«Украшение и реальность»
Цель урока:
через самосознание к художественному обобщению.
Задачи урока:
Познакомить с произведениями художников и фотографов, музыкальными произведениями, со стихами поэтов о зиме. Исследование произведений разных видов искусства, их сходства и различия, их особенности в целях и задачах.
Развивать у учащихся фантазию и воображение, навыки связанной речи, умение слушать музыку. Уметь высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства. Уметь реализовать творческий замысел в создании художественного образа.
Воспитывать эстетические чувства, любовь ко всему прекрасному, что создают природа и человек.
Ход урока
- Сегодня у нас необычный урок рисования. Мы с вами будем учиться видеть красоту природы и изображать её.
Прослушайте стихотворение Н.Некрасова
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли голой земли.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах.
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Беседа по содержанию стихотворения.
-О чём рассказывается в стихотворении?
-Что делает Мороз в лесу? В городе?
-Как вы понимаете выражение
“ И яркое солнце играет
в косматой его бороде”.
Мороз – волшебник. В морозный, солнечный день он шёл по лесу.
А кто за окном раскрасил природу? (Зима)
Какими красками можно рисовать зиму?
Чтение стихотворения В.Фетисова “ Зимние краски”.
Заготовила зима
Краски все
Для всех сама.
Полю-
Лучшие белила.
Зорям
-Алые чернила.
Всем деревьям -
Чистые
Блестки- серебристые.
А на улице-
Ребят
Разукрасила подряд.
Как художник,
Красит разным :
Кто играет,
Красит красным,
Кто боится шевелиться-
Краска синяя годиться.
Ни за что не выпросить
По-другому выкрасить!
Беседа по содержанию стихотворения:
-Каков цвет поля?
-А цвет зори?
-Цвет деревьев?
-Что красит красным цветом?
-А синим?
На доске выставка картин художников и фотографий.
-Посмотрите внимательно, на какие две группы можно разделить картины?
(картины художников и фотографии)
-Как художник пишет картину?
-Как работают фотографы?
Художник – это волшебник, который видит красоту природы и показывает её в своих картинах, выражая своё отношение к природе.
Фотограф – это волшебник, который находит в природе красоту и снимает её на плёнку.
-У природы учатся не только художники, фотографы, поэты, но и музыканты.
Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года. Зима”
-Какие картины вам представились ?
-Как бы вы назвали это музыкальное произведение?
Музыкант – это волшебник, который с помощью нот создаёт мелодию, которая рисует картины природы.
Составление на доске из слов стихотворения В. Френкеля
“На стекло Снегурка(дышит),
И прилежно буквы (пишет).
Водит пальчиком(сама).
“С”-(снежинка)
“З”-(зима)”
-Какую картину зимы нарисовал поэт? Что и кого увидели?
Поэт – это художник слова. Он словами и рифмой рисует картины природы.
Давайте, посмотрим вокруг, какие картины можно увидеть на стекле?(Узоры)
-Почему на стекле появляются узоры?
-Кто их рисует? Одинаковые ли они?
-Вы сегодня будете художниками и нарисуете свои картины на стекле. Вместо стекла у нас будет разноцветный картон. Материалы будут разные. Это мел, белая гуашь, зубная паста. Рисовать будете кисточками, мелом, пальцами рук.
Самостоятельное рисование детьми рисунков.
Итог урока
Зима бывает разная: весёлая и задумчивая, грустная и озорная.
-Что узнали нового на уроке?