«Упрощенные формулы времен английского глагола»
Автор: Пудова Юлия Егоровна, преподаватель английского языка Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения РС(Я) «Жатайский техникум»
Аннотация
Целью исследования данной работы является изучение времен английского глагола
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по теме выполняемой работы;
Рассмотреть грамматические таблицы и формулы времен английского глагола.
Метод и приемы: обзорный анализ литературы, разработка упрощенной формулы времен глагола английского языка.
Выводы:
Согласно утверждениям обучающихся и родителей, почти каждый ребенок затрудняется во временах глагола английского языка;
При желании времена глагола можно изучить самостоятельно;
Основными препятствиями изучения английских времен являются:
А) привыкание пользоваться переводчиком, интернет ресурсами;
Б) незнание формул строения предложений по тем или иным временам глагола.
В) нежелание справляться со сложными темами.
План исследования
Вопрос, подлежащий исследованию: есть ли возможность самостоятельно изучить времена глагола английского языка русскоговорящему человеку.
Гипотеза: Если наблюдать, изучить и упростить формулы времен глагола английского языка, то можно сделать вывод, что упрощенная формула позволяет самостоятельно понять и запомнить времена глагола.
Описание метода: провели опрос учащихся с целью узнать насколько хорошо обучающиеся понимают данный раздел грамматики с помощью таблиц, которые даются на основе примеров во время занятий на базе «Жатайского техникума».
Список использованной литературы:
Агабекян И.П. Английский язык. – М, 2014.
Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М, 2005.
Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. – М, 2004.
Есперсен О. Философия грамматики. – М, 2004.
Иртеньева Н.Ф. Грамматика современного английского языка. – М, 2006.
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. – М, 2005.
Козырева Л.Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. – Ростов-на-Дону, 2006.
Научная статья
Ещё несколько лет назад английский язык воспринимался как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всём мире международным. Изучение английского языка для большинства из нас становится, чуть ли не самой проблемой в жизни. Каждый взрослый человек мечтает овладеть английским хотя бы на разговорном уровне. Почему?
Английский язык – язык международного общения. Приехав в любую страну человеку, знающему английский язык, будь это Япония или Турция, не придётся объясняться на пальцах.
Английский язык – язык бизнеса. Всем крупным бизнесменам, желающим выйти на международный рынок просто необходимо владеть английским на высоком уровне.
Знание английского языка даёт возможность обучаться в престижных зарубежных университетах.
Большая часть интересной и нужной литературы выходит именно на английском языке.
Компьютерный перевод, на который мы можем сослаться, как известно, имеет свойство искажать информацию и не доносит мысль автора в полном объёме.
Большинство страниц в интернете с нужной информацией распространяется именно на английском.
Все международные соревнования и конференции проводятся на английском языке.
Многие инструкции по использованию любой продукции, будь то бытовая техника или лекарство, написаны на английском языке.
Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное заключается в том, что знание английского языка – критерий, необходимый для успешной карьеры. Принято считать, что через несколько лет, при трудоустройстве на престижную работу анкеты кандидатов без знания английского языка даже не будут рассматриваться.
Я выбрал тему «Упрощенные формулы времен английского глагола» потому, что знание времен английского глагола играет огромную роль в изучении данного языка, и считаю, его изучение не столь сложен как кажется на первый взгляд.
Актуальность моей темы заключается в следующем: упрощенные формулы времен глагола помогают людям в обучении английскому языку, как в образовательных учреждениях, так и самостоятельно.
Цели: изучить теоретическую часть УМК по данной теме и доказать/показать легкое использование упрощенных формул времен английского глагола.
Задачи:
А) Посмотреть и изучить книги по данной теме;
В) Упростить формулы времен и доказать удобное и простое их использование.
Объект исследования: таблица времен английского глагола.
Предметом исследования способы самостоятельного изучения времен английского глагола.
Практическая значимость: привлечение не только обучающихся, но и людей, которые желают самостоятельно изучить английский язык, пользоваться данными формулами.
Времена английского глагола
Времена глагола английского языка – одна из наиболее сложных тем для русскоговорящего человека. В первую очередь, это связано с тем, что человек часто просто не понимает их значения и смысла. Традиционно специалисты выделяют 12 времен, в то время как в родном языке их 3. Для того чтобы наконец-то освоить данный материал, необходимо структурировать знания по этой теме.
Все английские времена делятся на три большие группы:
Настоящее (Present).
Будущее (Future).
Прошедшее (Past).
Как видите, на данном этапе английский язык не отличается от русского. Далее в каждой из представленных групп выделяют разные категории времен: Simple (простое), Continuous (продолженное), Perfect (Совершенное) и Perfect Continuous (совершенное продолженное). Такое большое количество времен значительно облегчает понимание собеседника в процессе общения. Каждое из этих времен имеет свое значение. Разобравшись в данном вопросе, человек никогда не станет совершать ошибок в процессе употребления английских предложений.
Времена категории Simple
Present Simple
Это простое настоящее время. Оно употребляется для обозначения последовательности различных действий или общего факта:
She gets up, washes her face and has breakfast.
Она просыпается, умывается и завтракает.
My name is Jane, I’m from London.
Меня зовут Джейн. Я из Лондона.
Также Present Simple применяется для выражения научно доказанных фактов и регулярно повторяющихся событий:
I always help my mother.
Я всегда помогаю своей маме.
Ice melts at 0 degrees.
Лед тает при температуре 0 градусов.
Past Simple
Выражает обычный факт или действие в прошедшем времени:
Yesterday I played football.
Вчера я играл в футбол.
Также как и Present Simple, может обозначать регулярное действие, но уже в прошлом:
This house was built 20 years ago.
Дом был построен 20 лет назад.
Употребляя простое прошедшее время – Past Simple, мы заинтересованы в передаче самого факта.
Future Simple
И в этом случае общее значение времени не меняется.
Future Simple может применяться либо для регулярных действий в будущем:
I will visit you very often.
Я буду очень часто тебя навещать.
Либо для передачи простого факта в будущем:
She will move to her mother next year.
В следующем году она переедет к своей маме.
Времена категории Continuous
Здесь необходимо запомнить главное значение всей группы – процесс.
Present Continuous – это какой-либо процесс, который происходит в настоящем времени. Действие могло начаться в недалеком прошлом и может окончиться в пределах определенного промежутка времени:
She is sleeping now.
Сейчас она спит.
It’s raining at the moment.
В данный момент идет дождь.
Еще один вариант употребления – выражение недовольства, раздражения:
You are always playing computer games!
Вечно ты играешь в компьютерные игры!
То же самое касается и времени Past Continuous. Оно выражает определенный процесс в конкретный момент прошлого:
She was sleeping at 10 p.m. yesterday.
Вчера в 10 вечера она спала.
Future Continuous также выражает процесс в определенный момент в будущем:
Tomorrow at 9 a.m. I will be helping my best friend.
Завтра в 9 утра я буду помогать лучшему другу.
Времена категории Perfect
C этим временем у людей возникает немало путаницы. Ключевое значение этой группы – результат. В процессе употребления этого времени мы заинтересованы именно в конечном итоге какого-то действия или события.
Present Perfect
Это результат, который удалось получить к настоящему моменту:
I have already done my homework and I can go for a walk.
Я уже сделал домашнее задание и могу пойти погулять.
Выходит, что само действие (приготовление уроков) уже не выполняется, оно полностью завершено. Но в текущий момент мы можем видеть результат действия: возможность отправиться на прогулку.
Глаголы в Present Perfect, как правило, переводятся на русский в прошедшем времени. Однако, действие в этом времени воспринимается в настоящем, так как привязано к текущему моменту результатом.
Past Perfect
Применяется для обозначения результата к конкретному моменту прошлого:
He had done the task by 11 p.m.
К 11 вечера он выполнил задание.
Также Past Perfect может использоваться для обозначения последовательности действий в прошлом и, соответственно, согласования времен:
James said that he had noticed his old friend.
Джеймс сказал, что он заметил старого друга.
Таким образом, сначала Джеймс заметил старого друга, а затем уже рассказал об этом. Наоборот случиться не могло никак.
Future Perfect
Данное время необходимо для передачи будущего результата:
I will have cleaned my room by 5 p.m.
Я уберу в комнате к 5 часам вечера.
В 5 часов действие уже не будет выполняться, но от него останется результат – чистая комната.
Таким образом, время Future Perfect употребляется для выражения действия, которое начнется и закончится до определенного момента в будущем с определенным результатом.
Времена категории Perfect Continuous
Эту категорию достаточно просто охарактеризовать. Главное значение – процесс, который продолжается некоторое количество времени. Например:
Present Perfect Continuous
She has been sleeping for 2 hours already.
Она спит уже 2 часа.
То есть, действие началось в прошлом и продолжается на данный момент.
Past Perfect Continuous
Это процесс, который начался когда-то давно и продолжался до конкретного момента времени в прошлом.
She had been sleeping for 3 hours when I came back.
В момент, когда я вернулся, она проспала уже 3 часа.
Возвращение – тот самый момент прошлого, до которого совершался процесс (сон).
Future Perfect Continuous
Это процесс, который продолжается конкретное количество времени к определенному моменту в будущем.
She will have been sleeping for 4 hours when you come back.
К тому времени, когда ты вернешься, она проспит 4 часа.
Вывод
Изучив такой материал с любого источника, человек может понять следующее:
Английские времена группы Simple являются наиболее употребимыми. Они используются для обмена информацией. Внимание не заостряется ни на продолжительности, ни на завершенности действий.
Времена группы Continuous используются для демонстрации фрагмента продолжительного времени. Это время практически всегда используется с такими словами, как now (сейчас), а также at the moment (в текущий момент).
Perfect – совершенное время, которое в обязательном порядке предполагает определенный результат, который также может быть негативным.
Достаточно громоздкую конструкцию времени Perfect Continuous может «облегчить» употребление времени Perfect. Правда, этот совет уместен в том случае, если вы не готовитесь к какому-то важному экзамену: на тестах любят проверять знание всех времен.
Мы провели опрос с целью узнать, насколько хорошо обучающиеся понимают данный раздел грамматики с помощью таблиц, которые даются на основе примеров во время занятий на базе «Жатайского техникума». Мы подготовили опрос-анкетирование с положительным и отрицательным вариантами ответов.
Результат опрос-анкетирования показал, что только 5% от общего количества студентов хорошо осваивают (понимают) данную тему с помощью таблиц на основе примеров, данных в УМК.
95% обучающихся не осваивают эту тему, потому что таблицы из УМК являются сложными для освоения.
Чаще всего в различных учебно-методических комплексах (УМК) даются таблицы времен английского глагола сразу с примерами, то есть, нет конкретной формулы для составления предложений. На данной таблице-формуле (таблица 1) включены конкретные компоненты – главные члены предложения. Действующее лицо, иначе подлежащее, дается в виде местоимений I, you, we, they, he, she, it. За ним следует вспомогательный глагол, после которого употребляется отрицательная частица not, а в вопросительных предложениях занимает место первого компонента. Следующий компонент – глагол, то есть, само действие, он традиционно отмечается буквой V (verb-глагол). Если человек запомнит формулу вопросительного предложения, то можно считать, что он знает остальные по данному времени.
Изучив самостоятельно эту таблицу-формулу времени Present Simple (таблица 1), человек может понять строение предложений того или иного времени. Под знаком «+» дается формула для утвердительного (повествовательного) предложения: компонент 1 – местоимения, компонент 2 – глаголы. Под знаком «?» - вопросительное предложение, где присутствует максимальное количество компонентов: 1 - вспомогательный глагол, который ставиться в начале предложения, 2 - местоимения, 3 – сам глагол.
При строении отрицательного предложения, формула которого расположена под знаком «-», компонент 1 и компонент 2 меняются местами, таким образом строиться отрицательное предложение.
Таблица 1. Упрощенная формула-таблица времени Present Simple
+ | ? | - |
I You We V1 They
H e She Vs/es It | I Do You We They V1 He Does She It | I You do not We (don’t) They V1 He She does not It (doesn’t) |
Past Simple имеет почти такую же формулу, но вместо вспомогательного глагола do используется его вторая форма did; все компоненты остаются на своих местах. Данную формулу легко запомнить, потому что все местоимения употребляются с одним вспомогательным глаголом, а в вопросительных и отрицательных предложениях вторая форма основного глагола (V2) переходит к вспомогательному глаголу:
+ | ? | - |
I You We V2(ed) They He She It | I You We Did They V1 He She It | I You did not We (didn’t) They V1
He She It |
Во всех временах, кроме Present Simple и Past Simple, в повествовательном предложении присутствуют вспомогательные глаголы, что облегчает запоминание остальных формул, например, в Present Continuous (Таблица 2). В утвердительном предложении уже присутствуют вспомогательные глаголы am/is/are, которые в последующих формулах меняются местами с компонентом 1 – местоимениями.
Таблица 2. Таблица-формула времени Present Continuous
+ | ? | - |
I ------- am Y ou We are They Ving H e Sh is It | A m ----- I You Are We They Ving He Is She It | I ------- am not Y ou We are not They Ving H e She is not It |
Формула времени Past Perfect
+ | ? | - |
I You We had They V3/ed He She It | I You Had We They V3(ed) He She It | I You We had not They V3/ed He She It |
Таким образом, мы выяснили, что данные формулы являются более легкими, чем те таблицы, которые даются в разных источниках. Как мы уже говорили, зная компоненты вопросительного предложения того или иного времени, любой человек может построить как вопросительное, так и утвердительное предложения.
Такие таблицы-формулы были применены в процессе уроков. Алгоритм действий был таков:
Дать определение
Объяснить своими словами, какое действие обозначает то или иное действие
Привести примеры как на русском, так и на английском языке
Дать таблицу-формулу по данному времени и объяснить, как им пользоваться.
Использование данного алгоритма действия существенно повлияло на улучшение освоения темы. Результат повторного опроса приведем в виде такой же диаграммы.
По диаграмме видно, что % освоения темы увеличился на 82, что означает успешное использование упрощенных формул.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что:
Использование упрощенных формул существенно облегчает процесс усвоения темы;
Ход объяснений во время урока такой же, как и на всех теоретических заняттях:
- Дать определение
- Объяснить своими словами, какое действие обозначает то или иное действие
- Привести примеры, как на русском, так и на английском языке
- Дать таблицу-формулу по данному времени и объяснить, как им пользоваться;
3. Такими формулами может пользоваться любой другой человек, желающий самостоятельно учиться английскому языку, учителя во время уроков, репетиторы, а также родители, заинтересованные в иностранном языке.
4. Формулы просты в использовании, так называемые «компоненты» легко усваиваются.
Список использованной литературы
Агабекян И.П. Английский язык. – М, 2014. – 112 с.
Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М, 2005. – 138 с.
Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. – М, 2004. – 231 с.
Есперсен О. Философия грамматики. – М, 2004. – 117 с.
Иртеньева Н.Ф. Грамматика современного английского языка. – М, 2006. – 312 с.
Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. – М, 2005. – 457 с.
Козырева Л.Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 119 с.
16