«Осенний фестиваль знаний 2024»

Учебно – исследовательская деятельность как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС НОО

Работа над проектом. Описание оновных этапов и методов работы. Приведены примкеры проектной деятельности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Боева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3 имени К.А.Москаленко» г. Липецка


Организация проектной деятельности в начальных классах


«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия »

                                                                                               В. Гузеев


Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс технологии проектной деятельности учащихся. 

     Для более эффективного результата своей работы я использую индивидуальные проекты, где учащиеся делают первые шаги в познании нового, приобретают навыки творческой деятельности и приобщаются к нравственному образу жизни.

Проектная деятельность – деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно- следственных связей и другие качества, характерные для творческой личности.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности: познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной.

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Однако начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно обязательно в младшем школьном возрасте. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Плюсы индивидуальной проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Индивидуальный творческий проект с моей точки зрения  – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Элементы  проектной деятельности  помогают  развивать  у   детей: сосредоточенность  внимания, абстрактное  мышление,  умение  осуществлять сопоставительный  анализ, формирование  понятий :  род – вид,   вид – род, часть – целое, последовательность,  причина – следствие  и  установление  характера  их  взаимосвязи,  образное  мышление,  гибкость   мышления, речь,  умение давать определение  понятиям, умение  осуществлять   классификацию и находить  соотношение  целого  предмета и  его  части, способность устанавливать  логическую  последовательность  между  предметами  и  явлениями  во  времени  и  пространстве, прослеживать  причинно-следственные  связи между  предметами  и  явлениями. Отвечая  на вопросы, учась  ставить вопросы, устанавливая  простейшие  связи  между словами, находить  главные и второстепенные члены  предложения, строить  предложения  со словами, отвечающими  на  те или иные  вопросы, ученики 1  класса   приобретают важнейшие  знания  и  умения, которые  им  нужны  будут  в дальнейшем. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы,  одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Но главной проблемой у детей начальных классов при написании проектов является отсутствие умения поисковой деятельности.

Но мы  должны помнить  о том, что то, что  сегодня  ребенок   может  сделать с  помощью  взрослого,  завтра он  сумеет  сделать  самостоятельно.

Список литературы:

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344 с.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .-М.:Педагогика, 1989.-192 с.

Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие .-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.

Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.

Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112

Орлова  И.Е.  Формирование  навыков  исследовательской  работы// «Начальная школа», 2003, №10.  

Поливанова  К.Н.  Проектная  деятельность  школьников.  –  М.: Просвещение. – 2008.

Проект как мотивация к познанию/Л. Сазонова// Начальная школа. – 2012.- №3.-С.20-24.




2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее