«Упрощенные формулы времен английского глагола»
Автор: Пудова Юлия Егоровна, преподаватель английского языка Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения РС(Я) «Жатайский техникум»
Аннотация
Целью исследования данной работы является изучение времен английского глагола
Задачи:
-
Изучить научно-методическую литературу по теме выполняемой работы;
-
Рассмотреть грамматические таблицы и формулы времен английского глагола.
Метод и приемы: обзорный анализ литературы, разработка упрощенной формулы времен глагола английского языка.
Выводы:
-
Согласно утверждениям обучающихся и родителей, почти каждый ребенок затрудняется во временах глагола английского языка;
-
При желании времена глагола можно изучить самостоятельно;
-
Основными препятствиями изучения английских времен являются:
А) привыкание пользоваться переводчиком, интернет ресурсами;
Б) незнание формул строения предложений по тем или иным временам глагола.
В) нежелание справляться со сложными темами.
План исследования
Вопрос, подлежащий исследованию: есть ли возможность самостоятельно изучить времена глагола английского языка русскоговорящему человеку.
Гипотеза: Если наблюдать, изучить и упростить формулы времен глагола английского языка, то можно сделать вывод, что упрощенная формула позволяет самостоятельно понять и запомнить времена глагола.
Описание метода: провели опрос учащихся с целью узнать насколько хорошо обучающиеся понимают данный раздел грамматики с помощью таблиц, которые даются на основе примеров во время занятий на базе «Жатайского техникума».
Список использованной литературы:
-
Агабекян И.П. Английский язык. – М, 2014.
-
Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М, 2005.
-
Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. – М, 2004.
-
Есперсен О. Философия грамматики. – М, 2004.
-
Иртеньева Н.Ф. Грамматика современного английского языка. – М, 2006.
-
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. – М, 2005.
-
Козырева Л.Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. – Ростов-на-Дону, 2006.
Научная статья
Ещё несколько лет назад английский язык воспринимался как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всём мире международным. Изучение английского языка для большинства из нас становится, чуть ли не самой проблемой в жизни. Каждый взрослый человек мечтает овладеть английским хотя бы на разговорном уровне. Почему?
-
Английский язык – язык международного общения. Приехав в любую страну человеку, знающему английский язык, будь это Япония или Турция, не придётся объясняться на пальцах.
-
Английский язык – язык бизнеса. Всем крупным бизнесменам, желающим выйти на международный рынок просто необходимо владеть английским на высоком уровне.
-
Знание английского языка даёт возможность обучаться в престижных зарубежных университетах.
-
Большая часть интересной и нужной литературы выходит именно на английском языке.
-
Компьютерный перевод, на который мы можем сослаться, как известно, имеет свойство искажать информацию и не доносит мысль автора в полном объёме.
-
Большинство страниц в интернете с нужной информацией распространяется именно на английском.
-
Все международные соревнования и конференции проводятся на английском языке.
-
Многие инструкции по использованию любой продукции, будь то бытовая техника или лекарство, написаны на английском языке.
Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное заключается в том, что знание английского языка – критерий, необходимый для успешной карьеры. Принято считать, что через несколько лет, при трудоустройстве на престижную работу анкеты кандидатов без знания английского языка даже не будут рассматриваться.
Я выбрал тему «Упрощенные формулы времен английского глагола» потому, что знание времен английского глагола играет огромную роль в изучении данного языка, и считаю, его изучение не столь сложен как кажется на первый взгляд.
Актуальность моей темы заключается в следующем: упрощенные формулы времен глагола помогают людям в обучении английскому языку, как в образовательных учреждениях, так и самостоятельно.
Цели: изучить теоретическую часть УМК по данной теме и доказать/показать легкое использование упрощенных формул времен английского глагола.
Задачи:
А) Посмотреть и изучить книги по данной теме;
В) Упростить формулы времен и доказать удобное и простое их использование.
Объект исследования: таблица времен английского глагола.
Предметом исследования способы самостоятельного изучения времен английского глагола.
Практическая значимость: привлечение не только обучающихся, но и людей, которые желают самостоятельно изучить английский язык, пользоваться данными формулами.
Времена английского глагола
Времена глагола английского языка – одна из наиболее сложных тем для русскоговорящего человека. В первую очередь, это связано с тем, что человек часто просто не понимает их значения и смысла. Традиционно специалисты выделяют 12 времен, в то время как в родном языке их 3. Для того чтобы наконец-то освоить данный материал, необходимо структурировать знания по этой теме.
Все английские времена делятся на три большие группы:
-
Настоящее (Present).
-
Будущее (Future).
-
Прошедшее (Past).
Как видите, на данном этапе английский язык не отличается от русского. Далее в каждой из представленных групп выделяют разные категории времен: Simple (простое), Continuous (продолженное), Perfect (Совершенное) и Perfect Continuous (совершенное продолженное). Такое большое количество времен значительно облегчает понимание собеседника в процессе общения. Каждое из этих времен имеет свое значение. Разобравшись в данном вопросе, человек никогда не станет совершать ошибок в процессе употребления английских предложений.
Времена категории Simple
-
Present Simple
Это простое настоящее время. Оно употребляется для обозначения последовательности различных действий или общего факта:
She gets up, washes her face and has breakfast.
Она просыпается, умывается и завтракает.
My name is Jane, I’m from London.
Меня зовут Джейн. Я из Лондона.
Также Present Simple применяется для выражения научно доказанных фактов и регулярно повторяющихся событий:
I always help my mother.
Я всегда помогаю своей маме.
Ice melts at 0 degrees.
Лед тает при температуре 0 градусов.
-
Past Simple
Выражает обычный факт или действие в прошедшем времени:
Yesterday I played football.
Вчера я играл в футбол.
Также как и Present Simple, может обозначать регулярное действие, но уже в прошлом:
This house was built 20 years ago.
Дом был построен 20 лет назад.
Употребляя простое прошедшее время – Past Simple, мы заинтересованы в передаче самого факта.
-
Future Simple
И в этом случае общее значение времени не меняется.
Future Simple может применяться либо для регулярных действий в будущем:
I will visit you very often.
Я буду очень часто тебя навещать.
Либо для передачи простого факта в будущем:
She will move to her mother next year.
В следующем году она переедет к своей маме.
Времена категории Continuous
Здесь необходимо запомнить главное значение всей группы – процесс.
-
Present Continuous – это какой-либо процесс, который происходит в настоящем времени. Действие могло начаться в недалеком прошлом и может окончиться в пределах определенного промежутка времени:
She is sleeping now.
Сейчас она спит.
It’s raining at the moment.
В данный момент идет дождь.
Еще один вариант употребления – выражение недовольства, раздражения:
You are always playing computer games!
Вечно ты играешь в компьютерные игры!
-
То же самое касается и времени Past Continuous. Оно выражает определенный процесс в конкретный момент прошлого:
She was sleeping at 10 p.m. yesterday.
Вчера в 10 вечера она спала.
-
Future Continuous также выражает процесс в определенный момент в будущем:
Tomorrow at 9 a.m. I will be helping my best friend.
Завтра в 9 утра я буду помогать лучшему другу.
Времена категории Perfect
C этим временем у людей возникает немало путаницы. Ключевое значение этой группы – результат. В процессе употребления этого времени мы заинтересованы именно в конечном итоге какого-то действия или события.
-
Present Perfect
Это результат, который удалось получить к настоящему моменту:
I have already done my homework and I can go for a walk.
Я уже сделал домашнее задание и могу пойти погулять.
Выходит, что само действие (приготовление уроков) уже не выполняется, оно полностью завершено. Но в текущий момент мы можем видеть результат действия: возможность отправиться на прогулку.
Глаголы в Present Perfect, как правило, переводятся на русский в прошедшем времени. Однако, действие в этом времени воспринимается в настоящем, так как привязано к текущему моменту результатом.
-
Past Perfect
Применяется для обозначения результата к конкретному моменту прошлого:
He had done the task by 11 p.m.
К 11 вечера он выполнил задание.
Также Past Perfect может использоваться для обозначения последовательности действий в прошлом и, соответственно, согласования времен:
James said that he had noticed his old friend.
Джеймс сказал, что он заметил старого друга.
Таким образом, сначала Джеймс заметил старого друга, а затем уже рассказал об этом. Наоборот случиться не могло никак.
-
Future Perfect
Данное время необходимо для передачи будущего результата:
I will have cleaned my room by 5 p.m.
Я уберу в комнате к 5 часам вечера.
В 5 часов действие уже не будет выполняться, но от него останется результат – чистая комната.
Таким образом, время Future Perfect употребляется для выражения действия, которое начнется и закончится до определенного момента в будущем с определенным результатом.
Времена категории Perfect Continuous
Эту категорию достаточно просто охарактеризовать. Главное значение – процесс, который продолжается некоторое количество времени. Например:
-
Present Perfect Continuous
She has been sleeping for 2 hours already.
Она спит уже 2 часа.
То есть, действие началось в прошлом и продолжается на данный момент.
-
Past Perfect Continuous
Это процесс, который начался когда-то давно и продолжался до конкретного момента времени в прошлом.
She had been sleeping for 3 hours when I came back.
В момент, когда я вернулся, она проспала уже 3 часа.
Возвращение – тот самый момент прошлого, до которого совершался процесс (сон).
-
Future Perfect Continuous
Это процесс, который продолжается конкретное количество времени к определенному моменту в будущем.
She will have been sleeping for 4 hours when you come back.
К тому времени, когда ты вернешься, она проспит 4 часа.
Вывод
Изучив такой материал с любого источника, человек может понять следующее:
-
Английские времена группы Simple являются наиболее употребимыми. Они используются для обмена информацией. Внимание не заостряется ни на продолжительности, ни на завершенности действий.
-
Времена группы Continuous используются для демонстрации фрагмента продолжительного времени. Это время практически всегда используется с такими словами, как now (сейчас), а также at the moment (в текущий момент).
-
Perfect – совершенное время, которое в обязательном порядке предполагает определенный результат, который также может быть негативным.
-
Достаточно громоздкую конструкцию времени Perfect Continuous может «облегчить» употребление времени Perfect. Правда, этот совет уместен в том случае, если вы не готовитесь к какому-то важному экзамену: на тестах любят проверять знание всех времен.
Мы провели опрос с целью узнать, насколько хорошо обучающиеся понимают данный раздел грамматики с помощью таблиц, которые даются на основе примеров во время занятий на базе «Жатайского техникума». Мы подготовили опрос-анкетирование с положительным и отрицательным вариантами ответов.
Результат опрос-анкетирования показал, что только 5% от общего количества студентов хорошо осваивают (понимают) данную тему с помощью таблиц на основе примеров, данных в УМК.
95% обучающихся не осваивают эту тему, потому что таблицы из УМК являются сложными для освоения.
Чаще всего в различных учебно-методических комплексах (УМК) даются таблицы времен английского глагола сразу с примерами, то есть, нет конкретной формулы для составления предложений. На данной таблице-формуле (таблица 1) включены конкретные компоненты – главные члены предложения. Действующее лицо, иначе подлежащее, дается в виде местоимений I, you, we, they, he, she, it. За ним следует вспомогательный глагол, после которого употребляется отрицательная частица not, а в вопросительных предложениях занимает место первого компонента. Следующий компонент – глагол, то есть, само действие, он традиционно отмечается буквой V (verb-глагол). Если человек запомнит формулу вопросительного предложения, то можно считать, что он знает остальные по данному времени.
