МКОУ «Островновская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края
Урок русского языка в 1 классе по УМК «Школа России»
по теме «Ударение. Словообразующая роль ударения»
подготовила
Маркелова И.Н.
учитель начальных классов
с. Островное
2022 год
Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей роли ударения в словах;
Задачи урока:
образовательные: уточнить представления детей об ударении, совершенствовать умение находить в слове место ударения; учить правильному произношению слов;
развивающие: развивать интерес к языковым явлениям (слова - омографы), развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике, толковом словаре учебника; развивать умения правильно произносить слова;
воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем, в паре, в группах с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра.
Тип урока: усвоение новых знаний
Материально - техническое обеспечение урока:
- учебник «Русский язык», авторы – Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2018;
- карточки для групповой работы;
- мультимедийный проектор;
Прогнозируемые результаты
Личностные: способность к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса;
Метапредметные: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалог); учитывать и координировать позицию партнёра при организации сотрудничества в паре и группе; стремление к более точному выражению собственного мнения; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, толковом словаре учебника для решения познавательных задач;
Предметные: осмысление словообразующей роли ударения в словах, умение находить в слове место ударения, правильно произносить слова с указанным местом ударения, пользоваться толковым словарём учебника, умение проверять написанное, способность контролировать свои действия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Приложение 1 - СЛАЙД 2 Приложение 1 - СЛАЙД 3 | Доброе утро! Пожелайте доброго утра друг другу. Мне очень приятно начать с вами работу на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
| Приветствуют учителя, друг друга - кивком головы. В тетради записывают дату и вид работы. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: установление сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Минутка чистописания Приложение 1 - СЛАЙД 4 | Включиться в работу нам поможет минутка красивого письма. Изучите буквосочетание на строке. Подумайте, можно ли данное буквосочетание назвать словом? Почему? Выполните упражнение по образцу учителя. Самое лучшее буквосочетание выделите, подчёркивая карандашом. | Изучают образец буквосочетания, определяют, что его нельзя назвать словом, потому что сочетание букв не имеет значения. Выполняют показ по образцу учителя, выделяют лучший образец на строке. | Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков; Коммуникативные: построение речевых высказываний в устной форме; Регулятивные: контроль, самооценка. |
Постановка учебной задачи Приложение 1 - СЛАЙД 5 Приложение 1 - СЛАЙД 6
| Откройте учебники на стр. 42. В упражнении 6 прочитайте строки поэта Я. Козловского. Постарайтесь определить, с какой единицей речи мы будем работать на уроке? Уточните, с какими словами познакомимся сегодня? Что помогает различить одинаковые слова по написанию, но разные по звучанию? | По строчкам стихотворения Я. Козловского определяют, что на уроке будут работать с единицей речи - словом. Уточняют, что познакомятся со словами, одинаковыми по написанию, но разными по звучанию. Делают вывод, что различить одинаковые слова по написанию, но разные по звучанию, помогает ударение. | Регулятивные: прогнозирование, целеполагание; Познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Первичное знакомство со словами, одинаковыми по написанию, но разными по произношению Приложение 1 - СЛАЙД 7 Приложение 1 – СЛАЙДЫ 8 - 11
| Прочитайте слова в упражнении 7 учебника. Объясните, что обозначает каждое из них? Как мы должны поработать с данными словами в тетради? Сколько слов - названий картинок мы запишем? Проговорите, какие это слова. Запишите их сами, обозначая ударение. По окончании работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения работы. Предварительно давайте определим, по каким критериям работу будем проверять? Как отметим правильность - неправильность выполнения работы? У кого всё получилось? Кому товарищи помогли найти замечания? Благодарю всех за работу. | Дети объясняют значение прочитанных слов с опорой на личный опыт, по формулировке задания учебника определяют, что в тетради надо написать слова - названия картинок, слов будет 4 . Самостоятельно записывают данные слова, обозначая ударение. Для проверки работы выделяется 2 критерия – запись слова и постановка ударения. Качество выполнения работы дети отмечают на полях знаками - ! (без замечаний), или -? (есть замечания). | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при объяснении слов; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа выполнения задания; Регулятивные: взаимопроверка, взаимооценка,; Личностные: самоопределение. |
Уточнение представлений о словах, одинаковых по написанию, но разных по произношению. Приложение 1 - СЛАЙД 12
| В упражнении 8 нашего учебника прочитайте задание сами себе. Постарайтесь определить, что ещё поможет нам в работе со словами по теме урока. Какие слова надо искать в толковом словаре? Пользуясь словарём, прочитайте, что обозначает каждое слово. Для иллюстрации значений слов учитель зачитывает строки: «В путешествии помог атлас всех в стране дорог». Далее: «Приобрёл отец для нас замечательный атлас. Из него сошьют рубашки для Андрюшки и Наташки». Устно составьте сами предложение с любым из этих слов. Молодцы! У вас получились интересные предложения. | По заданию к упражнению дети определяют, что в работе со словами по теме урока будет помогать толковый словарь. Пользуясь толковым словарём в конце учебника (стр. 138), читают значение названных слов. Дети предлагают собственные варианты предложений. | Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при построении предложений. Личностные: смыслообразование.
|
Физминутка Приложение 1 – СЛАЙДЫ 13 - 17
| Теперь предлагаю отдохнуть! Читайте слова - команды на доске, выполняйте их правильно! | Подняться! Потянуться! Согнуться - разогнуться! В ладоши три хлопка, головою три кивка! Улыбнуться, тихо сесть! Вновь для всех работа есть! | Личностные: осмысление необходимости бережного отношения к своему здоровью, смены деятельности при организации работы на уроке.
|
Самостоятельная работа в группах по использованию знаний о словах, которые одинаково пишутся, но произносятся по - разному. Приложение 1 - СЛАЙД 18 Приложение 2 Приложение 1 – СЛАЙДЫ 19 - 33
| Для всех работа продолжается в группах. Повернитесь парами лицом к друг другу, образуйте группы из четырёх человек. Поприветствуйте друг друга улыбками в группе. Вспомните правила дружной работы. Возьмите карточки с заданием для групповой работы, прочитайте, подумайте, постарайтесь предложить план работы. Работайте дружно по предложенному плану. Учитель выключает на время групповой работы ММП, затем включает для проверки работы. Давайте проверим правильность выполнения работы каждой группы. Проверяйте по слайдам на доске. Делайте отметки уже известными значками - ? ! | Ребята создают группы по месту посадки из четырёх человек, приветствуют друг друга. Перечисляют известные им правила дружной работы: говорить тихо, уступать, не ссориться, уважать мнение товарищей, советоваться. Дети предлагают работать так: 1.Прочитать текст, подумать 2. Дописать подходящие слова 3. Правильно поставить ударение. 4. Проверить. Дети проверяют работу на карточках, делают отметки значками. | Коммуникативные: установление сотрудничества со сверстниками в малых группах. Регулятивные: осознание работы по правилам; Регулятивные: планирование деятельности; Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка |
Рефлексия деятельности | На листах для групповой работы сделайте выводы по теме урока при работе в группах: Нам было интересно! Мы довольны своей работой! У нас были затруднения. | Дети отмечают на листах групповой работы выбранные предложения - выводы. | Личностные: самоопределение. Познавательные: рефлексия способов действия
|
Домашнее задание | О каких «открытиях» сегодня на уроке вы могли бы рассказать дома своим родителям? Постарайтесь сделать так, чтобы они удивились тоже! Благодарю всех за работу! | Дети высказывают мнения, приводят примеры слов, с которыми работали на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |