«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет», Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари», Клод Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Урок литературного чтения, 3 класс. Программа "Перспективная начальная школа". Тип урока: открытие новых знаний.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения, 3 класс.

Программа: перспективная начальная школа.


Тема урока: Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет», Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари», Клод Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: 1. Формировать умения и навыки осознанного и выразительного чтения текста по ролям.

2. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

3. Учить детей ориентироваться в тексте, в содержании, просматривать его и находить нужное.

4. Учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности, красоты, любви.

5. Учить понимать смысл сказки, которая построена как рассуждение и вбирает в себя глубокое философское переживание.

6. Учить классифицировать тексты по темам на основе содержания.

Задачи:

1.Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, воспитывать положительные качества в процессе работы; учить слышать и видеть прекрасное и ценить красоту, дружбу, любовь.

2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, работать со словарём. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение; чётко отвечать на поставленные вопросы

3. Показать, что если мы будем стараться совершать добрые поступки, тренировать свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе; рассказывать

о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получить возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом».

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; проводить сравнение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной инициативой; выражать уважение к культуре других народов; проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.


Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, эвристический; работа в парах; индивидуальная, фронтальная.


Оборудование: учебник «Литературное чтение» , 3 класс, тетрадь, компьютер, мультимедиа, презентация, муз. пьеса, «поляна цветов», сердечки, листы для групповой работы, учебник «Русский язык №2».



Ход урока.

I. Организационный момент.

- Начнём урок. Повернемся друг к другу и улыбнёмся, – пожелаем удачи на уроке, отличной работы. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

- Сегодня у нас необычный урок – урок - погружение в проблему. Приготовьте свои ладошки, разогрейте их, закройте глаза, представьте что-то приятное для вас, повторяйте за мной.

- Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде. Природа вызывает восторг в нашей душе, она вливает в нас силы. Мы – частица природы, следовательно, мы тоже по-своему прекрасны. Сегодня красота жизни находит отклик в нашей душе…

- А зачем мы сейчас говорили слова о красоте, любви? (тема «Учимся любить»)

- Сегодня мы продолжим эту тему, прочитаем её!



II. Речевая разминка.

- Нужно произнести чётко и быстро чистоговорку.

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и весёлых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише, кот сюда спешит!

Шмыг – и в школе ни души.

III. Проверка домашней работы.


- Проверим выполнение домашней работы, тетрадь по литературному чтению, с. 46-47.

- Что было задано на дом? (читать сказку Сергея Козлова «Дружба» по ролям, отвечать на вопросы).

- Прочитаем сказку по ролям. (автор – Студенец И., медвежонок – Савенкова А, заяц –Терёхина А)

- Чему учит сказка?

- Прочитаем, как вы выполнили задание с. 46.

Итог: это сказка о дружбе, привязанности друзей друг к другу, о любви к ближнему.



IV. Актуализация знаний. Предъявление нового.

Цель: организация совместного открытия нового знания


- Сегодня мы продолжим тему «Учимся любить», мы познакомимся с ещё одной сказкой Сергея Козлова. Слайд 1.

- Как она называется?

- И мы отправимся в Музейный Дом, рассмотрим картину французского художника Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».

- Ребята, какие цели мы ставим на уроках литературного чтения? (уметь выразительно, осознанно читать, уметь рассуждать, делать выводы, читать по ролям, пересказывать и т.д.)

- Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Прочитаем! Слайд 2.


V. Практическая деятельность.

Цель: развивать умение объяснять свою точку зрения


а) - Мы знаем, что по сказкам Сергея Козлова поставлено много мультфильмов.

- И я предлагаю вам сейчас посмотреть мультфильм «Если меня совсем нет»

- Но прежде, чем смотреть мультфильм, я хочу всем представить героев нашего учебника «Литературное чтение».

- Выходите, пожалуйста, Маша, Миша, Костя Погодин, Анишит Йокоповна и Михаил Потапович. Присаживайтесь, давайте все поаплодируем гостям. Они будут вместе с нами смотреть мультфильм.

- Перед просмотром мультика даю всем задание: кто главные герои фильма, прошу всматриваться в картины природы, вслушиваться в интонацию героев, потому что мы будем читать сказку по ролям.

Вопросы после просмотра фильма:

- Кто же главные герои сказки?

- Какие они? (неразлучные друзья, фантазёры)



б) Разговор героев:

Маша: Какая грустная сказка!

Костя: Почти весь текст состоит из разговора Ёжика с Медвежонком!

А.Й.: Правильно. Это называется диалогом. Но здесь есть и автор. Если захотите, можно прочитать текст втроём. Слайд 3.



в) Чтение по ролям сказки «Если меня совсем нет» с. 170

(автор – Вероника, Медвежонок – Федячкин А., Ёжик – Шевченко А).



VI. Работа по осмыслению содержания сказки.

- Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику?

- Долго ли он добивался того, чтобы Медвежонок его понял?

- Неужели Медвежонок такой глупый?

- Почему же он никак не мог понять Ёжика? Какие же очень важные слова Медвежонка объясняют его непонимание? Найдите их в тексте! Слайд 4. (Если тебя нет, то и меня нет)

- Можно ли их назвать главными словами сказки?

- Ещё раз посмотрите на текст сказки и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. Слайд 5 (Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть)

- В каких словах Медвежонка отражается то, что Ёжик очень ему дорог ( Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес. Переверну всё вверх дном, и ты отыщешься)


- Ребята, объясните, почему же эта сказка находится в разделе «О любви»?


- Ну, а теперь попросим героев порассуждать.

А.Й.: Действительно, о чём же эта сказка?

Костя: Эта сказка о том, как страшно остаться без друга.

Миша: Эта сказка о том, что если кого-то любишь, то не представляешь себе жизни без него.

Маша: А это сказка о животных?

Михаил Потапович: Нет. В сказках о животных животные действуют, а не размышляют и переживают. Это особая сказка. Сказка-переживание, сказка-размышление о жизни.

- Так что же это за сказка? (сказка-переживание, сказка-размышление о жизни)


VII. Путешествие в Музейный Дом. Слайд 6


- А теперь отправимся в Музейный Дом. Рассмотрим картину художника Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари» (дети рассматривают картину)


Разговор героев (герои подходят к картине_

Маша: Ах, какая красавица!

А.Ё.: Этой барышне 23 года. Ребята, как вы думаете, кто она по профессии? Учительница, актриса, поэтесса? Обратите внимание на её платье, украшения. (ответы уч-ся)

Учитель:- Предположите, умеет ли Жанна петь, танцевать?

- А как она смеётся: тихо или громко, заразительно? (ответы уч-ся)


- Обратимся к героям, как они видят картину.


А.Й..: Маша, а как можно охарактеризовать её взгляд?

Маша: Нежный и лучистый.

Миша: Какой-то тёплый и ласковый, немножко грустный.

Костя: Она прекрасно знает, что она очень красива.

А.Й.: Ребята, а какое впечатление в целом производит на вас этот портрет? (дети отвечают), потом говорит Маша.

Маша: Он несёт атмосферу молодости, красоты, любви, радости. А давайте, чтобы от нас не ушли все эти чувства, послушаем красивую музыку. Герои садятся на места

(физминутка)



Учитель:

- Я предлагаю послушать музыку Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». А.Й., найдите нам в толковом словаре, что такое лён?

- Что вы представите себе, слушая эту музыку? (красивую девушку со светлыми волосами)

VIII. Составление сборника произведений Сергея Козлова (Работа в парах). Слайды c 7 по 12.

- Используя содержание учебника и тетрадь по литературному чтению, составим сборник сказок Сергея Козлова.

- Перед вами листочки. Работаем вдвоём. Смотрим в содержание и находим сказки Сергея Козлова, располагаем сказки по разделам.

- Читаем разделы.


Обобщение.

- Как можно назвать сказку «Если меня совсем нет»? (сказка – размышление о жизни, сказка-переживание)

- Как вы считаете, зачем Сергей Козлов рассказал нам историю «Если меня совсем нет»? (Он хотел сказать, что в жизни важнее всего – дружба, любовь, красота, доброта, переживание за близкого)


IX. Рефлексия. Слайд 13.

- Что на уроке было самым интересным?

- Трудным?

- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?

- Вспомните свои переживания на уроке, чувства. У кого остались яркие впечатления, сердце наполнилось добротой, прошу выйти к доске и прикрепить на нашу поляну цветов - сердечки. Я тоже прикреплю.


X. Домашнее задание. Слайд 14. (прочитать)


- Вы сегодня на уроке были настоящими философами, исследователями. Когда дома будете перечитывать сказку ещё раз, возможно, вы заметите что-то интересное, поразмышляете с родителями. Я буду рада, если у вас появятся какие-то новые мысли.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее