«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

7 класс "Рельеф Земли"

Сформировать знание о рельефе земли, продолжить работу с атласом и контурной картой (нахождение форм рельефа, определение границ земли).

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель

Куангалиева Елена Васильевна

Предмет

география


Класс

7


Тема:

Рельеф Земли


Дата

29.11.2020



Целевые установки:

предметные: - сформировать знания о рельефе земли, продолжить работу с атласом и контурной картой (нахождение форм рельефа, определение границ литосферных плит)

метапредметные: - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе

личностные: - уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения

Оснащение урока (материалы к уроку)

Настенная карта «Строение земной коры», физическая карта мира, атласы, контурные карты, тест для закрепления материала

















Этапы урока


Содержание этапа



1.



Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)



Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скажите, вы легко добрались до школы?


По какой местности вы шли?


На пути были, какие ни будь препятствия?


А как называется совокупность неровностей земной поверхности?


Какие крупные формы рельефа вы знаете?


Где мы можем видеть горы и равнины?


Молодцы!

Скажите, кто нам дал такие точные знания о местонахождении гор и равнин.

Вы сегодня готовы к путешествию по нашей планете Земля.


Подумайте и задайте себе вопрос: «Зачем мы с вами говорим сейчас о рельефе, формах рельефа и путешественниках?»






Очень хорошо. Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока.

«Сформировать знания об образовании рельефа Земли»


Да


Ровной, тихой, сельской и т.д.


Нет, да и т.д.


Рельеф


Горы и равнины.


На суше и в океане.



Путешественники и мореплаватели.



Что бы знать, где они находятся.

Как они образовались.

Что такое горы, равнины и другие

Рассмотреть рельеф Земли

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения




Прежде, чем будем рассматривать новую тему, давайте вспомним:

1.Основные эпохи накоплений знаний о Земле?

2.Назовите важнейшие путешествия и экспедиции?

3.Расскажите о важных открытиях на планете?

4.Какие знания были накоплены в древнем мире?

5.Чем отличаются древние знания от современных знаний о Земле?

Вы сегодня просто молодцы.

Давайте вспомним цель нашего урока.


Вот теперь начинается самая сложная работа. Вы готовы?


Тогда вот вам задание: «Определите, как размещены крупные форы рельефа на планете? Разместите их равномерно по все материкам».

Разместить равномерно горы и равнины на материках нельзя.


К этому уроку уч-ся уже познакомились с Великими географическими открытиями.







Рассмотреть рельеф Земли

Да

Учащиеся выполняют задание с помощью атласа.

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем


Давайте проанализируем ситуацию. Какое задание у вас было?












Рассмотреть размещение гор и равнин на поверхности Земли и разместить их равномерно по материкам


Горы размещены не равномерно, по побережью материка и в середине материка


Равнины расположены, как в центре материка, так и на побережье



Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель



Давайте проанализируем ситуацию с расположением гор и равнин.

Учащиеся с помощью учебника выясняют причину образования неровностей земной поверхности.








Учащиеся выделяют главные причины образования гор и равнин.

Проговариваем, как образуется рельеф.

Учащиеся на доске рисуют схему воздействия внутренних и внешних сил на формирование рельефа.

Схема образования рельефа


Рельеф постоянно изменяется в результате одновременного воздействия на него внутренних и внешних сил.

Внутренние силы – движение литосферных плит, внедрение вещества мантии в земную кору или его излияния на поверхность Земли.

Внешние силы – силы, действующие на поверхности Земли. Выветривание, деятельность текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя, деятельности человека.


Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения


Выдержка из текста учебника, «В размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли есть определенные закономерности…

Горы (складчатые области) размещаются на стыках литосферных плит, равнинные территории – соответствуют древним участкам литосферных плит - платформам».



Учащиеся с помощью текста учебника самостоятельно изучают размещение форм рельефа.








Из-за этой закономерности нельзя разместить равномерно по материкам горы и равнины.


Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства


Учащиеся рассказывают о рельефе, его образовании, о влиянии внутренних и внешних сил, о размещении крупных форм рельефа на суше и в океане.

Приводят примеры и доказывают их образование гор и равнин на каждом материке.


Пример ответа. Горы Анды – материк Южная Америка. Для образования гор необходимы внутренние силы, движение литосферных плит Тихоокеанической и Южноамериканской, а так же внешние силы (таяние ледника и снега, деятельность ветра). Горы расположены на западном побережье материка. Сейсмически активная территория.



Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки



Учащиеся работают с атласами и контурными картами.

С помощью атласа учащиеся определяют и наносят в контурные карты границы литосферных плит. Определяют местонахождение крупных форм рельефа и отмечают их географическое положение. Отмечают высоты.

Атлас «Строение Земной коры».


Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)


В зависимости от темпов работы и времени можно провести с учащимися тестовую работу или игру « Передай другому».

Тест

  1. I.В зоне столкновения литосферных плит формируется:

А) срединно-океанический хребет

Б) глубоководные желоба


  1. Если рельеф равнинный, то в основании находится:

А) складчатая область

Б) платформа


  1. Вулканизм и землетрясение имеет место:

А) только в зонах столкновения литосферных плит

Б) как в зонах столкновения литосферных плит, так и в зонах расхождения


  1. Что относится к внутренним силам

А) движение литосферных плит

Б) деятельность текучих вод, ветрар


  1. Почему на платформах располагаются равнины?


  1. Что такое литосферная плита?

Игра «Передай другому». Учащиеся на листочке записывают вопрос и передают его своему соседу. Сосед отвечает на вопрос, который ему передали, а затем задает свой вопрос и тоже передает его ближайшему соседу. Таким образом, учащиеся учатся составлять вопросы и тут же на них отвечать.



9.

Этап рефлексии:

Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности

·Соотнесение учащимися своих целей и результатов

·Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

Подводя итоги урока, учитель обсуждает и анализирует с учащимися содержание осуществленной деятельности. Для этого предлагаются вопросы:

Что нового вы сегодня узнали?

Какие выводы вы сделали после изучения темы?

О каких процессах вы узнали?

Какую цель вы перед собой поставили?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

Как вы считаете, тема актуальна для изучения?

Какие затруднения вы испытывали на уроке при выполнении всех заданий?

Вам понравились вопросы, которые вам задали ваши одноклассники?

Оцените свою деятельность, работу на уроке. Довольны ли вы ей?








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее