«Ученики, которые не хотят учиться:
проблемы и пути их решений»
В сoвременном быстрoменяющемся мире oбучить ребенка так, как требует ФГОС, очень слoжно. Ведь по новому oбразовательному стандарту каждый ученик должен самостоятельно дoбывать знания, а не надеяться на объяснение учителя.
Кoнечно, в каждом классе есть слабo мотивирoванные дети. Какую же метoдику в таком случае испoльзовать педагогу? Как заставить ленивoго ученика работать наравне с другими учениками на уроке? Не одно поколение педагогов ломало над этим голову. Думаю, что эта проблема будет актуальна еще мнoгo лет, так как отнoсится к вечным.
Что же все-таки делать педагогу, если в его классе есть дети, не любящие прoявлять активнoсть на урoке, если их не увлекают даже сoвременные ИКТ?
Конечнo, в арсенале любoго учителя есть свои сoбственные нарабoтки, секреты, кoтoрые oн успешнo применяет при oбучении детей в таких ситуациях. В метoдической копилке есть и новые технoлогии oбучения (технология проблемного обучения, технолoгия развития критического мышления) и классические приемы и методы, используя которые можно «расшевелить» подуставших от современности учеников. По этой же причине учитель должен хорошо продумывать технологическую карту урока - способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Чаще всего на уроках я использую самостоятельные мини-исследования, мини –проекты, которые служат для развития регулятивных, познавательных, коммуникативных действий.
Сегодня стало модно использовать на уроках кластеры, синквейны, которые интересны современным детям. А почему бы и нет, если этот вид работы им нравится? Ведь можно предложить слабому ученику попытаться самому составить интересный синквейн к небольшому рассказу, кластер к образу героя произведения.
Мои слабые ученики на уроках русского языка все любят работать с орфографическим тренажером. Красиво оформленный, он уже своим видом привлекает их внимание. А вот подбором слов к орфографическому диктанту занимаются сами ученики, что является хорошей мотивацией к учебному процессу. Думаю, что хорошим подспорьем при развитии орфографической зоркости могут являться и такие простые на вид работы, как буквенный диктант и подзабытые многими учителями перфокарты. Этот вид работы укрепляет память и развивает логическое мышление, что также нужно учитывать при работе со слабоуспевающими учениками.
Учитель как вариант может использовать и новые приёмы в работе:
«Верные - неверные утверждения»,
«Прогнозирование»,
«Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложения» тоже способствует активной работе на уроке.
Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Прием «Рефлексивные вопросы».
Используем знание русского языка на других уроках
Обращаемся к интернету
Используем словари русского языка
Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)
Подготовка ОГЭ, ЕГЭ
Приемы, направленные на развитие критического мышления.
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…? И др.
Работа в группе – это другой вид деятельности, заключающий в себе умение работать в коллективе, делиться информацией или совместными усилиями ее добывать, анализировать, прогнозировать.
Также успешно можно применять метод В.Ф.Шаталова - опорное конспектирование, составление алгоритмов. Ученикам всегда нравится использовать разноцветные ручки, маркеры- выделители при составлении конспекта или алгоритма. Пусть применяют, если это способствует лучшему запоминанию и усвоению нового материала. Чередование разнообразных видов деятельности на уроке вызывает не только интерес к результату, но и к учебной деятельности в целом. Устали от электронной наглядности- перейдем к цветным ручкам и карандашам. Однако даже при этом педагог не должен оставлять без внимания проверку выполненных заданий, а особенно у слабоуспевающих детей.
Очень часто использую взаимопроверку, которая является эффективным средством формирования умений взаимоконтроля и самоконтроля, развивает самостоятельность и ответственность у учащихся.
Кстати, в арсенале у ученика много источников информации, доступных ему на уроке. Это разнообразные словари, справочный материал, тексты произведений, готовые карточки- подсказки, которые тоже можно использовать при подготовке, и многое другое.
Кейс-метод- интересный вид работы на уроке русского языка. Роль учителя должна сводиться к тому, чтобы ученик поверил в свои возможности, поверил в себя, в умение работать самостоятельно и творчески. Созданные старшеклассниками кейсы были апробированы тьютором в группе риска. Все ученики, входящие в нее, успешно сдали экзамен по русскому языку.
Педагогу, работающему со слабо мотивируемыми учащимися, всегда нужно помнить, что урок нужно строить так, чтобы он был интересен воспитанникам, а для этого нужно учитывать психологические особенности каждого ученика, его индивидуальность, применять тот материал, который им по возрасту интересен. А систематическое использование инновационных технологии и разнообразных приемов обучения на уроках- шаг к успешной аттестации.
СПРАВКА
О ПОЗИТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.
Учащиеся Николотовой Надежды Павловны показывают высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников на школьном, муниципальном уровнях по предмету «Русский язык»
Уч. Год. | Школьный этап. | Муниципальный этап (место) | Фамилия, имя уч-ся. | Класс |
|
|
|
|
|
2012-2013 | 1 | 1 | Хакучева Аминат | 8 |
2013-2014 | 1 | 1 | Хакучева Аминат | 9 |
2013-2014 | 1 | 2 | Ахиджак Диана | 10 |
Директор школы: / Шестопалова Л.В./
СПРАВКА
О ПОЗИТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.
Учащиеся Николотовой Надежды Павловны показывают высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников на школьном, муниципальном уровнях по предмету «Литература»
Уч. Год. | Школьный этап. | Муниципальный этап (место) | Фамилия, имя уч-ся. | Класс |
2012-2013 | 1 | 1 | Хакучева Аминат | 8 |
2012-2013 | 1 | 3 | Панеш Диана | 10 |
2012-2013 | 1 | 1 | Анисимова Алина | 11 |
2013-2014 | 1 | 1 | Хакучева Аминат | 9 |
2013-2014 | 1 | 1 | Панеш Диана | 11 |
2015-2016 | 1 | 1 | Притуляк Зарина | 11 |
Директор школы: / Шестопалова Л.В./
СПРАВКА
О ПОЗИТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.
Учащиеся Николотовой Надежды Павловны показывают высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников на школьном, муниципальном уровнях по предмету «Мировая художественная культура»
Уч. Год. | Школьный этап. | Муниципальный этап (место) | Фамилия, имя уч-ся. | Класс |
2013-2014 | 1 | 2 | Гришина Яна | 10 |
Директор школы: / Шестопалова Л.В./
Муниципальное образовательное учреждение
Центр дополнительного образования для детей
Тахтамукайского района
Утверждаю:
Директор ЦДОДД:
Ф.А.Бракий.
Дополнительная образовательная программа
Кружка «Художественное слово»
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Педагог дополнительного образования
Николотова Надежда Павловна
п .Яблоновский 2013
В программе четко выделены структурные части, компоненты внутри частей представлены в полной мерею
Цели и задачи, способы их достижения согласованы между собой. Ведущей идеей данной программы является направленность на удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном развитии при активном воздействии с педагогом.
Программу отличает высокое качество подачи материала, четкость, ясность, доказательность, логичность изложения.
Данная ДОП:
- стимулирует познавательную и интеллектуальную деятельность обучающихся;
- развивает коммуникативные навыки;
- создает социокультурную среду общения;
- способствует развитию творческих способностей личности;
- стимулирует стремление детей к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- помогает творчески использовать жизненный опыт ребенка.
Автор программы- высокопрофессиональный, квалифицированный педагог.
Заключение: программа утверждена на заседании педагогического совета ЦДОДД 29.10.2013 г. С изменениями и дополнениями.
-За программой сохранить статус: модифицированная.
- Обобщить опыт работы педагога по реализации данной ДОП.
Рецензент:
Методист ЦДОДД: З.Г.Гусарова
Выписка из протокола № 1
заседания ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ «СШ № 25» п.Энем от 28.08.2017 г.
По третьему вопросу заслушали учителя русского языка и литературы Николотову Н.П. Педагог выступила с докладом из опыта работы на тему «Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ «СШ №25 п.Энем_____________________________/Старикова О.В./
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
Кружка «Художественное слово»
Николотовой Надежды Павловны.
1.Общая характеристика программы.
Образовательная область художественно- эстетическая направленность.
Адресат: программа предназначена для детей 10-13 лет.
Социальный состав членов кружка: разнородный. модифицированный
Срок реализации ДОП:1 год
Вид программы: модифицированный.
Стиль и качество подачи материала: материал подан профессионально, системно, грамотно, логичною
Актуальность программы и ее новизна: отличительной особенностью ДОП является ее направленность на развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их художественных вкусов и навыков грамотной речи.
2. Характеристика структуры:
Программа состоит из пояснительной записки, в которой изложены цели, задачи, актуальность, новизна программы, рекомендуемый возраст обучаемых, срок реализации дополнительной программы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты занятий, способы их проверки, формы подведения итогов.
В содержательной части программы дан учебно-тематический план, рефератийное описание тем и разделов. В каждом разделе указывается цель занятий, дана характеристика произведений, выбранных для исполнения, участие обучающихся в районных мероприятиях, дано полное раскрытие основных тем занятий.
В методическом обеспечении программы автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения ожидаемого результата, глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, дана характеристика системы отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений обучающихся.
Список литературы представлен полно, с учетом требований к программам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 5» п .Яблоновский Тахтамукайский район Республика Адыгея.
ПРИКАЗ
От 28.04.2015 г. №___________
О подготовке учащихся 10 класса
к основному туру республиканского
этапа телевизионной гуманитарной
олимпиады школьников «Умники и
умницы.»
В соответствии с приказом Минобрнауки Адыгеи № 187 от 06.03.2015 г. учителю русского языка и литературы Николотовой Надежде Павловне провести консультации по особенностям написания литературной составляющей (эссе) с участниками основного тура республиканского этапа телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы.»
Директор школы: /Шестопалова Л.В./
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 5» п .Яблоновский Тахтамукайский район Республика Адыгея.
ПРИКАЗ
От 14.11.2015 г. №___________
О подготовке ученицы 11 класса
к четвертьфинальной игре Всероссийской
гуманитарной телеолимпиады
школьников «Умники и умницы»
в г. Москва.
В соответствии с информацией Минобрнауки Республики Адыгея от 08. 09. 2015 г. № 4702 учителю русского языка и литературы Николотовой Надежде Павловне подготовить участницу телеолимпиады Кочарян Наринэ, ученицу 11 «А» класса, по теме: «Эрнест Хэмингуэй. Жизнь и творчество»
Директор школы: /Шестопалова Л.В./