Конспект урока по предмету «Русский язык»
3 класс (Программа «Школа 21 века»)
Форма урока: урок-путешествие (с элементами здоровьесберегающих технологий)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Дата проведения:
составила учитель начальных классов
Глущенко Екатерина Юрьевна
МБОУ СОШ № 34 г. Новошахтинск
Тема | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
Цели | Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательные: познакомить с правилом правописания безударных гласных в корне слова; Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Формировать УУД: -Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. -Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. -Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Знать правило правописания безударных гласных в корне слова. Личностные: Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Корень, безударная гласная. |
Ресурсы: -основные
-дополнительные |
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; «Русский язык» - экран, мультимедиа, ноутбук - звукозапись «Морской шум». - презентация «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» - тетрадь - схемы, таблицы - карточки для самооценки |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. |
Оформление классной доски
Четвертое декабря. Классная работа. Бывалый м-ряк, м-рской прибой, бесстрашная м-рячка.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент. | -Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. -С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной. Если настроение хорошее, покажите большой палец руки вверх, если настроение не очень, то вниз. -Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. - Сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. У вас на столах лежат морские воротнички. Прошу вас надеть их. | Приветствуют друг друга. Слушают учителя. Настраиваются на работу.
| Коммуникативные: готовность к деятельности: слушать и вести диалог, положительная эмоциональная направленность.
|
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
| - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы. - Мы отправимся в путешествие по нескольким островам. На доске записаны словосочетания: бывалый м-ряк, м-рской прибой, бесстрашная м-рячка. -Прочитайте их. - Как называется данная орфограмма? Как ее можно проверить? Напишите строчку до конца. | Проверяют учебные принадлежности. Записывают дату. Слушают учителя. Читают. Рассуждают. Отвечают на вопросы. Анализируют.
Прописывают букву о. (Минутка чистописания) | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. |
«Открытие нового знания»
| - Какие еще безударные гласные могут встретиться? (е, а,я,и) - Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 1) - Ребята, во всех ли словах можно проверить безударную гласную, как мы это делали? - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? - Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. - А какие это витамины? Картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор. Составьте свое предложение, используя эти слова. Давайте запишем несколько из них. - Посмотрите на правило безударных гласных. Давайте его запомним. (Слайд 2) - К какому питанию относятся эти продукты? - Правильное питание – это прежде всего разнообразное питание. - Мы добрались до первого острова. Кто догадался как он называется? (Здоровое питание) (Слайд 3)
- Запишите его название на ваших картах, которые лежат у вас на столе. - Продолжаем наше путешествие. Виднеется второй остров, чтобы разгадать его название послушайте текст. - Важным помощником здоровья является личная гигиена. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тело в чистоте, быть здоровым. У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи. - Как вы думаете как называется второй остров? (Чистота – залог здоровья) (Слайд 3) - Давайте вспомним пословицы про чистоту. - У вас на столах лежат карточки возьмите их. Что в них написано?
-Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы используете? Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево, вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. | Определяют тему урока. Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают выводы. Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых надо запомнить. Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов. Можно употреблять в пищу витамины с огорода и сада. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Делают выводы. В классе на стенах, шкафах, шторах висят листочки, на которых записаны словарные слова (Физкультминутка для глаз). Составляют предложения со словарными словами.
Делают выводы.Записывают название острова на карточках-схемах.
Слушают учителя. Анализируют.
Отгадывают название второго острова. Записывают его название на карточке-схеме.
Работа с карточками. Работа над правилом Подбор проверочных слов.
Физминутки для пальцев рук. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку – пальчики «скачут» по столу. На четвёртую – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем – лёгкие движения кистями рук вправо-влево. На девятую строчку – «погрозить» пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: обогащать словарный запас слов учащихся. Умение извлекать информацию из схем, текста. Уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне. Личностные: развивать самоконтроль, взаимопроверку, развитие самооценки учащихся.
|
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
| - Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать. (Слайд 4) 1вариант М...рской к...нек, З...леная травка. 2 вариант Л...тают стр...жи, к...менистое дно. Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием. - Какое правило использовали при выполнении задания? - А мы и не заметили как приблизились к следующему острову. - Какие вредные привычки вы знаете? - Чем они опасны? В сигарете находится измельченная трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин. Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от капли никотина. Для человека смертельная доза – 2-3 капли. Если перевести все это на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один прием, смертельна, для детей – полпачки. Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые.
- А как вы думаете, почему люди начинают курить? - Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « алкоголь», что означает одурманивающий. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. - Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять дозу. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. - Что нужно делать, чтобы избежать появления вредных привычек? - Давайте придумает девиз против вредных привычек. Он и будет являться названием третьего острова. (Слайд 5) Курить – здоровью вредить. В здоровом теле – здоровый дух. (Слайд 6)
- Объясните смысл этих пословиц. На какие орфограммы мы должны обратить внимание? - Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. | Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка. Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний).
Отвечают на вопросы.
Слушают рассказ учителя. Делает выводы. Анализируют.
Отгадывают название острова. Записывают его в карточку-схему.
Размышляют. Обобщают знания по теме. | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Рефлексия деятельности.
| На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова: - Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон». Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают...засыпают... Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело И расслаблено все тело. Губы не напряжены Приоткрыты и теплы. И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас, Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. Вы – единая команда. И в вашем единстве – ваша сила. На счет «три» откройте глаза. Один! Два! Три! Встать! |
Слушают. Релаксируют. |
|
Итог урока. Домашнее задание. | - Посмотрите на это стихотворение. Найдите слова с безударными гласными. (Слайд 7) «Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной. Утром бег и душ бодрящий, Как для взрослых, настоящий! На ночь окна открывать, Свежим воздухом дышать. Ноги мыть водой холодной, И тогда микроб голодный Вас не сможет одолеть». - Урок у нас заканчивается. За это время произошло удивительной путешествие, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист. - Запишите домашнее задание. Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова. Составить рассказ о распорядке дня в период обучения в школе. | Подводят итоги. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают домашнее задание. | Личностные:мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.
|