«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературного чтения 2 класс Тема: « Крокодил Гена и его друзья» (Эдуард Успенский)

Урок литературного чтения 2 класс Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего общего образования Луганской Народной Республики

«Комсомольская общеобразовательная школа

имени Михаила Григорьева»








Урок литературного чтения


2 класс


Тема: « Крокодил Гена и его друзья»

(Эдуард Успенский)








Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Равковская Т.И.













Свердловск, 2018

Урок чтения

Тема: « Крокодил Гена и его друзья» (Эдуард Успенский)


Цель: знакомство с творчеством Э.Успенского; формирование речевой компетентности; развивать навыки выразительного и беглого чтения, формировать речевую компетентность, обогащать словарный запас обучающихся, формировать интерес к художественным произведениям; научить школьников: работать с толковым словарем; работать с текстом: определять главную мысль текста; выбирать и соотносить пословицу с содержанием текста; формулировать высказывания; проявлять свое отношение к поступкам героев; выполнять задание в соответствии с целью; сотрудничать в паре и в группе, воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – ваши родители.

- А теперь сядьте поудобнее, нас ждет интересная работа.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать как? Старательно.

А слушать как? Внимательно.

Повернитесь лицом к соседу и скажите: « Я желаю тебе добра, если тебе будет трудно, я помогу.»

- Ребята, мне хотелось бы, чтобы сегодня на уроке нам сопутствовали:

Улыбка,

Сотрудничество,

Понимание,

Единодушие,

Хорошее настроение.

Одним словом – успех.

- Чтобы наша работа была успешной , необходимо придерживаться определенных правил. Давайте их вспомним.

II. Речевая разминка.

  1. Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

3. Введение в тему (формулирование учащимися темы и цели урока).

1) Установка на внимание.

-Прослушайте песню одного сказочного героя и попробуйте его отгадать.

(Учащиеся слушают аудиозапись песни «Чебурашка», называют ответ)

- Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке? (О Чебурашке)

- Скажите, для чего нам нужно читать о Чебурашке? (Чтобы познакомиться с персонажем, с его характером, повадками и т.д.)

- С какой целью появилось в учебнике это произведение? (Чтобы дети узнали, откуда взялся этот зверек и почему его так зовут).

2) Подведение к теме: - Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Ответы детей)

3) Объявление темы урока.

–-Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным произведением, героем которого является Чебурашка, его автором – Эдуардом Успенским.

3) Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.

1ученик. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. В 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году писателю присуждена премия имени Корнея Чуковского.

2ученик «А знаете ли вы, что Эдик рос озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз обещал, что с понедельника начнет учиться на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и ... двойки появлялись снова.

Однажды, спрыгнув с крыши, он сломал ногу и попал в больницу. Там ему было очень одиноко. Но скоро к нему пришли друзья, принесли учебники и навещали его каждый день.

К несказанному удивлению окружающих Эдик, стал серьезно заниматься. Да настолько упорно, что смог после школы поступить в авиационный институт и стать инженером.

Работая инженером, он написал детское стихотворение и отправил его на передачу «Радио- няня». Детям очень оно понравилось. Они попросили его написать стихи о дружбе. Он стал писать для детей и не заметил как стал популярным детским писателем.

Беседа по книжной выставке: Посмотрите, эти книги сделали известным Успенского и сами известны многим.

Физкультминутка «Заводные игрушки»

5. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного

б) Читайте целыми словами

Груз-----погрузили
Фрукт---фруктовый
Брак------бракованную
Зверь-----зверёк
Город----городской

– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.

в) Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

6.Первичное целостное восприятие текста (читает учитель).

Чтение с остановками

- Где жил Чебурашка?

Как попал в ящик с апельсинами?

Как оказался в магазине?

Куда директор магазина отнес Чебурашку?

Почему у главного героя такое странное имя?

8 Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

9. Гимнастика для глаз (на слайде)

10. Работа в парах

Восстановите последовательность событий, соберите пазл

1 часть “В далеком тропическом лесу”

2 часть «В ящике с апельсинами»

3 часть «В магазине фруктов»

4 часть «В зоопарке»

5 часть “В магазине уцененных товаров”

6 часть «Старая телефонная будка»

11. Игра «Чей предмет»

(Апельсин, рогатка, зонтик, трубка, кирпичи)

12. Инсценировка отрывка о том как встретились Крокодил Гена и Чебурашка.

Галя - В вашем объявлении целы три ошибки.  

Гена - Не может быть! Какие же?

Галя – Во-первых слово крокодил пишется через о, а во-вторых какой же вы молодой, если вам пятьдесят лет?

Гена - А крокодилы живут триста лет, поэтому я еще очень молод.

Галя - Давайте знакомиться. Меня зовут Галя. Я работаю в детском театре.

Гена - А меня зовут Гена. Я работаю в зоопарке. Крокодилом.

Галя - А что мы будем сейчас делать?

Гена - Ничего. Давайте просто побеседуем.

Звонок в дверь. На сцену выходит Чебурашка

Ч. - Это я, Чебурашка!

Галя -  Кто вы такой?

Ч.- Не знаю.

Гена - Совсем-совсем не знаете?

Ч. - Совсем-совсем...

Галя - А вы, случайно, не медвежонок?

Ч. – Не знаю. Может быть я медвежонок (Чебурашка пожимает плечами)

Гена.- Нет он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые.

Галя –Или может быть он щенок?

Ч. Может быть. А щенки лазают по деревьям?

Гена нет не лазают. Они больше лают. Во так ав-ав.

Ч. - Нет я так не умею. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?

Гена - Почему? Мы будем рады подружиться с вами.

Ч. - Ура!

13.Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать

Нет друга – ищи, а тот хорош, кто для дружбы гож.

Не тот хорош, кто лицом пригож а имей сто друзей.

Не имей 100 рублей, а нашёл – береги.

-Как вы понимаете смысл пословиц? Какие пословицы о дружбе вы знаете?

14. Блиц-опрос «Да-нет» (взаимопроверка)

1)Чебурашка жил на необитаемом острове

2) Лучший друг Чебурашки Крокодил Гена

3)Чебурашку нашли в ящике с апельсинами

4)Сказку Крокодил Гена и его друзья написал К. Чуковский

5)Чебурашку приняли в зоопарк

6)Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем

2.Саморефлексия

- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.

IX. Домашнее задание (дифференцированное)

3 цветочка - красный, желтый, белый.

- Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные - на них домашнее задание.

Общее задание - читать стр. 137 - 142.

Красный цветок - пересказать самые интересные отрывки.

Желтый цветок - придумать вопросы к отрывку.

Белый цветок – нарисовать иллюстрации

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее