Урок-лекция по литературе тема"Анализ образа Печорина" по роману М.Ю. Леромонтова "Герой нашего времени"

Анализ образа главного героя (по главам почитанного романа"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок-лекция в 9 классе.

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУСОШ № 22 с. Обильного

Скоробогатова Наталья Ивановна.

Тема: «Анализ образа Печорина».

Цель : проследить историю персонажа главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (по главам), научить составлять характеристику образа героя лирического произведения путем анализа прочитанного.

Оборудование: презентация по роману, текст произведения «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

Ход урока

Рассмотрим , что представляет собой Печорин (по главам).

1 глава: « Бела». В ней Печорин-это незаурядная личность с огромной силой воли, смелый, умеет подчинять себе других, убедить в своей правоте, настойчивый, благородный, но и эгоист, привыкший считаться лишь с собственными желаниями. Он неспособен к постоянному и глубокому чувству, приносит несчастье всем людям, которые встречаются с ним, но и сам Печорин глубоко несчастен. ( Онегин скучает, а Печорин страдает).

2 глава: встреча с Максимом Максимычем.

В этой главе Печорин вызывает осуждение, так как от него по существу ничего не требовалось, кроме самого обычного и простого человеческого внимания. Невольно растет досада на Печорина за его нежелание считаться с чувствами других людей.

Мы видим, что здесь возросло его равнодушие к жизни, апатия, холодность, эгоизм.

3 глава: в главе «Тамань» он выступает в роли наблюдателя, но потом выходит из этой роли и становится участником событий. Активность и жажда действий сочетается с влечением к опасности, а это говорит о его смелости. Смелость же рождает находчивость и самообладание.

Это уже не существующий безразличный человек. Все поступки говорят об интересе, какой пробудили в нем незнакомые люди. Герой далек от апатии и скуки. Но он не кажется счастливым, так как ни одно действие его не преследует цели. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям. Силы его богатой натуры не находят полезного применения.

4 глава: «Княжна Мери». На фоне столичных франтов, московских барышень и провинциальной знати ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он должен находиться и действовать.

Конфликт между обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям света.

Здесь пестрое по составу общество. И это позволяет ярче выявить совершенное одиночество Печорина.

Он ответственно говорит о нежелании видеть у себя гостей, не стремится завязывать связей. Поэтому его считают высокомерным. Он слишком образован, чтобы находить удовольствие в разговоре с Грушницким и прочими и слишком умен, чтобы всерьез заинтересоваться подобными людьми.

У него постоянно рождаются идеи, мысли, но этим не с кем поделиться. И вот тоска его бросает от одного пустого действия к другому, порождает столкновения, интриги.

Любовь к Вере - большое и искреннее чувство. Осознание того, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать погибающее счастье.

Искренний порыв, его волнение заставляет «бешено гнать коня». Одна мысль об объекте своего обожания сподвигла догнать Веру. Его слезы около погибшей лошади- это уже не холодный расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а ЖИВОЙ, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности быть счастливым человек.

Он объясняется с Мери жестоко и грубо. Но разве ей было бы легче, если бы он посеял в ней сомнения в том, что она любима? В этом случае девушке трудно было бы побороть чувство любви к Печорину, так как он остался бы в глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь. Жестокая правда скорее способна изменить ее, чем добрая ложь. Печорин был страшно далек от народа, судьба родины мало интересовала его. Герой занят лишь своею личностью, своей судьбой, и в этом его отличие от передовых людей того времени.

Положительные черты Печорина.

А) большой и острый ум, критически расценивающий все, не успокаивающийся на привычных истинах.

Б) сильная воля, жажда деятельности, страсть к борьбе, стремление нарушить сложившийся порядок отношений.

В) стремление сохранить свободу и независимость от кого бы то ни было.

Г) смелость и мужество, дерзкая отвага ,не останавливающаяся ни перед чем.

Д) знание человеческой натуры, ее глубокая оценка, умение « подойти» к человеку.

Отрицательные черты.

Холодный эгоист, стремящийся всегда ставить себя на первый план. Индивидуализм, презрительное отношение к жизненным благам, к страданиям других людей. Отсутствие жизненной цели, растрата сил на мелкие страсти и пустые задачи, бесцельная игра с опасностью.

Передовые люди 30-х годов 18-го столетия, не находя возможности изменить жизнь, замыкались в отчаянии, страдали, а некоторые напряженно искали выход из тупика, к которому привела Россию реакция.

Но эти лучшие люди испытывали на себе всю тяжесть николаевского казарменного режима.

Печорин – человек незаурядный. Он отличается от большинства окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, не принимающим ничего на веру, наблюдательностью, способностью понимать вещи по-своему.

Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя.

Он не выносит пошлости, рутины, обычной для света, и стоит выше среды, где благоденствуют княгини лиговские и драгунские капитаны.

Он презирает свет, так как видит, что в нем не ценят ни ум, ни знания и что в нем господствуют самовлюбленные посредственности. Но судьба Родины мало интересовала его. Он занят только собственными проблемами, его интересует фатализм-интерес к своей судьбе, и в этом главное отличие героя от передовых людей, заботящихся о судьбе всего народа.

Беда Печорина в том, что с детства он окружен средой, чуждой всяких помыслов о Родине, ведущей праздный паразитический образ жизни.

Фальш, лицемерие, мелочность интересов, светские предрассудки – вот привычная среда его обитания.

Он был действительно сильным и незаурядным человеком, если сумел, живя в таких комфортных условиях, сохранить лучшие стороны своего характера. Но жизнь в светском обществе опустошила его.





Домашнее задание : подготовиться к классному сочинению по роману

«Герой нашего времени».

Знать содержание статьи В.Г.Белинского об этом произведении.





с. Обильное

2019 год.























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее