Конспект открытого урока русского языка,
Тема урока: Упражнения в распознавании имен существительных третьего склонения
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения распознавать имена существительные всех трех типов склонения; определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена существительных всех трех типов склонения; определять склонение имени существительного в единственном числе по алгоритму. |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи . |
Личностные | Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке. |
Оборудование урока | Учебник В.П. Канакина, презентация к уроку, памятки, карточки с заданиями для работы в парах. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Организация начала урока
| Проверяет готовность к уроку, Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Друг на друга поглядели, Улыбнулись, тихо сели. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать Я желаю вам успеха. | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень само готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) |
Актуализация знаний Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Найдите закономерность и допишите до конца строки.
| Выполняют чистописание. с сж сжс |
Словарная работа | Я вам прочту загадку, вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь. Седая хозяйка тряхнула перинки – над миром пушинки. На экране появляется слайд - Пейзаж зимнего леса 1 - Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения. |
О времени года – зиме.
|
Сообщение целей урока и введение в тему урока | - На нашем уроке мы поговорим о зиме. Нас ожидают интересные задания, которые нам предстоит выполнить, и чтобы определить тему нашего урока, мы должны выполнить первое задание: отгадать слайд 2 кроссворд. Когда мы отгадаем, то по ключевому слову узнаем начало темы нашего урока. |
|
Словарно-орфографическая работа
| Для этого надо отгадать загадки на тему «Зима». Объяснить орфограммы, которые будут встречаться в наших словах. 1. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. Снежинка слайды – Кроссворда 3
2. Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. Декабрь слайды – Кроссворда 4
3. Рассыпала Лукерья Серебряные перья. Метель слайды – Кроссворда 5
4. Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы И заросли роз? Мороз слайды – Кроссворда 6
5. По счету первым он идет, С него начнется новый год. Январь слайды – Кроссворда 7
6. Воет, свистит, Ветки ломает, пыль поднимает, С ног всех сбивает. Ветер слайды – Кроссворда 8
7. Два железных коня Дожидаются меня. Мчат они меня зимой По дорожке ледяной. Коньки слайды – Кроссворда 9
8. Ранним утром на дворе Лед улегся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает… Иней слайды – Кроссворда 10 9. Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он - … Февраль слайды – Кроссворда 11
Дети отгадывают загадки, комментируют орфограммы в отгадках. Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ. слайды – Кроссворда 12
Давайте мы с вами определим склонение данных имен существительных. Но для начало вспомним какие имена существительные относятся к первому склонению, какие ко второму и какие к третьему?
Давайте проверим слайд 13
Теперь давайте запишем слова из кроссворда, распределив их по склонениям. Мы с вами будем работать в парах. (Эти слова записаны на доске под листочком)
Снежинка, декабрь, метель, мороз, январь, ветер, иней, февраль, склонение.
Давайте проверим наши предположения. Слайд 14
Снежинка 1 скл., декабрь – 2 скл, метель – 3 скл, мороз – 2 скл, январь – 2 скл, ветер – 2 скл,., иней – 2 скл, февраль – 2 скл., склонение – 2 скл.
А у какого слова мы не смогли определить склонение? Почему мы этого сделать не смогли?
- Кто из вас ошибся? - В чем ошибка? - Исправь ошибку. - Сделай вывод. - Кто не ошибся? - Вы хорошо все усвоили. Поставьте на полях себе самооценку.
Мы с вами получили ключевое слово и начало нашей темы, но до конца мы еще не определили с вами тему нашего урока. Ребята, мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка. Но перед этим немного отдохнем. |
Снежинка, безударная гласная в корне е, проверочное слово снег. Сочетания жи – ши.
Декабрь – словарное слово
Метель безударная гласная в корне е, проверочное слово мел
словарное слово – мороз. Парная согласная на конце.
Проверочное слово морозы.
словарное слово - январь
словарное слово - ветер
безударная гласная в корне е, проверочное слово конь
словарное слово - февраль
Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.
К первому склонению относятся имена сущ. Муж. И жен. Роди с окончаниями, а – я. Ко второму склонению. Относятся имена сущ. Муж. Рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о – е К третьему склонению относятся имена сущ. Жен. р. Имеющие нулевое окончание и заканчивающиеся на ь знак.
Учащиеся записывают сущ. В три столбика по склонениям (пользуясь карточкой-памяткой по необходимости)
У слова коньки. Потому, что это слово стоит во множественном числе. А чтобы определить склонение слово должно стоять в единственном числе. А слово коньки в единственном числе не употребляется. |
Физ. минутка | Поиграем в игру только мальчики или только девочки. Встали все. Сначала девочки, топом мальчики, потом девочки, потом мальчики, потом все. А теперь продолжим наш урок. | |
Первичное закрепление. (Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания)
| Сейчас мы с вами продолжен раскрывать тайны русского языка и узнаем какая тема нашего урока. Я буду называть слова, а вы должны определить склонение данных имён существительных. Если слово относится к существительному 2 склонения, то вы поднимаете зеленую карточку, а если к 3 склонению, то красную. Итак, приготовились: - Лагерь – 2 зеленая, тишь – 3 красная, картофель – 2 зеленая, дочь – 3 красная, местность – 3 красная, пристань – 3 красная.
