«Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных». 4 класс

обобщить знания обучающихся об имени прилагательном ед.числа, развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, формировать навык определения падежа у прилагательных, правописания падежных и родовых окончаний имён прилагательных, способствовать формированию грамотного письма.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Урок русского языка в 4 классе

по теме:


«Упражнение в правописании безударных падежных

окончаний имён прилагательных».



Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном ед.числа, развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, формировать навык определения падежа у прилагательных, правописания падежных и родовых окончаний имён прилагательных, способствовать формированию грамотного письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, определять принадлежность прилагательного к существительному (род, число, падеж), знать падежные окончания, отрабатывать умение писать падежные и родовые окончания имён прилагательных; обогащение словарного запаса, (продолжат развитие умения работать с деформированным тестом)

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, обобщать, классифицировать или исключать лишнее для получения необходимого результата, поиск и выделение необходимой информации из прочитанных текстов

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои предложении, выводы;

умение работать в группах, в парах

Личностные: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, мотивация к обучению.

Образовательные ресурсы и оборудование: маркерная доска, учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России», автор Канакина, 2 часть), карточки для индивидуальной работы и самопроверки знаний)презентация.


Ход урока


1. Организация мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Посмотрите, сколько у нас сегодня учителей. И это не случайно. Вы скоро станете пятиклассниками, и вас будут учить наши педагоги. Вот они сегодня и пришли посмотреть, как вы работаете на уроке, что вы знаете и умеете.

Начинаем урок. И хотя на дворе зима, я хочу, чтобы вы, как это солнышко, улыбнулись друг другу. (слайд 2) Прошу вас быть внимательными на уроке, успехов и удачи вам!

2.Актуализация ранее изученного материала, постановка учебной задачи.

Индивидуальна работа на карточках (2 уровня сложности – слабоуспев, с «одной 3»)

- Посмотрите внимательно на этот зимний пейзаж. (слайд 3)

- Я прошу вас назвать слова, которые помогут вам описать эту картину, пейзаж.

(зимний, прохладный, ясный, голубое, белый, пышный, бело-снежное ..)

- Составьте пословицу из данных слов, объясните её смысл.(слайд 4)

- К какой части речи можно отнести выделенное слово и все подобранные вами слова к пейзажу? (именами прилагательными)

В течение некоторого времени на уроках русского языка мы с вами работали над именами прилагательными.

- Нужны ли нам имена прилагательные, какова их роль в нашей речи?(описывают предметы, делают нашу речь ярче, образнее, красивее, выразительнее, понятнее)

Для того, чтобы нам легко работалось сегодня на этом уроке, давайте с вами повторим, что мы узнали об именах прилагательных (слайд 5-6) (имя прилагательное отвечает на вопросы, связано по смыслу с сущ-ым, изменяются по числам, по родам (в ед числе), склоняются по падежам, безуд. падежные окончания можно определить по вопросу, оно всегда ударное или по прилаг. с ударн. окончанием)

- Родовые окончания: в Ип.- мр. (ой, ый, ий), ж.р (ая, яя), ср.р. (ое, ее) (слайд 7)

- В предложении являются второст. членом (краткое прил. - сказуемым) (слайд 8)

3. Формулирование темы урока.

Изучая имена прилагательные 3 родов, мы с вами познакомились с падежными вопросами, находили сходства и отличия, познакомились с правописанием ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных.

- А кто-нибудь из вас испытывает затруднения в правописании падежных окончаний имён прилагательных? (слайд 9)

- У всех ли всё получается? Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?

- Какая тема урока? (Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных) (слайд 10)

- Какие цели мы поставим на уроке? (обобщить знания об имени прилагательном, закрепим умения в правописании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа; учиться составлять текст и подбирать ему название). (слайд 11)

4. Работа по теме урока (учебные действия)

А) Работа по учебнику на стр. 39, упр 82 (работа в парах)

(Упражнение в нахождении лишнего словосочетания в каждой группе словосочетаний с обоснованием правильности написания окончаний имён прилагательных, в определении рода).

Проводят морфологич. разбор понрав. словосочетания. Разбор как, часть речи: волнистой (лентой) –прил, (какой?). Н.Ф – волнистый, жр, в Т.п., в ед.ч, втор. чл.

Доп-но: карточки-снежинки: выписать прилагательные, разобрать их по составу.

Объясняют значение выражения:- Как вы понимаете словосочетание: солнечное настроение, в каком значении оно употреблено? солнечное настроение (радостное, весёлое, хорошее)

Б) Словарная работа:

- При записи этих словосочетаний вам встретилось новое ж.р. слово, написание которого нужно запомнить. Назовите его.

кастрюля (металлическая посуда для варки пищи- эмалирован, алюминиевые)

Образование однокоренных слов: - Образуйте родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом и суффиксом, предающим значение преувеличения (кастрюлька кастрюлище)

Составление предложения: В хозяйственном магазине мы купили алюминиевую кастрюлю. (чертят схему, дают характеристику).

Самооценка

5.Физминутка.

А теперь мы отдохнём, физминутку проведём! (карточки прилагательных,

мальчики -приседают, девочки- подпрыгивают. )

6. Продолжение работы по теме урока

В) Игра: Что «лишнее»? (устно)

Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

Пасмурный, ненастный, ясный, хмурый;

Хорошее, замечательное, отличное, плохое.

Ветхий, новый, старый, дряхлый.

- Какие слова вы исключили? (антонимы)

- Подберите антонимы к словам: глубокая- мелкая, густой –жидкий, интересный –скучный, зрячий –слепой.

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

Г) Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

Работа в группах. Обратите внимание на слайд. (слайды 12-14)

Задание: вам необходимо у имен прилагательных вставить правильно окончание, выделить их, определить у каждого падеж и записать словосочетания по порядку, начиная с И.п.

Проверка, самооценка

Глубокое (озеро), у тихого (моря), по узкому (полю), в голубое (небо), перед

ясным (днём), о приветливом (друге).

Самостоятельная работа. (карточки) Самооценка деятельности

Задание: необходимо вставить окончания в имена прилагательные, из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., определить род и падеж имени прилагательного.

Поёт зима - аукает,

Мохнат__ лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубок__

Плывут в страну далёк__

Сед__ облака.

А по двору метелица

Ковром шелков__ стелется,

Но больно холодна. (С.А.Есенин)

- Вы выписали словосочетания, а что это за словосочетания? (эпитеты)

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему? (седые облака)

- Какие ещё выраз. средства, приёмы автор использут в стихотворении ? (приём олицетворен.)

Самооценка.

8. Работа с текстом (фронтальная). Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.

- Что вы заметили? Можно ли его назвать текстом?

Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (слайд 15)

-Над чем работали на уроке? (учились писать падежные окончания имён прилагательных, обосновывать правильность их написания, повторили понятия «синонимы, антонимы).

- Достигли ли поставленных целей?

- Кто затруднялся? На каких этапах урока испытывали затруднения?

Оцените свою деятельность на уроке.

10. Д/задание: стр.40, упр.83

Приложения

1 уровень сложности

Задание: Прочитай, определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… дерева.



2 уровень сложности.

Задание: Прочитай, отредактируй предложения в тексте, подбирая верное окончание, укажи род и число прилагательных.

(Чудесный ) весна пришла в наш (маленькие ) городок. В (голубой ) небе засветило (яркий ) солнышко. На (тёплый ) земле показалась (зелёный ) травка. (Лёгкие ) ветерок заиграл ветками (высокие) дерева.



Задание: Вставьте окончания, укажите падеж над прилагательными.

О весенн… погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой, в жарк.. летн.. ночь, поздн… вечером, о свеж… ветре, до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена, с неуклюж… медвежонком.



Задание: необходимо вставить окончания в имена прилагательные, из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., определить род и падеж имени прилагательного.


Поёт зима - аукает,

Мохнат__ лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубок__

Плывут в страну далёк__

Сед__ облака.

А по двору метелица

Ковром шелков__ стелется,

Но больно холодна.

(С.Есенин)


Задание: вам необходимо у имен прилагательных вставить правильно окончание, выделить их, определить у каждого падеж и записать словосочетания по порядку, начиная с И.п.

у тих __ (моря)

о приветлив__ (друге)

перед ясн__ (днём)

в голуб__ (небо)

по узк__ (полю)

глубок__ (озеро)


Задание: Спиши словосочетания, согласуя имена прилагательные с именами существительными, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж. Составь одно предложение и сделай его разбор.

По (г_р_дской) телефону, (зимний) п_йзажем,

на берегу (Балтийский моря), с (т_жёлый) б_г_жом, с (ранний) утра до (поздний) веч_ра,

за (книжный) м_г_зином, об (интересный) пут_шеств_и, по (ш_рокий) ш_ссе, в (купейный) в_гоне.



Задание: Прочитай. Что ты заметил? Можно ли его назвать текстом? Что для этого необходимо сделать? Найдите ошибки исправь их..


Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. В сосновам бору стояла тишь.


- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее