Боева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №3 имени К.А.Москаленко» г. Липецка
Организация проектной деятельности в начальных классах
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия »
В. Гузеев
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс технологии проектной деятельности учащихся.
Для более эффективного результата своей работы я использую индивидуальные проекты, где учащиеся делают первые шаги в познании нового, приобретают навыки творческой деятельности и приобщаются к нравственному образу жизни.
Проектная деятельность – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно- следственных связей и другие качества, характерные для творческой личности.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности: познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной.
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Однако начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно обязательно в младшем школьном возрасте. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Плюсы индивидуальной проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Индивидуальный творческий проект с моей точки зрения – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Элементы проектной деятельности помогают развивать у детей: сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ, формирование понятий : род – вид, вид – род, часть – целое, последовательность, причина – следствие и установление характера их взаимосвязи, образное мышление, гибкость мышления, речь, умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию и находить соотношение целого предмета и его части, способность устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями во времени и пространстве, прослеживать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Отвечая на вопросы, учась ставить вопросы, устанавливая простейшие связи между словами, находить главные и второстепенные члены предложения, строить предложения со словами, отвечающими на те или иные вопросы, ученики 1 класса приобретают важнейшие знания и умения, которые им нужны будут в дальнейшем. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Но главной проблемой у детей начальных классов при написании проектов является отсутствие умения поисковой деятельности.
Но мы должны помнить о том, что то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.
Список литературы:
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .-М.:Педагогика, 1989.-192 с.
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие .-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.
Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.
Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112
Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.
Проект как мотивация к познанию/Л. Сазонова// Начальная школа. – 2012.- №3.-С.20-24.
2