Проверка Слайд 15
- К какому склoнению могут относиться имена существительные с ь на конце?
Почему разные ответы? - Почему у вас разные ответы, а некоторые не справились. - Как вы думаете, почему возникло затруднение? - Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Определять склонение существительных).
- (ГРУППА МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКАМИ № 1)
А как правильно можно определить склонение предложенных вам словах? - (ГРУППА МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКАМИ № 1)
- Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
Какого склонения имен существительных мы записали больше 2 или 3?
|
- Лагерь – 2 зеленая, тишь – 3 красная, картофель – 2 зеленая, дочь – 3 красная, местность – 3 красная, пристань – 3 красная.
Ко второму и к третьему склонению.
Нужно сначала определить их род.
имена сущ. 3 го скл. жен. рода Нулевое окончание с мягким знаком на конце слова
Третьего склонения мы записали больше. |
Сообщение целей урока и темы урока | Так давайте же определим тему нашего урока?
| Тема нашего урока — это Распознавание имен существительных 3 го склонения |
Так как мы с вами уже умеем определять склонения имен существительных поэтому наша тема слайд 16 - Какова цель урока?
| Учиться определять склонение существительного | |
Самостоятельная работа с самопроверкой.
| Перед вами на доске написаны 5 слов слайды 17, одно из которых 3 - го склонения. Ваша задача: прочитав все 5 слов, записать слова и найти существительные 3 склонения и подчеркнуть их. ЗАДАЧА ДЛЯ ГРУППЫ: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения и записать его через запятую. 1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет Повторить то же самое задание, но только с другими словами слайды 18 2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка Назовите мне сущ. 3 – го склонения. Проверка , слайды 19 |
Лошадь, степь |
Работа по учебнику | С. 98 упр. 173 Надо списать текст и над выделенными именами существительными указать склонение. Группа может открыть учебник на с. 100
Но прежде, чем мы начнем с вами выполнять упражнение давайте с вами вспомним правило составления склонения.
Давайте проверим правильность наших суждений слайды 20
А теперь все откройте учебник на с. 100 и давайте сверим наш алгоритм записанный на доске с эталоном в учебнике. Сверяют с эталоном Читают в учебнике с. 100
Группа может воспользоваться для определения склонениями своими карточками. № 2
Давайте проверим Сначала укажите, какого падежа стоят имена сущ. В данном тексте. А теперь ответьте на вопрос - Являются ли эти слова именами сущ. 3 – го склонения. -Что для этого надо сделать?
Метелью –поставьте это слово в начальную форму, укажите род. Свирелью - поставьте это слово в начальную форму, укажите род.
|
(сильные дети работают над созданием памятки) (слабые учащиеся знакомятся с памяткой по учебнику)
В Т. п.
Поставить слова сначала и начальную форму. Затем определить род и окончание.
Метель – ж. р. 3 скл Свирель – ж. р. 3 скл. |
| -Так что такое склонение? (изменение по падежам) А сколько падежей в русском языке? (6)
Чтение стихотворение учителем. Спросили Лежебокина. А ну-ка, расскажи, Ответил он рассерженно: – В том не моя вина -Да, переделка, кажется -Давно придумал: Взятельный, грязнительный, лежательный, грубительный и, наконец, простительный.
Запись падежей на доске
- Правильно ли были названы падежи? (нет) Назовите все падежи.
-А сколько склонений у им. сущ.? (3)
Назовите их
-Вспомните какая была сегодня цель нашего урока?
| Изменение по падежам
6
Нет, не правильно Люба , Христина, Вова.записывает падежи на доске И. п., Р, п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.
3 склонения. 1, 2, 3 склонение
Научиться определять 3 – е склонение имен существительных. |
Итог урока. Рефлексия | - Как вы считаете мы с вами выполнили поставленную нами цель урок? - Как можно определить 3 – е склонение имен существительных?
– Что нового узнали на уроке?
А теперь посмотрите на доску и продолжите предложение. • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… (смог, успел, запомнил, узнал) – Понравилась ли вам работа на уроке? На доске написано Вы все хорошо поработали. Молодцы. Оцените себя в тетрадях. Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
Учитель видит, какую пометку поставил ученик, это очень помогает в планировании дальнейшей работе с учащимися.
| Да, выполнили.
Нужно сначала слово поставить в начальную форма, затем указать род и выделить окончание
Что есть имена суш. Которые употребляются с речи только во множественном числе.
Дети договаривают то, что у них получилось или нет. |
Домашнее задание | Откройте дневник, запишем домашнее задание слайды 21
Памятка стр.98, упр.178
| |
| Спасибо за урок! Вы хорошо поработали! | |
| | |