«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Урашение Древнего Египта"( 5 класс)

Знакомство с ювелирным искусством Древнего Египта дает возможность детям получить представление о декоративном искусстве этого периода, а также глубже понять назначение украшений для древних людей. На уроке обучающиеся познакомятся со знаками Древнего Египта, их символическими значениями в украшениях.

Поэтапное выполнение работы в технике «лепка из пластилина», позволит им лично погрузиться в процесс создания ювелирного украшения.

Тема урока «УКРАШЕНИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

Место урока. Предметная область «Изобразительное искусство» 5 класс. Раздел «Декоративное искусство в современном мире». (Учебник Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М.)

Цель: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, формировать представление о символике украшений этого периода. Разработка содержит следующие материалы:

1. Карта урока.

2. Работы учащихся 5 класса.

3. Приложения к уроку.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 2»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ













Методическая разработка урока

«УКРАШЕНИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»















Зайцева Вера Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ Гимназия №2

Г. Балаково

т.89271412991

johnyzaicev@yandex.ru







2023 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность.

  В древности ювелирные изделия имели совсем иную ценность, нежели которую имеют сегодня для нас. В далеком прошлом верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.

Знакомство с ювелирным искусством Древнего Египта дает возможность детям получить представление о декоративном искусстве этого периода, а также глубже понять назначение украшений для древних людей. На уроке обучающиеся познакомятся со знаками Древнего Египта, их символическими значениями в украшениях.

Поэтапное выполнение работы в технике «лепка из пластилина», позволит им лично погрузиться в процесс создания ювелирного украшения.


Тема урока «УКРАШЕНИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»


Место урока. Предметная область «Изобразительное искусство» 5 класс. Раздел «Декоративное искусство в современном мире». (Учебник Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М.)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, формировать представление о символике украшений этого периода

Задачи:

  • развивать творческие способности, умение видеть в произведениях ДПИ единство материала, формы и декора, умение наблюдать и фантазировать при создании художественных форм;

  • научить создавать из пластилина украшения в египетском стиле, используя выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия);

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре народов мира;

  • воспитывать трудолюбие, , ответственность, культуру поведения.

Планируемые результаты

Личностные:

- уважительное отношение к культуре и искусству Древнего Египта;

- понимание особой роли декоративного искусства в жизни общества и каждого

отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественного мышления,

наблюдательности и фантазии;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

- сформированность первоначальных представлений о роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии

человека;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и

оценке произведений искусства;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы

лепки из пластилина;

-уметь выявлять в произведениях народного декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора

- умение обсуждать и анализировать произведения декоративного искусства;


Тип урока: Открытие новых знаний

Форма работы: индивидуальная, парная

Методы работы: метод информирования (рассказ, беседа, объяснение), метод

наглядных демонстраций (просмотр презентации, технологическая карта с

поэтапным выполнением работы), метод практической деятельности (упражнение).

Приемы работы: активизации внимания, мышления, восприятия, воображения,

приём контроля, самоконтроля.

Техника исполнения: лепка из пластилина

Методы контроля усвоения материала: тестовая работа, работа у доски, практи

ческая работа.

Ожидаемые результаты: умение создавать из пластилина украшения в египетском стиле, используя выразительные средства орнаментальных композиций.

Учебное методическое обеспечение:

1. Мультимедийная презентация «Украшения Древнего Египта».

2. Наглядное пособие «Символы Древнего Египта» (ПРИЛОЖЕНИЕ1)

3. Знаки- символы на магнитной основе (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).


Литературный ряд: стихотворение «Украшения для женщин» Юрий Андреев

Музыкальный ряд: Музыка Древнего Египта

Раздаточный материал: Тестовое задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), технологическая карта последовательности лепки украшения (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), словарик новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), оценочный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), правила работы с пластилином (ПИЛОЖЕНИЕ 7)

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись

Оборудование для учащихся: дощечка для лепки, цветной пластилин, стеки, сухая тряпочка.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

время


1. Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку



Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку


Регулятивные:

контроль за состоянием рабочего места.

Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим.


1

мин


2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


Презентация (Слайд №1)

На предыдущих уроках мы говорили с вами об истоках и развитии декоративного искусства нашей страны. А сегодня отправимся в Древний Египет и узнаем о декоративном искусстве этой удивительной страны .

Прослушайте фрагмент стихотворения и определите тему сегодняшнего урока.

Читает стихотворение Юрия Андреева «Украшения для женщин»

Мягким светом ожерелье,
Оттеняя красоту,
Создавая настроенье,
Заполняет пустоту.

Серьги, кольца и браслеты,
Ожерелию подстать,
Словно строчки у поэта,
Сила магии и власть.

Власть в сияньи бриллиантов,
В томном блеске изумрудов,
В изощрённости огранки,
В тёплой радости жемчужин.

Вместе с учащимися определяют тему урока «Украшения Древнего Египта»


-Ребята, какая цель будет у нас на уроке?

Для создания украшения мы сегодня на уроке будем использовать пластилин



-Какие знания и навыки нам нужны для того, что выполнить ювелирное украшение ?




Учащиеся слушают

Ребята высказывают свои предположения и обосновывают их.


























Учащиеся определяют цель урока. Создать украшение Древнего Египта




Учащиеся формулируют задачи для достижения цели:

-узнать какие украшения были;

- какие узоры присутствуют;

-какая цветовая палитра используется;

- как работать с пластилином.


Личностные: мобилизация внимания.

Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


























2 мин













































3. Актуализация знаний.


Слайд №2

С древних времен люди создавали украшения из золота, серебра, драгоценных камней, как способ обезопасить себя от смертей, болезней и прочих неурядиц, взывая к тем самым силам природы, которые дали им эти материалы и назначая их главными талисманами и хранителями жизни. Слайд №3

Египтяне были уверены, что сердце - главнее всего в организме человека. Именно оно являлось источником жизни. И потому грудь была особым, священным местом, куда непременно надевали соответствующие случаю украшения.

Вот такими ожерельями в виде Пекторали и Ускха они украшали грудь

Слайд №4

Украшая разные места своего тела, египтяне верили в то, что это поможет им защитить себя от бед и невзгод.

Слайд №5

А поскольку египтяне верили еще и в загробную жизнь, то эти изделия полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные ритуальные украшения: кольца, браслеты, ожерелья

Ребята, что необычного вы увидели в украшениях египтян?

Какие изображения вы увидели в узорах?




Как вы думаете, почему в украшениях присутствуют эти образы?


Как располагаются узоры?







Слайд №7

В украшениях Древнего Египта чаще всего встречаются вот такие образы. Это знаки- символы. У каждого из них свое символическое значение.

Давайте познакомимся с ними поближе.


Слайд №8

Жук Скарабей

Этот жук делает идеально круглые шарики из навоза и катит их целый день по пустыне. Процесс катания шарика напомнил египтянам пусть солнца по небу, а скарабей стал для них символом утреннего солнца, жизненной силы, символом движения вперёд.


Слайд№9

Цветок Лотоса

это цветок, который каждый вечер закрывает лепестки и скрывается под водой, чтобы вернуться ранним утром, как только первые лучи солнца появятся в небе.

Распуская свой цветок на рассвете, Лотос стал знаком молодости, бессмертия и вечной жизни.


Слайд№10

Глаз Уаджет ( око Гора)

это символ- оберег, защита от любой беды, символизирует воскресение после смерти (правый глаз обозначал солнце, левый – луну).

Слайд№11

Анкх

– Египетский крест носит множество имен. Коптский крест, ключ жизни, узел жизни, крест с петлей, ключ Нила. Его носили, чтобы продлить существование на земле. Это Символ жизни.

Слайд№12

Ладья Вечности

– этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца Ра по небесному и подземному Нилу. Символизировал путь солнца


Слайд№13

Кобра Урей

Ее образ ассоциировался с солнцем и многими богами. Она олицетворяла «огненный взор Ра», который изображался как два урея, находившихся по обеим сторонам от крылатого солнечного диска. Кроме того он являлся символом власти


-Ребята, вы обратили внимание, какие цвета присутствуют в украшениях? Перечислите их.

Подумайте, почему именно эти цвета присутствуют в украшениях?


Слайд№14

Действительно, цвета имеют символическое значение


Золотисто жёлтый –

символизировал солнце


Белый, серебряный

– символизировал луну


Зелёный –

природу, плодородие


Синий – небо и воду.












































Примерные ответы

Учащихся:

- синий жук;

- солнце;

- цветы;

- глаз

Ответы учащихся:

-для защиты



Ответы учащихся:

-симметрично;

- крупные ближе к центру

-некоторые элементы повторяются или чередуются










































































Ответы учащихся.

Называют цвета.

Предполагают, что они также могут носить символический характер.



Познавательные:

-извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

-самостоятельное выделение в тексте необходимой информации,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью.

-вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.

4

мин

4. Первичное закрепление новых знаний

Слайд №15

-Ребята, сегодня мы познакомились с ювелирным искусством Древнего Египта. Узнали много нового и необычного. Давайте закрепим наши знания.

Предлагаю проверить себя, выполнив следующие задания.

Приглашаю к доске желающих- одного мальчика и девочку.

Задание у доски:

Составь из знаков символов на магнитах украшение, придумай интересную композицию из разных по размеру элементов.

Задание в паре:

- Остальные ребята, выполните тестовое задание. Напротив цифры знака символа поставь соответствующую букву символического обозначения.












Ребята у доски из знаков- символов на магнитной основе выполняют задание


Ученики в паре ( кто сидит за одной партой) решают тест.


Коммуникативные, регулятивные коррекции

Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала.


3 мин

5. Первичная проверка закрепления знаний

Проверяем, насколько вы запомнили значение знаков- символов Древнего Египта. Обведите правильные ответы.

Зачитываю правильные ответы.


-Поднимите руки, у кого 4-6 правильных ответов? Молодцы!

У кого менее 4, нужно быть внимательнее на уроке.


А теперь, давайте посмотрим, какие работы получились у наших ювелиров. Представьте, что вы царица или фараон Древнего Египта. Какое украшение вы для себя выберите и почему?




Ученики проверяют решение теста.



Ученики поднимают руки



Учащиеся делают выбор и обосновывают его

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

2

мин

6. Творческий этап. Индивидуальная работа

Слайд 16

-Перед работой, прочитайте, вспомните правила работы с пластилином. Если у вас возникают трудности при выполнении задания, воспользуйтесь технологической картой лепки украшения из пластилина.

-А музыка позволит нам погрузиться в атмосферу Древнего Египта

Включаю музыку

Во время практической работы, контролирую, корректирую деятельность учащихся.


Учащиеся работают над созданием украшения.

Те ребята, у которых возникают трудности в работе, поднимают руки

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка.


15

мин

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Провожу выставку работ

Ребята, достигли ли вы цели урока?

- Оцените результат своей работы по следующим критериям:


1 балл- форма украшения

1 балл- наличие в украшении символов Древнего Египта

1 балл- цветовое соответствие

1 балл – выразительность композиции

1 балл- аккуратность в работе

Для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке, поставьте галочку или крестик напротив выбранного варианта в листе самооценки


Урок полезен, все понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Отвечают.

Обучающиеся оценивают результат своей работы и заполняют лист самооценки.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

2 мин

8. Информация о домашнем задании

Ребята, выполните домашнее задание по теме сегодняшнего урока на выбор:

1. Составить кроссворд по теме «Символы Древнего Египта»;

2. Придумать синквейн к слову «Украшение».

Слушают, записывают домашнее задание


1 мин



Работы учащихся у доски

Работы учащихся из пластилина




Список использованных источников

Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева- М.: Просвещение, 2020.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://fishki.net/2468068-neverojatnoe-juvelirnoe-iskusstvo-drevnego-egipta.html?ysclid=lezti2ncna308502686

https://obiskusstve.com/1537635326155556892/ukrasheniya-drevnego-egipta/?ysclid=leztm3tk76805478309

https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43860604366/Drevneegipetskie-Ukrasheniya:-YUvelirnyie-Izdeliya,-Odezhda-I-Go?ysclid=lezthimmlc268519613

https://dzen.ru/a/Ya0dSAdnsWIiRiwu








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее