«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок чтенияБасни русских баснописцев. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи».

Изучение басен русских баснописцев, закрепить литературоведческие понятия "басни", "баснописец","олицетворение".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Проект урока чтения

в 4 классе.

Тема урока: Басни русских баснописцев. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня»,

«баснописец», «олицетворение»; учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить сравнивать басни разных баснописцев.

Развивающая: развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, умение

выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Диск с мультфильмом «Стрекоза и муравей», диск с аудиозаписью басни «Лебедь, Щука и Рак», карточки со словами: басня, баснописец, мораль, аллегория, ирония; портрет И.А. Крылова; напечатанная надпись темы урока на доску.




Этапы урока


Предмет-ное содержа-ние

Формы организации, методы и приемы


Деятельность учителя


Деятельность детей

Хро-но-мет-раж

Организа-

ция класса



- Сели ровно, настроились на предстоящую работу.



0,5

мин

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Слушание аудиоза-писи.

Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение.

Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение).

Фронтальная работа.


- Чтобы узнать тему урока, давайте послушаем произведения. ( И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс и А. Барто «Воробей» 2 класс.)

- Сравните произведения, каких они жанров? (первое –басня, второе – стих-е) (Слово БАСНЯ на доске.)

- Чем они сходны, чем отличаются? (Написаны в стихотворной форме, в басни есть мораль, а в стих-и нет)

- Что такое мораль?(это основная мысль басни, нравоучение)(Слово МОРАЛЬ на доске)

- Вы уже знакомы с баснями Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого. Кто может вспомнить их названия?

( Лебедь, Щука и Рак , Волк и ягненок, Ворона и лисица»)

- Кто помнит, что такое басня?

- Кто в них герои?

- Что в них высмеивается? (Басни – это короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажи являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Создателей этих произведений называют баснописцами. Герои басен вызывают смех. Но смеемся мы не над ними, а над глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством и лицемерием, которые осуждают и высмеивают баснописцы.

Слушание детьми аудиозаписи с произведениями.


Ответы и предположения детей.


6 мин

Постановка учебной задачи.

Цель:сообщить учени-кам тему и задачи урока.







Сообщение.




- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми произведениями русских баснописцев и с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни, сравнивать басни разных баснописцев.



0.5

мин

Знакомство с новым материалом.

1.Знаком-ство с темой урока









2.Первич-ное восприя-тие текста

Крылова

Просмотр видеоза-писи

















3.Вторичное

восприя-тие текста



4.Работа в тетради

Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение.

Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение).

Фронтальная работа.

























Практическая деятельность.


- Прочитайте на доске написана фамилия автора и название басни, сейчас мы с вами с ней познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)

- Кто такой И.А. Крылов? (Крылов- великий русский баснописец.( слово БАСНОПИСЕЦ на доске) Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом(играл на скрипке), художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя. кума, оборотиться?», «Недаром говориться, что дело мастера боится». Язык басен прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор.)

- Давайте посмотрим мультфильм по басне «Стрекоза и муравей»

- Назовите героев басен.

- Как изображена в басни стрекоза?

- Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость)

- Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей?

- Как изобразил автор муравья?

- Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ (слово на доске). Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка. А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (слово на доске) – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

- Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

- А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

- Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

- Давайте расставим логические паузы.

- Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

- где в басне ИРОНИЯ?

- Прочтите мораль басни. Объясните ее.

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

- А сейчас выполним задания в тетради.(Сильные уч-ся выполняют самостоятельно).

- Давайте проверим.













Просмотр мультфильма детьми.



Ответы и предположения детей.




















Чтение басни детьми.

Дети расставляют паузы.


Ответы и предположения детей.



Практическая деятельность детей.

15

мин

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утом-ления и повышение работоспо-собности учеников.




- А сейчас давайте отдохнем. Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

- Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( упрямый осел, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)



Дети выполняют движения.

2 мин

Продолже-

ние




























Проведение гимнастики для глаз. Цель: предупреждение утом-ления глаз повышение работоспо-собности учеников.

5.Первич-ное восприя-тие второй басни.


Ответы на вопросы.






6.Работа в тетради.














Ответы на вопросы.


Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение.

Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение).

Фронтальная работа.


- А сейчас прочитаем еще одну басню. Название и автор записаны на доске. (И.И. Хемницер «Стрекоза»)

- Какие незнакомые слова встретились в басне? (в крайности, ссудить, не взыщи, поди свищи).

- Кто герои басни?

- Почему стрекоза обратилась к муравью?

- Как она выражала свою просьбу?

- По-разному или одинаково описывают баснописцы стрекозу?

- Почему муравей помог стрекозе?

- Прочтите мораль басни. Объясните ее.

- Обратите внимание на мораль басен Крылова и Хемницера. Чем они отличаются?

- Каким показан Муравей в той и другой баснях?

- В какой форме написаны эти басни: в стихотворной или прозаичной? Докажите.

- Выполним задания в тетради к этой басне.( Сильные уч-ся выполняют задания самостоятельно)

- Проверка.


- Отложите все в сторону. Давайте отдохнем. Сделаем зарядку для глаз. Зажмуримся, расслабили (несколько раз). Посмотрели влево, вправо. Посмотрели по кругу. И т.д.







- А сейчас прочитаем еще одну очень маленькую басню Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» в прозаической форме.

- Сравните басни И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого. Кто из баснописцев наиболее ярко изображает стрекозу?

- В каких словах проявляется насмешливое отношение автора к героине?

- В кокой басне отказ муравья более безжалостный?

- Чем отличаются морали басен?

- Можно ли назвать последнее предложение этой басни моралью? Прочтите и объясните.











Чтение басни детьми.


Дети находят определения в учебнике.


Ответы и предположения детей.








Практическая деятельность детей.




Дети выполняют упражнения.









Чтение басни детьми.





Ответы и предположения детей


8 мин




























1 мин

















4 мин









































Подведе-

ние итогов.


Фронтальная работа.

- С какими произведениями мы познакомились?

- Какого они жанра?

- Что такое басня?

- Кто главные герои этих басен?

- Что высмеивается в баснях?

- С какими новыми литературными понятиями познакомились?

- Что такое мораль, аллегория, ирония?

Ответы детей.


2 мин

Домашнее задание



Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть.


1 мин


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее