сказки -Проверим друг друга и внесём поправки. -Наш план готов. Если мы решили изучать сказку 2 урока, то нужно текст разделить на 2 части. Эксперты дома считали количество частей. 13=6+7. Значит, сегодня изучаем 6 частей. Приступим к работе с текстом и начинаем ловить непонятные слова, будто рыбку. (после 2-3 мин. чтения «бросают рыбку» учителю: вместе объясняют или находят значение слов) «Кавычки» сможете ли вы отыскать в тексте реплики героев? - А как они обозначены в нашем тексте?
-Попробуем порепетировать диалог старика рыбки. -Хорошо ли получилось? Над чем ещё нужно поработать?
-Чтобы выразительно читать реплики, надо понять характер, настроение героев. Какая интонация у рыбки? у старика? Интонация рыбки и старика: требует, просит,умоляет, говорит душевно, насмешливо, сердито.
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 90. Можно ли по ней определить характеры старика и старухи? -Какая интонация должна быть у старика и у старухи? старуха говорит: сердито, сочувственно, с негодованием, устало. старик говорит: удивляясь, грустно с сожалением, взволнованно устало. ( Прослушивают отрывок из сказки.)
| Поиск произведения в учебнике.
светофоры Ответы на вопросы учителя
По названию произведения определяют жанр и героев.
Ответы на вопросы учителя
Выбирают приемлемый вариант работы над сказкой.
Разделяются на группы
Располагают карточки так, чтоб получился план, отражающий последовательность этапов работы над сказкой. И прикрепляют к доске схему.
Деление текста на 2 части. Определение границ 1-й части.
Поиск непонятных слов. Выясняют значение слов и выражений Различными способами.
Воспроизводят знания из раздела русского языка «Язык и речь». Определение по знакам препинания (кавычки) реплик героев. Определяют интонацию героев. Читают по ролям.
Определяют интонацию героев. Прослушивают отрывок из сказки. | Поиск и выделение необходимой информации.
Классификация
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить рассуждения. Постановка и решение проблемы.
Ориентироаться на разнообразие способов решения задач.
Знаково-символические действия
Устанавливают причинно-следственные связи.
Поиск и выделение необходимой информации.
Осуществляют фиксацию выборочной информации.
Выборочное чтение
Проявлять познавательную инициативу. Строить рассуждение об объекте. Выборочное чтение Строить рассуждение об объекте. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте. |
Вступают в диалог с учителем.
Высказывают суждения о том, что может рассказать заголовок о произведении.
Выбирают приемлемый вариант работы над сказкой.
Работа в группе.
Участвуют в диалоге с учителем.
Задают вопросы.
Поиск и чтение реплик героев. |
Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы педагога; обосновывать правильность своего выбора; строить высказывание.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Участвовать в диалоге на уроке. Отвечать на вопросы учителя. Слушать и понимать речь других. Адекватно использовать речевые средства для использования коммуникативных задач; задавать вопросы; учитывать разные мнения; допускать наличие у партнёров по группе иных точки зрения; контролировать действия партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. Допускать различные точки зрения учителя или одноклассников. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). | Слушают задание, готовятся его выполнять.
Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Действуют по плану.
Корректируют работу.
Чтение вслух по ролям.
Оценивают свою работу и вносят предложения, как улучшить результат. | С помощью учителя ставить новые учебные задачи
Прогнозирование
Выполнять работу в соответствии с заданным планом. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату
Вносить необходимые коррективы.
Использовать предложения и оценки учителя и сверстников для создания нового, более совершенного результата. | |||||
Рефлексия.Подведение итогов учебной деятельности. | Итог урока: (цели урока на доске) -Удалось ли нам выполнить задуманное по изученному материалу? Дайте оценку своей работы. (план проекта) - Смогли мы разработать план проекта по изучению сказки? -Оцените наш урок -Какие пункты плана надо выполнить дома? *прочитать текст, *выяснить значение непонятных слов, *найти все реплики |
|
| Подводят итоги своей деятельности.
| Формулировать собственное мнение и позицию. Допускать различные точки зрения учителя или одноклассников. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и сверстников. | |||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Учебник с 90-94 читать, отмечая непонятные слова и реплики героев. |
|
|
|
| Запоминают, инструктаж учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу. |
2