«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок для учащихся 5-7 классов "Экскурсия в кабинет химии"

Экскурсия в кабинет химии для учащихся 5-7 классов.Занимательные опыты, викторины проводят учащиеся старших классов.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Экскурсия в кабинет химии .



Урок проводится для учащихся 6-7 классов . Урок проводили ученики 8 класса. Перед началом экскурсии кабинет химии был оформлен красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть и отработана с учащимися техника проведения опытов.

Ход урока

.

Учитель. Ребята, вы сегодня пришли в самый удивительный кабинет гимназии. Экскурсию проведут ученики 8 -10 классов, которые расскажут вам о науке химии.

Представление ведущих


Ведущий.Давайте представим , что мы с вами оказались в первобытном обществе. Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт « Самовозгорание костра»


Опы1.

Подготовка. В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия КМnO4 . Аккуратно смочить кристаллы 2 мл конц серной кислоты H2SO4. Фарфоровую чашку поставить в металлический поддон и замаскировать её, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя , чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки.

На уроке. Незаметно для зрителей сочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку быстро убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает.


Учитель. Ребята, вы видели как костер самовозгорелся, а как вы думаете может ли быть дым без огня?


Опыт 2 « Дым без огня»

Берем две стеклянные палочки, одну опускаем в склянку с( конц) соляной кислотой НСL, а другую в склянку с 10 % раствором аммиака.NH3.


Ведущий Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо. Можно показать медные и железные пластинки или изделия из них.


Второй ведущий . В средние века жили люди , которые много времени проводили в небольших лабораториях , изучая различные вещества. Это были алхимики.


Ученик в костюме алхимика.

Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получили для них золото и серебро. Мы с вами получим серебро.


Опыт 3.

Реакция « Серебряного зеркала»

В тщательно вымытую пробирку налить 1 мл аммиачного раствора оксида серебра.( AgNO3 + NH3) Добавить по стенке 4-5 капель формалина.. Поместить пробирку в стакан с горячей водой или нагреть . Что наблюдаете.? Стенки пробирки покрываются слоем серебра.

Представили себя настоящими алхимиками?. Алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах.. Людей, которые занимались алхимическими опытами, обвиняли в колдовстве и сжигали на костре.


Ведущий. Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова « алхимия» приставку ал-, и получилось новое название –химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе , в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Ведущий. Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором щелочь, третий пустой, в четвертом кислота..

В кувшине из темного стекла находится вода , нальем её в четыре стакана. Затем воду из стаканов , кроме последнего перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.

Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал малиновым, как сироп! Выльем « сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы.

Посмотрите , «сироп» опять превратился в воду.

Кажется , что это чудо! Нет , просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом-

щелочь . При смешивании их образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того , чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.

Ведущий . У химиков есть еще одно важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу» : кислые - кислоты, соленые –соли.


Учитель. Я хочу показать вам интересные кристаллы. Это кристаллы синего цвета –медный купорос CuSO4 * 5H2O

Посмотрите на эти красивые ромбики- кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, т к многие микробы от него погибают.



Ведущий. Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, поэтому его иногда называют антиакулином. В действенности антиакулина в начале сомневались австралийские специалисты: дескать для наших акул это вроде порошка от головной боли, он послужит лишь острой приправой к жаркому. Однако когда в знаменитом акульем заливе на Западном побережье Австралии препарат был испробован, его эффективность вынуждены были признать даже самые отъявленные скептики.

Ведущий 2 А вот эти красивые кристаллы алюмокалиевые квасцы , их также вырастили в кабинете химии. Показывает друзу алюмокалиевых квасцов.KAl (SO4 )2 * 12 H2O.Это вещество используют при выделке шкур, а также при производстве бумаги. Я вам покажу образцы горных пород , которые привезли с Урала. Эти камни и кристаллы созданы природой. Посмотрите, какая необыкновенная красота. Будьте внимательны, может, и вам удастся найти какой-нибудь интересный минерал в природе!


Учитель. В заключении нашей встречи я покажу опыт, который называется « Вулкан»

Вы , конечно, знаете какое это грандиозное зрелище –извержение вулкана. В древности вулкан Везувии засыпал город Помпеи. На интерактивной доске репродукция картины К. Брюллова « Гибель Помпеи» Звучит музыка, закрываются жалюзи, демонстрируется опыт « Вулкан»

На подставку насыпается горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут небольшой лист бумаги для сбора «вулканического пепла.» Cr2O3.


Викторина.


Вопрос №1.Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле ?

Ответы учеников.


Послушайте стихотворение о воде.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты , провода.

И кажется сказкое это,

А в сущности- просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это -только вода.


Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит , как будто играя,

Большие морские суда.


Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет, все растает,

И будет простая вода.

Формула этого удивительного вещества-H2O.


Вопрос №2 Назовите жидкий при комнатной температуре металл и где он применяется?


Ответ.


Вопрос №3


Какие металлы вы знаете?


Ответы учеников.


А знаете ли вы , ребята, что самым пластичным металлом является золото. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50 м2

Учитель.

Вот и закончился наш урок «Экскурсия в кабинет химии» Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку химию.




.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее