Проект урока чтения
в 4 классе.
Тема урока: Басни русских баснописцев. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи».
Цели урока:
Обучающая: познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня»,
«баснописец», «олицетворение»; учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить сравнивать басни разных баснописцев.
Развивающая: развивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, умение
выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.
Оборудование: Диск с мультфильмом «Стрекоза и муравей», диск с аудиозаписью басни «Лебедь, Щука и Рак», карточки со словами: басня, баснописец, мораль, аллегория, ирония; портрет И.А. Крылова; напечатанная надпись темы урока на доску.
Этапы урока |
Предмет-ное содержа-ние | Формы организации, методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность детей | Хро-но-мет-раж |
Организа- ция класса |
|
| - Сели ровно, настроились на предстоящую работу.
|
| 0,5 мин
|
Актуализация опорных знаний и умений учащихся | Слушание аудиоза-писи. | Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение. Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение). Фронтальная работа.
| - Чтобы узнать тему урока, давайте послушаем произведения. ( И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс и А. Барто «Воробей» 2 класс.) - Сравните произведения, каких они жанров? (первое –басня, второе – стих-е) (Слово БАСНЯ на доске.) - Чем они сходны, чем отличаются? (Написаны в стихотворной форме, в басни есть мораль, а в стих-и нет) - Что такое мораль?(это основная мысль басни, нравоучение)(Слово МОРАЛЬ на доске) - Вы уже знакомы с баснями Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого. Кто может вспомнить их названия? ( Лебедь, Щука и Рак , Волк и ягненок, Ворона и лисица») - Кто помнит, что такое басня? - Кто в них герои? - Что в них высмеивается? (Басни – это короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажи являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Создателей этих произведений называют баснописцами. Герои басен вызывают смех. Но смеемся мы не над ними, а над глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством и лицемерием, которые осуждают и высмеивают баснописцы. | Слушание детьми аудиозаписи с произведениями.
Ответы и предположения детей.
| 6 мин |
Постановка учебной задачи. Цель:сообщить учени-кам тему и задачи урока. |
|
Сообщение.
| - Сегодня мы с вами познакомимся с новыми произведениями русских баснописцев и с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни, сравнивать басни разных баснописцев. |
| 0.5 мин |
Знакомство с новым материалом. | 1.Знаком-ство с темой урока
2.Первич-ное восприя-тие текста Крылова Просмотр видеоза-писи
3.Вторичное восприя-тие текста
4.Работа в тетради | Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение. Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение). Фронтальная работа.
Практическая деятельность.
| - Прочитайте на доске написана фамилия автора и название басни, сейчас мы с вами с ней познакомимся.(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей») - Кто такой И.А. Крылов? (Крылов- великий русский баснописец.( слово БАСНОПИСЕЦ на доске) Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом(играл на скрипке), художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя. кума, оборотиться?», «Недаром говориться, что дело мастера боится». Язык басен прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденный разговор.) - Давайте посмотрим мультфильм по басне «Стрекоза и муравей» - Назовите героев басен. - Как изображена в басни стрекоза? - Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, хвастливость) - Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей? - Как изобразил автор муравья? - Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.) - Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ (слово на доске). Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка. А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (слово на доске) – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья. - Есть ли в этой басни МОРАЛЬ? - А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему? - Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню. - Давайте расставим логические паузы. - Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы. - где в басне ИРОНИЯ? - Прочтите мораль басни. Объясните ее. Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым? - А сейчас выполним задания в тетради.(Сильные уч-ся выполняют самостоятельно). - Давайте проверим. |
Просмотр мультфильма детьми.
Ответы и предположения детей.
Чтение басни детьми. Дети расставляют паузы.
Ответы и предположения детей.
Практическая деятельность детей. | 15 мин |
Проведение физ. паузы. Цель: предупреждение утом-ления и повышение работоспо-собности учеников. |
|
|
- А сейчас давайте отдохнем. Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного». - Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( упрямый осел, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.) |
Дети выполняют движения. | 2 мин |
Продолже- ние
Проведение гимнастики для глаз. Цель: предупреждение утом-ления глаз повышение работоспо-собности учеников. | 5.Первич-ное восприя-тие второй басни.
Ответы на вопросы.
6.Работа в тетради.
Ответы на вопросы.
| Метод: объяснитель-но-иллюст-ративный. Приемы: беседа, сообщение. Уровень познаватель-ной деятель-ности уча-щихся: репродуктив-ный (воспроизведение). Фронтальная работа.
| - А сейчас прочитаем еще одну басню. Название и автор записаны на доске. (И.И. Хемницер «Стрекоза») - Какие незнакомые слова встретились в басне? (в крайности, ссудить, не взыщи, поди свищи). - Кто герои басни? - Почему стрекоза обратилась к муравью? - Как она выражала свою просьбу? - По-разному или одинаково описывают баснописцы стрекозу? - Почему муравей помог стрекозе? - Прочтите мораль басни. Объясните ее. - Обратите внимание на мораль басен Крылова и Хемницера. Чем они отличаются? - Каким показан Муравей в той и другой баснях? - В какой форме написаны эти басни: в стихотворной или прозаичной? Докажите. - Выполним задания в тетради к этой басне.( Сильные уч-ся выполняют задания самостоятельно) - Проверка.
- Отложите все в сторону. Давайте отдохнем. Сделаем зарядку для глаз. Зажмуримся, расслабили (несколько раз). Посмотрели влево, вправо. Посмотрели по кругу. И т.д.
- А сейчас прочитаем еще одну очень маленькую басню Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» в прозаической форме. - Сравните басни И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого. Кто из баснописцев наиболее ярко изображает стрекозу? - В каких словах проявляется насмешливое отношение автора к героине? - В кокой басне отказ муравья более безжалостный? - Чем отличаются морали басен? - Можно ли назвать последнее предложение этой басни моралью? Прочтите и объясните.
| Чтение басни детьми.
Дети находят определения в учебнике.
Ответы и предположения детей.
Практическая деятельность детей.
Дети выполняют упражнения.
Чтение басни детьми.
Ответы и предположения детей
| 8 мин
1 мин
4 мин
|
Подведе- ние итогов. |
| Фронтальная работа. | - С какими произведениями мы познакомились? - Какого они жанра? - Что такое басня? - Кто главные герои этих басен? - Что высмеивается в баснях? - С какими новыми литературными понятиями познакомились? - Что такое мораль, аллегория, ирония? | Ответы детей. |
2 мин |
Домашнее задание |
|
| Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть. |
| 1 мин |