Урок гражданственности, посвященный празднованию Дня Донецкой Народной Республики «Я - гражданин ДНР»
Цель:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гордости за причастность к судьбе Донецкой Народной Республике;
- воспитание гражданско-патриотических чувств учащихся
- содействовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам Донецкой Народной Республике;
- подвести учащихся к пониманию неповторимости и богатству нашей республике;
Форма проведения: беседа (диалог).
Оборудование: презентация, экран, государственная символика, печатное издание Конституции ДНР.
Ход мероприятия.
Эпиграф:
«Страна, которая защищает своего гражданина, вправе рассчитывать на взаимное уважение и патриотизм» И.Кобзон (слайд 2)
Вступительное слово: Приветствую вас, дорогие ребята! Наш урок посвящен празднованию Дня Донецкой Народной Республики. Предлагаю вам поразмышлять о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека слова «Отечество», «Родина»?
Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а ,может, и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей республики.
2.Ход беседы.
Воспитатель:
Ребята, скажите, а что такое Родина? ( ответы детей)
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство - Родину. Она у него одна. Другой никогда не будет. Родину не выбирают по своему вкусу и желанию, точно так же, как не выбирают себе маму. Донбасс!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина!
Вы родились на Донбассе. ( слайд3)
Воспитатель:
Отношение к Родине встречается в пословицах.
(предлагается учащимся закончить предложенные пословицы)
В гостях хорошо,…(а дома лучше).
Всякому мила…(своя сторона).
Своя земля…(и в горести мила).
Воспитатель:
Ребята, познакомимся с родным краем.Территория между Днепром и Доном, с юга между Азовским морем, а с севера – условной линией лесов называется малым Донбассом, включающий в себя территории современных ДНР и ЛНР.
(слайд 4) По территории Донбасса протекает 110 рек. Самая большая река – Северский Донец. Богатые недра нашего края. Всего вдоволь всего в достатке.
Воспитатель зачитывает стихотворение «Мое Отечество - Донбасс» автора В.Зайцева
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Воспитатель: Ребята, назовите главное богатство республики? (народ) (слайд 5)
Национальный состав населения разнообразный, (украинцы, греки, евреи, татары) Да, много народов живет в нашей республике. И все они составляют единую дружную семью. Каждый человек с рождения является гражданином своей страны, республики. Все мы -граждане Донецкой Народной Республики.
А кто такой гражданин?
(ответы детей)
Гражданин – это житель республики, который признает ее законы, любит ее, гордится ею. Вместе с ней переживает ее горе и радость, старается сделать ее сильней и богатой.
Воспитатель:Какой документ, удостоверяющий личность гражданина ДНР, имеет каждый житель республики? (ответы детей) (слайд 6)
Правильно, свидетельство о рождении. Что вы можете рассказать об этом документе? Что в этом документе записано? (ответы детей)
А кто мне скажет, какой документ, удостоверяющий личность гражданина ДНР, вы получите в 14 лет? (паспорт) (слайд 7)
Воспитатель: Верно, паспорт гражданина ДНР, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И все люди в нашей стране равноправны:
женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Об этом записано в Конституции. Вы должны об этом помнить и уважать законы страны.
Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан ДНР (демонстрация печатного издания Конституции).
Воспитатель:
Познакомимся с государствеными символами нашей Республики. Скажите, что же нас объединяет и делает гражданами одной страны?(ответы детей)
Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Так же у нашей республики есть государственная символика. Какие государственные символы вам известны?
Ответы детей: (флаг, герб, гимн).
Наш флаг( слайд 8) имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Чёрный, синий, красный). Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
Герб Донецкой Народной Республики ( слайд 9) представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом.
Крылья подняты – показывает свою силу, и свободу республики.
Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины.
С какой строки начинается гимн ДНР?
Ответы детей.
Заключение:
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша Родина?
Какие символы республики вы знаете?
Как называется основной закон нашей республики?
Вы - граждане Донецкой Народной Республики, именно вам преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей республики, ее истории и подвигов. Именно от вас зависит ее светлое будущее.