«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Упражнения в распознавании имен существительных третьего склонения

Урок по русскому язвку для 4 класса. Этот урок на изучение нового материала.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Конспект открытого урока русского языка,


Тема урока: Упражнения в распознавании имен существительных третьего склонения

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения распознавать имена существительные всех трех типов склонения; определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена существительных всех трех типов склонения; определять склонение имени существительного в единственном числе по алгоритму.

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, давать самооценку;

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи .

Личностные
результаты

Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Оборудование урока

Учебник В.П. Канакина, презентация к уроку, памятки, карточки с заданиями для работы в парах.

Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Организация начала урока


Проверяет готовность к уроку, Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, тихо сели.

Будем слушать, рассуждать

и друг другу помогать

Я желаю вам успеха.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень само готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Актуализация знаний

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Найдите закономерность и допишите до конца строки.

Выполняют чистописание.

с сж сжс

Словарная работа

Я вам прочту загадку, вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь.

Седая хозяйка тряхнула перинки – над миром пушинки.

На экране появляется слайд - Пейзаж зимнего леса 1

- Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения.




О времени года – зиме.



Сообщение целей урока и введение в тему урока

- На нашем уроке мы поговорим о зиме. Нас ожидают интересные задания, которые нам предстоит выполнить, и чтобы определить тему нашего урока, мы должны выполнить первое задание: отгадать слайд 2 кроссворд. Когда мы отгадаем, то по ключевому слову узнаем начало темы нашего урока.




Словарно-орфографическая работа


































Для этого надо отгадать загадки на тему «Зима». Объяснить орфограммы, которые будут встречаться в наших словах.

1. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. Снежинка слайды – Кроссворда 3


2. Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. Декабрь слайды – Кроссворда 4


3. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья. Метель слайды – Кроссворда 5



4. Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз? Мороз

слайды – Кроссворда 6



5. По счету первым он идет,

С него начнется новый год. Январь слайды – Кроссворда 7


6. Воет, свистит,

Ветки ломает, пыль поднимает,

С ног всех сбивает. Ветер слайды – Кроссворда 8


7. Два железных коня

Дожидаются меня.

Мчат они меня зимой

По дорожке ледяной. Коньки слайды – Кроссворда 9


8. Ранним утром на дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает… Иней слайды – Кроссворда 10

9. Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - … Февраль слайды – Кроссворда 11


Дети отгадывают загадки, комментируют орфограммы в отгадках. Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ. слайды – Кроссворда 12



Давайте мы с вами определим склонение данных имен существительных. Но для начало вспомним какие имена существительные относятся к первому склонению, какие ко второму и какие к третьему?















Давайте проверим слайд 13






Теперь давайте запишем слова из кроссворда, распределив их по склонениям. Мы с вами будем работать в парах.

(Эти слова записаны на доске под листочком)


Снежинка, декабрь, метель, мороз, январь, ветер, иней, февраль, склонение.


Давайте проверим наши предположения. Слайд 14


Снежинка 1 скл., декабрь – 2 скл, метель – 3 скл, мороз – 2 скл, январь – 2 скл, ветер – 2 скл,., иней – 2 скл, февраль – 2 скл., склонение – 2 скл.


А у какого слова мы не смогли определить склонение?

Почему мы этого сделать не смогли?


- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправь ошибку.

- Сделай вывод.

- Кто не ошибся?

- Вы хорошо все усвоили.

Поставьте на полях себе самооценку.


Мы с вами получили ключевое слово и начало нашей темы, но до конца мы еще не определили с вами тему нашего урока.

Ребята, мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка. Но перед этим немного отдохнем.





Снежинка, безударная гласная в корне е, проверочное слово снег. Сочетания жи – ши.




Декабрь – словарное слово





Метель безударная гласная в корне е, проверочное слово мел



словарное слово – мороз.

Парная согласная на конце.


Проверочное слово морозы.




словарное слово - январь


словарное слово - ветер



безударная гласная в корне е, проверочное слово конь














словарное слово - февраль




Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.



К первому склонению относятся имена сущ. Муж. И жен. Роди с окончаниями, а – я.

Ко второму склонению. Относятся имена сущ. Муж. Рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о – е

К третьему склонению относятся имена сущ. Жен. р. Имеющие нулевое окончание и заканчивающиеся на ь знак.









Учащиеся записывают сущ. В три столбика по склонениям (пользуясь карточкой-памяткой по необходимости)

















У слова коньки.

Потому, что это слово стоит во множественном числе. А чтобы определить склонение слово должно стоять в единственном числе. А слово коньки в единственном числе не употребляется.

Физ. минутка

Поиграем в игру только мальчики или только девочки.

Встали все. Сначала девочки, топом мальчики, потом девочки, потом мальчики, потом все.

А теперь продолжим наш урок.


Первичное закрепление. (Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания)



Сейчас мы с вами продолжен раскрывать тайны русского языка и узнаем какая тема нашего урока. Я буду называть слова, а вы должны определить склонение данных имён существительных. Если слово относится к существительному 2 склонения, то вы поднимаете зеленую карточку, а если к 3 склонению, то красную. Итак, приготовились:

- Лагерь – 2 зеленая, тишь – 3 красная, картофель – 2 зеленая, дочь – 3 красная, местность – 3 красная, пристань – 3 красная.



Проверка Слайд 15



- К какому склoнению могут относиться имена существительные с ь на конце?


Почему разные ответы?

- Почему у вас разные ответы, а некоторые не справились.

- Как вы думаете, почему возникло затруднение?

- Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Определять склонение существительных).


- (ГРУППА МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКАМИ № 1)


А как правильно можно определить склонение предложенных вам словах?

- (ГРУППА МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКАМИ № 1)


- Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?




Какого склонения имен существительных мы записали больше 2 или 3?









- Лагерь – 2 зеленая, тишь – 3 красная, картофель – 2 зеленая, дочь – 3 красная, местность – 3 красная, пристань – 3 красная.




Ко второму и к третьему склонению.













Нужно сначала определить их род.




имена сущ. 3 го скл. жен. рода

Нулевое окончание с мягким знаком на конце слова


Третьего склонения мы записали больше.

Сообщение целей урока и темы урока

Так давайте же определим тему нашего урока?


Тема нашего урока — это Распознавание имен существительных 3 го склонения

Так как мы с вами уже умеем определять склонения имен существительных поэтому наша тема слайд 16

- Какова цель урока?


Учиться определять склонение существительного

Самостоятельная работа с самопроверкой.


Перед вами на доске написаны 5 слов слайды 17, одно из которых 3 - го склонения. Ваша задача: прочитав все 5 слов, записать слова и найти существительные 3 склонения и подчеркнуть их.

ЗАДАЧА ДЛЯ ГРУППЫ: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения и записать его через запятую.

1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет

Повторить то же самое задание, но только с другими словами слайды 18

2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка

Назовите мне сущ. 3 – го склонения.

Проверка , слайды 19














Лошадь, степь

Работа по учебнику

С. 98 упр. 173

Надо списать текст и над выделенными именами существительными указать склонение.

Группа может открыть учебник на с. 100


Но прежде, чем мы начнем с вами выполнять упражнение давайте с вами вспомним правило составления склонения.

  1. Определить начальную форму (И. п., ед. ч)

  2. Определить род, выделить окончание.

  3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

Давайте проверим правильность наших суждений слайды 20


А теперь все откройте учебник на с. 100 и давайте сверим наш алгоритм записанный на доске с эталоном в учебнике.

Сверяют с эталоном

Читают в учебнике с. 100


Группа может воспользоваться для определения склонениями своими карточками. № 2


Давайте проверим

Сначала укажите, какого падежа стоят имена сущ. В данном тексте.

А теперь ответьте на вопрос

- Являются ли эти слова именами сущ. 3 – го склонения.

-Что для этого надо сделать?




Метелью –поставьте это слово в начальную форму, укажите род.

Свирелью - поставьте это слово в начальную форму, укажите род.





(сильные дети работают над созданием памятки)

(слабые учащиеся знакомятся с памяткой по учебнику)























В Т. п.




Поставить слова сначала и начальную форму. Затем определить род и окончание.


Метель – ж. р. 3 скл

Свирель – ж. р. 3 скл.


-Так что такое склонение? (изменение по падежам)

А сколько падежей в русском языке? (6)
Я Вам сейчас прочту необычное стихотворение, вы меня послушайте внимательно и ответьте на вопросы, которые я вам задам после чтения.


Чтение стихотворение учителем.

Спросили Лежебокина.

А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучит
Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

– В том не моя вина
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу!
Такой падеж как дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться, чем- нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой ни будь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется
Серьезная нужна
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?

-Давно придумал:

Взятельный,

грязнительный,

лежательный,

грубительный и,

наконец, простительный.


Запись падежей на доске


- Правильно ли были названы падежи? (нет)

Назовите все падежи.


-А сколько склонений у им. сущ.? (3)


Назовите их


-Вспомните какая была сегодня цель нашего урока?


Изменение по падежам


6











































Нет, не правильно

Люба , Христина, Вова.записывает падежи на доске

И. п., Р, п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.


3 склонения.

1, 2, 3 склонение



Научиться определять 3 – е склонение имен существительных.

Итог урока. Рефлексия

- Как вы считаете мы с вами выполнили поставленную нами цель урок?

- Как можно определить 3 – е склонение имен существительных?





– Что нового узнали на уроке?




А теперь посмотрите на доску и продолжите предложение.

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я… (смог, успел, запомнил, узнал)

– Понравилась ли вам работа на уроке?

На доске написано

Вы все хорошо поработали. Молодцы. Оцените себя в тетрадях.

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».


Учитель видит, какую пометку поставил ученик, это очень помогает в планировании дальнейшей работе с учащимися.


Да, выполнили.


Нужно сначала слово поставить в начальную форма, затем указать род и выделить окончание



Что есть имена суш. Которые употребляются с речи только во множественном числе.







Дети договаривают то, что у них получилось или нет.

Домашнее задание

Откройте дневник, запишем домашнее задание слайды 21


Памятка стр.98, упр.178




Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее