Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего общего образования Луганской Народной Республики
«Комсомольская общеобразовательная школа
имени Михаила Григорьева»
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: « Крокодил Гена и его друзья»
(Эдуард Успенский)
Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Равковская Т.И.
Свердловск, 2018
Урок чтения
Тема: « Крокодил Гена и его друзья» (Эдуард Успенский)
Цель: знакомство с творчеством Э.Успенского; формирование речевой компетентности; развивать навыки выразительного и беглого чтения, формировать речевую компетентность, обогащать словарный запас обучающихся, формировать интерес к художественным произведениям; научить школьников: работать с толковым словарем; работать с текстом: определять главную мысль текста; выбирать и соотносить пословицу с содержанием текста; формулировать высказывания; проявлять свое отношение к поступкам героев; выполнять задание в соответствии с целью; сотрудничать в паре и в группе, воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – ваши родители.
- А теперь сядьте поудобнее, нас ждет интересная работа.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать как? Старательно.
А слушать как? Внимательно.
Повернитесь лицом к соседу и скажите: « Я желаю тебе добра, если тебе будет трудно, я помогу.»
- Ребята, мне хотелось бы, чтобы сегодня на уроке нам сопутствовали:
Улыбка,
Сотрудничество,
Понимание,
Единодушие,
Хорошее настроение.
Одним словом – успех.
- Чтобы наша работа была успешной , необходимо придерживаться определенных правил. Давайте их вспомним.
II. Речевая разминка.
Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
3. Введение в тему (формулирование учащимися темы и цели урока).
1) Установка на внимание.
-Прослушайте песню одного сказочного героя и попробуйте его отгадать.
(Учащиеся слушают аудиозапись песни «Чебурашка», называют ответ)
- Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке? (О Чебурашке)
- Скажите, для чего нам нужно читать о Чебурашке? (Чтобы познакомиться с персонажем, с его характером, повадками и т.д.)
- С какой целью появилось в учебнике это произведение? (Чтобы дети узнали, откуда взялся этот зверек и почему его так зовут).
2) Подведение к теме: - Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Ответы детей)
3) Объявление темы урока.
–-Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным произведением, героем которого является Чебурашка, его автором – Эдуардом Успенским.
3) Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.
1ученик. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. В 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году писателю присуждена премия имени Корнея Чуковского.
2ученик «А знаете ли вы, что Эдик рос озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз обещал, что с понедельника начнет учиться на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и ... двойки появлялись снова.
Однажды, спрыгнув с крыши, он сломал ногу и попал в больницу. Там ему было очень одиноко. Но скоро к нему пришли друзья, принесли учебники и навещали его каждый день.
К несказанному удивлению окружающих Эдик, стал серьезно заниматься. Да настолько упорно, что смог после школы поступить в авиационный институт и стать инженером.
Работая инженером, он написал детское стихотворение и отправил его на передачу «Радио- няня». Детям очень оно понравилось. Они попросили его написать стихи о дружбе. Он стал писать для детей и не заметил как стал популярным детским писателем.
Беседа по книжной выставке: Посмотрите, эти книги сделали известным Успенского и сами известны многим.
Физкультминутка «Заводные игрушки»
5. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного
б) Читайте целыми словами
Груз-----погрузили
Фрукт---фруктовый
Брак------бракованную
Зверь-----зверёк
Город----городской
– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.
в) Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта-помещение на корабле.
Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
6.Первичное целостное восприятие текста (читает учитель).
Чтение с остановками
- Где жил Чебурашка?
Как попал в ящик с апельсинами?
Как оказался в магазине?
Куда директор магазина отнес Чебурашку?
Почему у главного героя такое странное имя?
8 Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.
9. Гимнастика для глаз (на слайде)
10. Работа в парах
Восстановите последовательность событий, соберите пазл
1 часть “В далеком тропическом лесу”
2 часть «В ящике с апельсинами»
3 часть «В магазине фруктов»
4 часть «В зоопарке»
5 часть “В магазине уцененных товаров”
6 часть «Старая телефонная будка»
11. Игра «Чей предмет»
(Апельсин, рогатка, зонтик, трубка, кирпичи)
12. Инсценировка отрывка о том как встретились Крокодил Гена и Чебурашка.
Галя - В вашем объявлении целы три ошибки.
Гена - Не может быть! Какие же?
Галя – Во-первых слово крокодил пишется через о, а во-вторых какой же вы молодой, если вам пятьдесят лет?
Гена - А крокодилы живут триста лет, поэтому я еще очень молод.
Галя - Давайте знакомиться. Меня зовут Галя. Я работаю в детском театре.
Гена - А меня зовут Гена. Я работаю в зоопарке. Крокодилом.
Галя - А что мы будем сейчас делать?
Гена - Ничего. Давайте просто побеседуем.
Звонок в дверь. На сцену выходит Чебурашка
Ч. - Это я, Чебурашка!
Галя - Кто вы такой?
Ч.- Не знаю.
Гена - Совсем-совсем не знаете?
Ч. - Совсем-совсем...
Галя - А вы, случайно, не медвежонок?
Ч. – Не знаю. Может быть я медвежонок (Чебурашка пожимает плечами)
Гена.- Нет он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые.
Галя –Или может быть он щенок?
Ч. Может быть. А щенки лазают по деревьям?
Гена нет не лазают. Они больше лают. Во так ав-ав.
Ч. - Нет я так не умею. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?
Гена - Почему? Мы будем рады подружиться с вами.
Ч. - Ура!
13.Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать
Нет друга – ищи, а тот хорош, кто для дружбы гож.
Не тот хорош, кто лицом пригож а имей сто друзей.
Не имей 100 рублей, а нашёл – береги.
-Как вы понимаете смысл пословиц? Какие пословицы о дружбе вы знаете?
14. Блиц-опрос «Да-нет» (взаимопроверка)
1)Чебурашка жил на необитаемом острове
2) Лучший друг Чебурашки Крокодил Гена
3)Чебурашку нашли в ящике с апельсинами
4)Сказку Крокодил Гена и его друзья написал К. Чуковский
5)Чебурашку приняли в зоопарк
6)Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем
2.Саморефлексия
- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.
IX. Домашнее задание (дифференцированное)
3 цветочка - красный, желтый, белый.
- Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные - на них домашнее задание.
Общее задание - читать стр. 137 - 142.
Красный цветок - пересказать самые интересные отрывки.
Желтый цветок - придумать вопросы к отрывку.
Белый цветок – нарисовать иллюстрации