Изучив самостоятельно эту таблицу-формулу времени Present Simple (таблица 1), человек может понять строение предложений того или иного времени. Под знаком «+» дается формула для утвердительного (повествовательного) предложения: компонент 1 – местоимения, компонент 2 – глаголы. Под знаком «?» - вопросительное предложение, где присутствует максимальное количество компонентов: 1 - вспомогательный глагол, который ставиться в начале предложения, 2 - местоимения, 3 – сам глагол.
При строении отрицательного предложения, формула которого расположена под знаком «-», компонент 1 и компонент 2 меняются местами, таким образом строиться отрицательное предложение.
Таблица 1. Упрощенная формула-таблица времени Present Simple
+ | ? | - |
I You We V1 They
H She Vs/es It | Do You We They V1 Does She It | I You do not We (don’t) They V1 He She does not It (doesn’t) |
Past Simple имеет почти такую же формулу, но вместо вспомогательного глагола do используется его вторая форма did; все компоненты остаются на своих местах. Данную формулу легко запомнить, потому что все местоимения употребляются с одним вспомогательным глаголом, а в вопросительных и отрицательных предложениях вторая форма основного глагола (V2) переходит к вспомогательному глаголу:
+ | ? | - |
I You We V2(ed) They He She It | You We Did They V1 He She It | I You did not We (didn’t) They V1
He She It |
Во всех временах, кроме Present Simple и Past Simple, в повествовательном предложении присутствуют вспомогательные глаголы, что облегчает запоминание остальных формул, например, в Present Continuous (Таблица 2). В утвердительном предложении уже присутствуют вспомогательные глаголы am/is/are, которые в последующих формулах меняются местами с компонентом 1 – местоимениями.
Таблица 2. Таблица-формула времени Present Continuous
+ | ? | - |
I Y We are They Ving H Sh is It | A Are We They Ving Is She It | I Y We are not They Ving H She is not It |
Формула времени Past Perfect
+ | ? | - |
I You We had They V3/ed He She It | You Had We They V3(ed) He She It | I You We had not They V3/ed He She It |
Таким образом, мы выяснили, что данные формулы являются более легкими, чем те таблицы, которые даются в разных источниках. Как мы уже говорили, зная компоненты вопросительного предложения того или иного времени, любой человек может построить как вопросительное, так и утвердительное предложения.
Такие таблицы-формулы были применены в процессе уроков. Алгоритм действий был таков:
-
Дать определение
-
Объяснить своими словами, какое действие обозначает то или иное действие
-
Привести примеры как на русском, так и на английском языке
-
Дать таблицу-формулу по данному времени и объяснить, как им пользоваться.
Использование данного алгоритма действия существенно повлияло на улучшение освоения темы. Результат повторного опроса приведем в виде такой же диаграммы.
По диаграмме видно, что % освоения темы увеличился на 82, что означает успешное использование упрощенных формул.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что:
-
Использование упрощенных формул существенно облегчает процесс усвоения темы;
-
Ход объяснений во время урока такой же, как и на всех теоретических заняттях:
- Дать определение
- Объяснить своими словами, какое действие обозначает то или иное действие
- Привести примеры, как на русском, так и на английском языке
- Дать таблицу-формулу по данному времени и объяснить, как им пользоваться;
3. Такими формулами может пользоваться любой другой человек, желающий самостоятельно учиться английскому языку, учителя во время уроков, репетиторы, а также родители, заинтересованные в иностранном языке.
4. Формулы просты в использовании, так называемые «компоненты» легко усваиваются.
Список использованной литературы
-
Агабекян И.П. Английский язык. – М, 2014. – 112 с.
-
Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М, 2005. – 138 с.
-
Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. – М, 2004. – 231 с.
-
Есперсен О. Философия грамматики. – М, 2004. – 117 с.
-
Иртеньева Н.Ф. Грамматика современного английского языка. – М, 2006. – 312 с.
-
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. – М, 2005. – 457 с.
-
Козырева Л.Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 119 с.
16