«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Конспект урока по предмету «Русский язык»

2 класс (Программа «Школа 21 века»)

Форма урока: урок-путешествие (с элементами здоровьесберегающих технологий)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по предмету «Русский язык»

3 класс (Программа «Школа 21 века»)

Форма урока: урок-путешествие (с элементами здоровьесберегающих технологий)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Дата проведения:

составила учитель начальных классов

Глущенко Екатерина Юрьевна

МБОУ СОШ № 34 г. Новошахтинск


Тема

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Цели

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательные: познакомить с правилом правописания безударных гласных в корне слова; Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать правило правописания безударных гласных в корне слова.

Личностные:

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Корень, безударная гласная.

Ресурсы:

-основные


-дополнительные


Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; «Русский язык»

- экран, мультимедиа, ноутбук

- звукозапись «Морской шум».

- презентация «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

- тетрадь

- схемы, таблицы

- карточки для самооценки

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.



Оформление классной доски

Четвертое декабря.

Классная работа.

Бывалый м-ряк, м-рской прибой, бесстрашная м-рячка.


















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент.

-Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

-С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной. Если настроение хорошее, покажите большой палец руки вверх, если настроение не очень, то вниз.

-Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

- Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. У вас на столах лежат морские воротнички. Прошу вас надеть их.

Приветствуют друг друга. Слушают учителя. Настраиваются на работу.




Коммуникативные: готовность к деятельности: слушать и вести диалог, положительная эмоциональная направленность.




Актуализация знаний и постановка учебной задачи.


- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.

- Мы отправимся в путешествие по нескольким островам. На доске записаны словосочетания:

бывалый м-ряк, м-рской прибой, бесстрашная

м-рячка.

-Прочитайте их.

- Как называется данная орфограмма? Как ее можно проверить? Напишите строчку до конца.

Проверяют учебные принадлежности. Записывают дату.

Слушают учителя. Читают. Рассуждают. Отвечают на вопросы. Анализируют.



Прописывают букву о. (Минутка чистописания)

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.

«Открытие нового знания»


- Какие еще безударные гласные могут встретиться? (е, а,я,и)

- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 1)

- Ребята, во всех ли словах можно проверить безударную гласную, как мы это делали?

- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм?

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке.

- А какие это витамины?

Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор.

Составьте свое предложение, используя эти слова. Давайте запишем несколько из них.

- Посмотрите на правило безударных гласных. Давайте его запомним. (Слайд 2)

- К какому питанию относятся эти продукты?

- Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание.

- Мы добрались до первого острова. Кто догадался как он называется?

(Здоровое питание) (Слайд 3)


- Запишите его название на ваших картах, которые лежат у вас на столе.

- Продолжаем наше путешествие. Виднеется второй остров, чтобы разгадать его название послушайте текст.

- Важным помощником здоровья является личная гигиена. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте, быть здоровым. У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

- Как вы думаете как называется второй остров? (Чистота – залог здоровья) (Слайд 3)

- Давайте вспомним пословицы про чистоту.

- У вас на столах лежат карточки возьмите их. Что в них написано?

  • Где вода, там и жизнь.

  • Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

  • Здоровье всему голова.

-Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы используете?

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Определяют тему урока. Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают выводы.

Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить.

Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов.

Можно употреблять в пищу витамины с огорода и сада.

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Делают выводы.

В классе на стенах, шкафах, шторах висят листочки, на которых записаны словарные слова (Физкультминутка для глаз).

Составляют предложения со словарными словами.



Делают выводы.Записывают название острова на карточках-схемах.



Слушают учителя. Анализируют.











Отгадывают название второго острова. Записывают его название на карточке-схеме.



Работа с карточками.

Работа над правилом Подбор проверочных слов.





Физминутки для пальцев рук.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку – пальчики «скачут» по столу. На четвёртую – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем – лёгкие движения кистями рук вправо-влево. На девятую строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: обогащать словарный запас слов учащихся. Умение извлекать информацию из схем, текста. Уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне.

Личностные: развивать самоконтроль, взаимопроверку, развитие самооценки учащихся.


































































Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.


- Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать. (Слайд 4)

1вариант

М...рской к...нек,  З...леная травка.

   2 вариант

Л...тают стр...жи, к...менистое дно.

 Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием.

- Какое правило использовали при выполнении задания?

- А мы и не заметили как приблизились к следующему острову.

- Какие вредные привычки вы знаете?

- Чем они опасны?

В сигарете находится измельченная трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин.

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от капли никотина. Для человека смертельная доза – 2-3 капли. Если перевести все это на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один прием, смертельна, для детей – полпачки. Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые.


- А как вы думаете, почему люди начинают курить?

- Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « алкоголь», что означает одурманивающий. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. 

- Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять дозу. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи.

- Что нужно делать, чтобы избежать появления вредных привычек?

- Давайте придумает девиз против вредных привычек. Он и будет являться названием третьего острова. (Слайд 5)

Курить – здоровью вредить.

В здоровом теле – здоровый дух. (Слайд 6)


 - Объясните смысл этих пословиц.

На какие орфограммы мы должны обратить внимание?

- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.

Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка.

Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний).


Отвечают на вопросы.





Слушают рассказ учителя. Делает выводы. Анализируют.





















Отгадывают название острова. Записывают его в карточку-схему.


Размышляют. Обобщают знания по теме.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.































Рефлексия деятельности.


































На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают...засыпают...

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Губы не напряжены

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Будто мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Вы полны сил и энергии.

Вы многое знаете и умеете.

Вы – единая команда.

И в вашем единстве – ваша сила.

На счет «три» откройте глаза.

Один! Два! Три! Встать!



Слушают. Релаксируют.

Итог урока. Домашнее задание.

- Посмотрите на это стихотворение. Найдите слова с безударными гласными. (Слайд 7)

«Говорю я всем: «Зимой

закаляйтесь все со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас не сможет одолеть».

- Урок у нас заканчивается. За это время произошло удивительной путешествие, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

 Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.

 Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

 А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

- Запишите домашнее задание.

Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

Составить рассказ о распорядке дня в период обучения в школе.

Подводят итоги. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают домашнее задание.

Личностные:мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее