«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок грамоты в предшкольном классе

Тема: Буквы Ъ и Ь знаки.

Цели: Познакомить с буквами Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект занятия по грамоте.

для предшкольной группы



Тема: Буквы Ъ и Ь знаки.

Цели: Познакомить с буквами Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: презентация, слоговая таблица, лента букв и звуков, буквосочетания, буквы (на карточках), карточки для звукового анализа слов.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Повторение ранее изученного материала

- Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку.

Живут во дворце

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.  (Буквы)

- А как же сам дворец называется? Отгадайте загадку.

Буквы - значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё (алфавит)

- Правильно, ребята, каждая буква в алфавите имеет свое место.

- А что обозначает каждая буква? Отгадайте загадку.

 Его не видно.

 В руки не взять,

  Но зато слышно. (Звук) 

- Каждая буква в алфавите обозначает звук.

- На какие две группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

- С помощью чего мы произносим гласные звуки? (Гласные звуки произносятся с помощью голоса.)

- Какие звуки мы называем согласными?

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

- Какую преграду встречает воздух при произношении этих звуков? (При произношении этих звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.)

- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звуки, которые она обозначает.

- А что вы знаете про букву Ч? Посмотрите на ленту букв и звуков, она вам подскажет. (Ч обозначает согласный звук [чʼ] – всегда мягкий (на зелёном фоне), глухой (во 2-ом ряду, нет колокольчика.)

- Прочитаем слоги с буквой Ч. (По слоговой таблице.)

- Какие слоги выделены красным цветом? (ЧА, ЧУ)

- Что нужно запомнить?

- Ребята, а кто знает вот эти буквы? (Ъ и Ь знаки)

- Какие звуки они обозначают? (Ъ и Ь знаки не обозначают звуков)

2. Сообщение темы урока

 - Для чего тогда нужны эти буквы, если они не обозначают звуков? Сегодня мы ответим на этот вопрос.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ъ и Ь знаки)

3. Работа над новым материалом

1) Различие и сходство в написании Ъ и Ь

- Слайд 2. Ребята, а теперь посмотрите внимательно, графически похожи эти буквы? (Да)

А в чем различие? (У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)

           Мягкий знак - хитрый знак.

 Не назвать его никак.

Он не произносится,

 Но в слово часто просится.

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

- Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

- Значит, знаки не только похожи графически, но и различаются. И в словах они играют разные роли.

2) Прочитаем буквосочетания на доске:  

ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как  произносится согласный звук в этих буквосочетаниях ? (Мягко)

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать,

Как согласный прочитать:

Мягкий голос,
Мягкий шаг -
Это буква … (мягкий знак).

- Эта  буква Ь обозначает  мягкость согласного звука, поэтому согласные буквы выделены зелёным цветом.

3)  Звуковой анализ слов мел – мель

– Чтобы узнать все про Ь, давайте понаблюдаем за ним.

- Прочитаем слова. (МЕЛ – МЕЛЬ)

- Что они обозначают?

4) Игра «Превращение слов»
- Я вам буду говорить  слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет. 
Лоси, кони, гуси,  медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

- Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква Ь обозначает мягкость согласного звука.)

5) Анализ слов ПЕРО – ПЬЕРО (СЕЛ – СЪЕЛ)

6) Задание на нашем пути:

Карточки (работа в парах)

-прочитайте слова

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

- Подумайте, какую роль играет ь в конце и в середине слова?

- Оказывается у ь есть ещё одна роль.

СЕМЯ – СЕМЬЯ 

-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

При произношении слова семья, что мы слышим?

(Слово как будто разрывается).

-Для чего нужны нам ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ. 

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)

з – согл., н – согл., б – согл.

я – гл., е – гл., е – гл.

Чтение с доски:

лью вью семья вьюга чьи

пью шью варенье вьётся

- Какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке?

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Чтение с доски:

подъехал съела

съехал съёмка

въехал объяснил

отъехал съюлил

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

- Какой можно сделать вывод о разделительном твердом знаке?

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.


7) Физкультминутка

Игра «Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

4. Первичное закрепление. Работа по учебнику

- Прочитаем столбики слов с Ъ- Сначала на экране. - Прочитаем в книге.

- Подчеркните Ъ. (Простым (чёрным) карандашом.)

- Что делает Ъ с согласным звуком. (Делает его твёрдым.)

- Какие буквы разделяет Ъ? (Согласную и гласную.)

-. Прочитаем слова с Ь.

- Сначала на экране.

- Прочитаем в книге.

- Подчеркните Ь. (Простым (чёрным) карандашом.)

- Что делает Ь с согласным звуком? (Смягчает.)

- А если Ь стоит между согласной буквой и гласной, то что он делает? (Разделяет согласную букву от гласной.)

- В каком слове Ь разделяет согласную букву от гласной? (Листья.)

5. Подведение итогов урока

- С какими новыми буквами познакомились?

- Найдите эти буквы на ленте букв и звуков.
- Какие звуки они обозначают? (Звуков не обозначают.)
- Для чего нужен Ь? (Смягчает согласный звук, разделяет согласную букву от гласной.)

- Какова роль Ъ?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее