Тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Цель. 1. Ознакомление с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины. Формирование умения решать задачи.
2. Способствование развитию навыка устного счёта, математической речи, внимания , памяти, логического мышления, умения анализировать, делать выводы.
3. Воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения.
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас
Вот в этом конверте он принёс их в класс.
Устный счёт.
- А сейчас мы посчитаем!
1. Индивидуальная работа у доски.
Работа по карточкам. Состав числа: 6, 7, 8,9.
6 … 1 2 … 4 … 3 …
| 7 1 … … 2 … 3 4 … … 5 | 8 … 1 2 … … 3 … 4 5 … | 9 1 … 2 … … 3 4 … … 6 |
2. Коллективная работа.
1) Счёт от 1 до 20 и обратно
(вставать при названии чисел 6, 10, 16, 20).
2) Работа с веерами цифр. Задачи в стихах.
Привела гусыня –мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (3, 6-3=3)
На кустике перед забором
Семь ярко красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось? ( 3, 7-4=3)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши,
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи? (4, 2+2=4)
Минутка чистописания.
- Какую цифру будем прописывать?
На крыше флаг. Смотрите все!
Ведь он похож на цифру … семь!
7
Введение в новую тему.
Выбери примеры на сложение. Игра.
(Выбрать примеры на сложение и про читать их по- разному.)
6+1= 7-1= 7+2=
5+2= 8-2=
4+3= 5-3= 10-4=
(6 плюс 1, к 5 прибавить 2, 4 увеличить на 3, 1-е сл. 7, 2-е сл. 2 знач. суммы…)
Выбери примеры на вычитание. Игра.
(Выбрать примеры на вычитание и записать их, называя по – разному)
От 7 отнять 1 получится 6,
Из 5 вычесть 3, получится 2,
8 минус 2 равно 6,
10-4=… Дети прочитать не могут.)
- Итак, как называются числа при сложении? (Слагаемое. Слагаемое, сумма)
- А как называются числа и результат действия вычитания мы не знаем. Эти названия лежат в конверте у Знайки, но он предлагает нам самим подумать и назвать эти числа.
V. Работа над новым материалом.
1. Работа со счётными палочками.
-Положите слева 7 палочек. Отодвиньте вправо 3 палочки. Сколько палочек осталось? (4)
-Сколько палочек было слева? (7)
- Что можно сказать про количество палочек слева, когда 3 палочки отодвинули? (Их стало меньше, т.е. их количество уменьшилось.)
Как вы думаете, какое название у числа 7? (Уменьшаемое.)
-Какое действие выполняли, когда отодвигали 3 палочки? (Вычитание.)
Какое название будет у числа 3? (Вычитаемое.)
-А что такое 4? (Мы находим разницу, узнаём на сколько 7 больше 3. Это разность или результат действия вычитания.)
2.Вывод. –Как же называются числа и результат действия вычитания?
(7 – уменьшаемое – это самое большое число , 3-вычитаемое, 4-разность. Открываем конверт , вынимаем карточки и укрепляем на доске.)
Физминутка.
Первое число мы уменьшаем
Его мы уменьшаемым называем.
(Руки поднимаем вверх через стороны и опускаем, показывая большой круг и маленький.)
Второе число мы вычитаем
Его мы вычитаемым называем.
(Рывки руками перед грудью .)
А результат мы называем,
А результат мы называем
Раз-ность-ю.
(Повороты туловища влево – вправо.)
3.Работа с учебником.
(стр. 27)
1) Работа по рисунку.
- Какие птички на рисунке? (снегири)
- Сколько птичек сидело на ветке? (5)
-Сколько улетело? (2)
- Сколько осталось? (з)
- Как это записать?
(ум. 5- выч.2= значение разности 3,можно сказать: разность чисел 5 и 2 равна 3)
2) Решение примеров.
Стр. 27 №1
9 - 4=5
Вычислите , чему равна разность чисел 6 и 3.
(6 – 3=3)
3) Решение задачи.
Стр. 27 №4
-О чём говорится в задаче? ( О фломастерах)
- Что известно по условию задачи? ( По условию задачи нам известно?
(Было – 6фл.
Подарил – 2 фл.)
- Что спрашивается в задаче? (Сколько фл. осталось.)
Составим краткую запись:
Было – 6фл.
Подарил – 2фл.
Осталось ?
- В тетради изобразим схематично:
( Что значит подарил? (Убрал, отнял))
- Каким действием решим задачу? (Вычитанием.)
- Запишем решение:
6 – 2 = 4 (фл.)
Ответ: 4 фл. осталось.
- Как называются числа и результат вычитания?
VI.Закрепление.
В наш класс прилетели снежинки, ловите их.
(Снежинки подбрасываются к верху, так чтобы они разлетелись, каждый ребёнок должен взять одну снежинку.)
Что вы увидели на снежинках? ( Примеры на вычитание.)
Прочитайте примеры, используя термины и назовите результат.
( Дети читают приме и называют результат.)
Итог.
- Какие новые термины вы сегодня узнали? (Ум., выч.. ран.)
- Что особенно вам запомнилось на нашем уроке?