ТВОРЧЕСТВО МАЛЕВИЧА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДИЗАЙНА В ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ
ВЫПОЛНИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБУ ДО БАРГУЗИНСКАЯ ДШИ КОСТРЫГИНА Ж.С.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ РОДИЛСЯ В КИЕВЕ 11 ФЕВРАЛЯ (23 ФЕВРАЛЯ) 1879 ГОДА. РИСОВАТЬ ОН НАЧАЛ С ЛЕГКОЙ РУКИ СВОЕЙ МАТЕРИ, В ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА ПОДАРИЛА СЫНУ НАБОР С КРАСКАМИ. КОГДА МАЛЕВИЧУ ИСПОЛНИЛОСЬ СЕМНАДЦАТЬ, ОН НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЗАНИМАЛСЯ В КИЕВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ Н.И. МУРАШКО.
- Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
- Малевичи решили всей семьей перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде – неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски. Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи. Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда. Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.
- Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0, 10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество. Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу. Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность. Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.
- В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре. В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее. В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.
Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.
живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни. Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового.
Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.
Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:
После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.
А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.
Спецодежда, трамваи, наволочки и, возможно, знаменитый граненый стакан. Неутомимый певец беспредметности Малевич приложил руку к дизайну вполне земных и осязаемых вещей.
Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.
По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.
А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.
художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал,что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.
На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.
Однако, как бы ни старался Малевич подняться над нуждами «торговцев и хлопотливых хозяек», как бы ни пытался отрешиться от «всей сутолоки обыденности», предметное, земное и «харчевое» неизменно брало свое. И вполне космические прозрения Казимира Севериновича оказывались то на витебских трамваях, то на ленинградском фарфоре, а то и на спецодежде, к примеру, московских дорожников.
Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.
У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.
Артель «Вербовка» (основанная в 1900 году в одноименном украинском селе помещицей Натальей Давыдовой) славилась своей вышивкой. Кустарные изделия артели имели успех не только у киевской интеллигенции. Одна из крестьянок, работавших у Давыдовой вышивальщицей, даже имела Золотую медаль, присужденную ей на Международной выставке в Лондоне. Первое время в орнаментах «Вербовки» преобладали народные мотивы. Но в 1915 году Давыдова и худрук «Вербовки» Александра Экстер познакомились в Москве с Малевичем. В том же году на выставке «Современное декоративное искусство Юга России» было представлено три работы, выполненные по его эскизам. На следующей выставке в 1917-м было уже около 400 супрематических вышивок: подушки, скатерти, веера, ширмы, полотенца, сумки и наволочки — все это было «навеяно Малевичем». Возможно, если бы не революция, супрематизм стал бы главной модной тенденцией того времени. Он стал бы основой дизайна одежды, мебели, интерьеров, он сделал бы Казимира Севериновича миллионером. Но времена были сложные — Давыдова вскоре была арестована, потом эмигрировала и какое-то время работала у Коко Шанель. Малевич же продолжал воспевать и творить «беспредметное». Во всяком случае, так ему казалось.
— вышитые супрематические композиции Казимира Малевича (реконструкция, выполненная мастерами Института декоративно-прикладного искусства, Киев). Источник: mediaport.ua
В 1919 году Казимир Малевич отправился в Витебск — преподавать в Народной художественной школе (которой руководил Марк Шагал). Здесь он основал УНОВИС — общество «Установителей Нового Искусства». Традиция украшать город по случаю праздников существовала в школе и до Малевича. Но в начале 20-х всякое торжество в Витебске приобрело отчетливо супрематический характер. Румяные, деятельные, вездесущие члены УНОВИС, вооружившись красками и кистями, шли на улицы, и не было от них решительно никакого спасения. Наверное, современникам Малевича происходившее в Витебске не казалось таким уж чуднЫм. Однако из XXI века картина кажется совершенно сюрреалистической. Фасады домов, городской транспорт, трибуны, с которых вещали советские вожди и агитаторы — все здесь напоминало интерьер какой-нибудь модной нью-йоркской галереи или жилище хрестоматийного современного миллиардера.
Роспись, сделанная по эскизу Малевича в 2014-м году. Витебск, дом на пересечении улиц Ленина и Правды. Источник фото: evitebsk.com
Казимир Малевич (актер Анатолий Белый), супрематический трамвай и супрематическая улица Витебска в художественном фильме Александра Митты «Шагал — Малевич» (2013):
Экспериментируя с цветом, Малевич, случалось, выходил далеко за рамки холста. Известный искусствовед Паола Волкова описывала, к примеру, как он усаживал машинисток в пространствах, ограниченных стенами определенного цвета. И изучал, как тот или иной цвет влияет на их работоспособность, настроение, самочувствие. Малевич делал прогнозы (у Елены Петровны начнется кашель через 20 минут, Ольга Карловна будет печатать вдвое быстрее и т. п.) и проверял их практикой. В ходе этих экспериментов он пришел к любопытным выводам. Например, он выяснил, что белый цвет усиливает болевые ощущения и предложил знаменитый нынче бирюзовый хирургический халат. Тогда же у него возникла идея оранжевого жилета — спецодежды, по которой сегодня безошибочно опознаются дорожные рабочие.
Проверено опытами — плотник с красным лицом нередко раскачивается при ходьбе.
(Казимир Малевич. Плотник, 1927)
В 1922 году дирекция Ленинградского фарфорового завода пригласила к сотрудничеству Казимира Малевича и двух его учеников — Николая Суетина и Илью Чашника. Малевич, ранее задиристо заявлявший, что достиг в своем «Черном квадрате» «нуля форм», интересовался в это время именно объемными формами. Он основал при заводе лабораторию форм, где создал знаменитые «получашки» и чайник — выдающийся пример победы дизайна над функциональностью и удобством. Расписывать посуду Малевич предоставил своим апостолам: на ЛФЗ Чашник и Суетин создали немало идеологически грамотных (и в то же время безудержно супрематических) чернильниц, ваз и сервизов с названиями наподобие «Тракторный» или «Хлебный», а Суетин в 1932-м даже стал на заводе художественным руководителем.
В 1923 году Казимир Малевич начал создавать архитектоны и планиты. Архитектоны — гипсовые модели, напоминающие макеты нынешних небоскребов (впрочем, не обремененных малозначительными деталями вроде окон или дверей). Планиты — чертежи домов, в которых, по замыслу Казимира Севериновича, могли бы или, скорее, должны были жить «земляниты», люди будущего. Если архитектоны представляли собой вполне беспредметные композиции и задумывались как универсальный принцип для «единой системы мировой архитектуры Земли», то в планитах Малевич снисходил до функциональных нюансов — этажей, фасадов, ступеней.
Так или иначе, архитектоны и планиты — пусть и с поправкой на «харчевые» потребности «землянитов» — оказали мощнейшее влияние на современную архитектуру.
«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры потребует к себе смены существующей мебели, посуды, платья…» — сказал Малевич и набросал эскизы супрематических ситцев и платьев. Свитера и шарфы с супрематичсекими рисунками, которые вязала мать Малевича, грели душу прогрессивной молодежи.
по сей день дизайнеры черпают вдохновение прямо с его полотен.
Существует легенда, согласно которой знаменитый граненый стакан (в том виде, в котором он бытовал в СССР) выдумал Казимир Малевич. Он будто бы придумал его, когда сидел в Крестах по обвинению в шпионаже. Обычный стакан с тонкими стенками обжигал руки. Малевич изобрел граненый стакан, а когда вышел, якобы рассказал об этом прозрении скульптору Вере Мухиной (на ее авторстве настаивает другая популярная легенда). Что ж, если так, то это был весьма дальновидный и эффективный ход. Это, казалось бы, нехитрое приспособление долгие годы помогало «землянитам» поддерживать связь с космосом. Надежнее, чем все картины, философские труды и супрематические манифесты вместе взятые.
У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.
В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.
Открытие памятника «Черному квадрату»:
Памятник творчеству Малевича:
Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.
Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.
Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.
Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.
10 ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
«Черный квадрат» не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу «на глазок», приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией. Мы привыкли думать, что фон «Черного Квадрата» - белый. На самом деле это цвет топленного молока. А в отрывистых мазках фона чередуются разные слои краски - тонкие и плотные. А вот на черной плоскости невозможно найти ни одного следа кисти - квадрат выглядит однородным.
Чёрный супрематический квадрат, 1915
Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.
«Чёрный круг» — одна из самых известных живописных работ Казимира Малевича, основателя нового течения в живописи — супрематизма.
Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названной К. С. Малевичем супрематизмом, или«новым живописным реализмом». Беспредметность супрематизма для К. С. Малевича была названа им выводом из предметного мира, новым аспектом, открывшим художнику природу, пространство, Вселенную. Супрематические формы "летят", находятся в состоянии безвесия. "Чёрный круг" для художника был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.
Чёрный круг, 1923 год
Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В настоящее время находится в Русском
Красный квадрат, 1915
Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.
Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции.
Скачет красная конница, 1928—1932
Картина написана художником в 1916 году. В 1919—20 годах выставлялась в Москве. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине, где картина осталась после отъезда Казимира в СССР в июне 1927. Позже картина была передана немецкому архитектору Гуго Херингу, который продал её музею Стеделик в Амстердаме, где она хранилась около 50 лет. 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке картина была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов, став одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником
Супрематическая композиция, 1916
Манера письма примитивистская, картина написана будто бы неумелой детской рукой, когда еще нет навыков рисования сложных объектов, и неопытный художник рисует геометрическими фигурами увиденное. Малевич, опытный художник, специально применил этот метод для передачи ощущения зимнего дня.
Зимний пейзаж, 1930
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был “закон контрастов”, именуемый им также “момент борьбы”. Первой картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала Корова и скрипка. Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: “Алогическое сопоставление двух форм - “корова и скрипка” - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К. Малевич”.
Корова и скрипка, 1913
Другое название картины - "Принцип мелькания". Именно оно прекрасно указывает на мысль художника. На картине мы видим повтор бесчисленно дробящихся контуров и силуэтов, которые находятся в серо-голубом колорите. При взгляде на картину прекрасно ощущается мелькание процесса наточки ножа. Точильщик оказывается в одно и тоже время в различных точках пространства.
Точильщик, 1913
Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальностью.
Жница, 1912
Этот портрет, явным образом ориентированный на высокие ренессансные образцы, неопровержимо доказывает это. Малевич ни от чего не отказывается (один супрематический фон картины чего стоит!), утверждая право художника на свободное творчество, которое было запрещено в тоталитарном государстве, озаботившемся устройством земного рая. Сама гранитная статуарность позы, сам торжественный жест - все это свидетельства того, что и на краю смерти Малевич не отрекается от своей миссии.
Автопортрет, 1933