Учитель начальных классов
Белоцерковец ГА
Константиновская СОШ
ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
1. Определение уровня словарного запаса детей и способности к использованию в своей речи.
Упражнение 1.
Придумай как можно больше слов, которые начинаются со слога БА (Бабушка, Багаж, и т.д.) – 1 минута.
Оценка:
6-7 слов – высокий уровень; 3-5 слов – средний уровень;
2 и менее – низкий уровень.
Упражнение 2.
Я начинаю, а ты закончи слова (всего даётся 10 слов: ко-, за-, по-, ла-, и др.). Оценка:
Дополнил все слоги до целых слов – высокий уровень;
Дополнил половину - средний уровень;
Дополнил 2 слога и менее - низкий уровень.
Упражнение 3.
Кто или что может это делать? Назови как можно больше слов. (Например, шумит? – Дождь, ветер, машина, ребёнок, и т.д.) - 1 минута.
Плывёт? Ползёт? Растёт?
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень; 3-5 слов - средний уровень;
2 и менее слов - низкий уровень.
Упражнение 4.
Скажи наоборот. Например, светлый – тёмный.
Рано - Быстро - Мокрый - Страшный -
Чистый - Сел - Весна - Редко –
Оценка:
6-7 слов – высокий уровень; 4-5 слов – средний уровень;
3 и менее – низкий уровень.
Упражнение 5.
Назови предметы по общему признаку.
Посуда: Одежда: Цветы: И т.д.
Оценка: 6-7 слов – высокий уровень;
4-5 слов – средний уровень;
3 и менее – низкий уровень.
Упражнение 6.
Вставь нужные слова в предложение по смыслу.
В лесу живёт ____________ медведь.
На столе лежит _____________ карандаш.
На ветке растёт _____________ яблоко. И т.д.
Оценка: Все слова подходят по смыслу - высокий уровень;
Половина слов - средний уровень;
Не может подобрать - низкий уровень.
2. Диагностика развития умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение – слушание.
УМЕНИЕ ГОВОРЕНИЯ
Упражнение 1.
Работа с двумя предметными картинками.
Рассмотри картинки и придумай предложение, включив в него названия этих двух предметов.
Упражнение 2.
Работа с серией 4-5 сюжетных картинок.
Разложи картинки так, чтобы получился рассказ. Расскажи.
Оценка:
Содержательность (придумывание интересного сюжета).
Композиция (наличие трёх структурных частей: начала, основной части, конца).
Грамматическая правильность (отсутствие ошибок в построении предложений, в согласовании слов в предложениях).
Отсутствие тавтологии (повторения одних и тех же слов, союзов «и», «или», наречий «потом» и т.д.).
Звуковое оформление речи (дикция, выразительность).
Отсутствие в речи синедативности ( жестов, пауз, нерешительности).
Упражнение 3.
Работа с серией сюжетных картинок.
Послушай знакомую сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». Разложи картинки по сюжету. Перескажи сказку.
Оценка:
Дословный пересказ.
Репродуктивный (сокращение сюжетной линии, однотипные фразы, нарушение связи между предложениями, речь слишком быстрая, торопливая или речь замедленная. Изобилует паузами, повторами).
Продуктивный пересказ (подробное описание действий героев; воспроизведение замысла. А не слов сказки; наличие собственных предложений; присутствуют сравнения, местоимения, эмоциональные оттенки слов (лиса – лисичка)).
УМЕНИЕ СЛУШАНИЯ
Упражнение 1.
Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно. Объясни. Что неверно. Исправь.
Осенью в саду расцвели яблони. Алёша зимой любит загорать.
Мальчик кивнул мне рукой. Футболист стеклом разбил мяч.
Упражнение 2.
Послушай и объясни, чем недовольна Вера.
Саша садится обедать. Он съел свою порцию и дополнительную, своей младшей сестры Веры.
Упражнение 3.
Послушай. Какое утверждение верно? Повтори его.
Солнце закрыло облако. Облако закрыло солнце. Ветер расколол лёд на реке. Лёд на реке расколол ветер.
УМЕНИЕ ЧТЕНИЯ – СЛУШАНИЯ
Упражнение 1.
Прослушай рассказ Е.Чарушина.
Томка испугался
Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.
Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал – так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней. (Что, вероятно, подумал Томка? Ответы не комментируются).
А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял – никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка – с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова – её, наверно, кто-то укусил. И побежал от неё Томка!
С тех пор он близко к коровам не подходит.
Ответь на вопросы:
Какие насекомые встречаются в рассказе? (В случае затруднения при ответе на этот вопрос надо выяснить, знает ли ребёнок, кто такие насекомые. Если знает, но с ответом всё равно затрудняется, текст надо прочитать повторно).
Кто из них разбудил Томку?
Кто такой Томка?
Кем Томка в будущем должен стать: охранным псом, домашней собакой, дворняжкой, охотничьим псом?
Почему Томка в лесу за всеми гоняется, а никого поймать не может?
Томка маленький по возрасту или росту? А может, верно и то, и другое? Объясни.
Упражнение 2.
Послушай ещё раз эту историю. Подумай, что в моих утверждениях – правда, а что – неправда. Правильное повтори.
Томку разбудил шмель. Шмель ужалил Томку.
Томка устал бежать к корове и заснул. Томка устал гоняться за стрекозами и бабочками и заснул.
Томка спал с полчаса. Томка проспал целый день.
Сначала корова казалась Томке величиной с воробушка, потом – с кошку, затем – с козу, а в конце – со слона.
Упражнение 3.
Расскажи о Томке.
Упражнение 4.
Перескажи рассказ.
Примерные уровни пересказа нового повествовательного текста.
1-й уровень (высокий).
Наличие трёх структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности. Использование разнообразных средств связи (формально-сочинительной, цепной). Употребление разнообразных видов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, выразительной лексики: эпитетов, сравнений. Образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены; замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и наоборот, на описательные обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, ведётся в оптимальном темпе.
2-й уровень (достаточный).
Наличие в пересказе двух структурных частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста. Ребёнок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе.
3-й уровень (низкий).
Раскрытие содержания одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольна, много именных замен. Пересказ монотонен.
Оценка звуковой культуры речи ребёнка.
Умение пользоваться интонацией (строить интонационный рисунок высказывания, передавать эмоции);
Умение выбрать оптимальные темп, громкость произношения (в зависимости от ситуации);
Умение отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция);
Плавность речи (определяется характером пауз, встречающихся в речи ребёнка: паузы должны быть обусловлены лингвистической конструкцией текста. Возникать на границах частей высказывания, между предложениями).
3. Диагностика читательской подготовки детей, поступающих в школу.
Есть ли у тебя дома детские книги?
Читают ли тебе их?
Любишь ли ты слушать чтение?
А рассматриваешь книги без взрослых? О чём ты любишь слушать?
Что любишь рассматривать? Назови любимую книгу.
Фамилии каких писателей ты знаешь? Какие книги помнишь?
№ п\п | Фамилия, имя | Вопросы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 | Иванов | ++ |
|
| + | Сказки |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| + | Про животных |
|
|
|
|
3 |
| + |
|
| + | Сказки |
|
| Пушкин |
|
4 |
| + | + |
| + | Про Карлсона |
| О малыше и Карлсоне |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
7 |
| + |
|
| + | Стихи |
|
| Маршак |
|
8 |
| + | + |
| + | Сказки |
| Гуси-лебеди |
|
|
9 |
| + |
|
| + | Про животных |
|
|
|
|
10 |
| + | + | + | + | Про динозавров |
| Про динозавров | Пушкин, Барто |
|
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.Н.ТОЛСТОГО «ВЕСНА»
(ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО НИКИТЫ»)
Проверка уровня развития читательских умений
Проверяем умение понимать содержание текста
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста и отметь его «галочкой».
Была ранняя весна, снег ещё не растаял.
День был хмурый, ненастный.
В воскресное солнечное утро Никиту разбудили воробьи.
В воскресное солнечное утро Никита проснулся сам очень рано.
2. Когда и где закуковала кукушка? Закончи предложение.
Кукушка закуковала в _____________________________________________________________________
Проверяем умение понимать последовательность смысловых частей текста
3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5.
Весь сад слушал молча кукушку.
С каждым днём прибывало птиц ы саду.
Никиту разбудили воробьи.
1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега.
Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы.
Проверяем умение видеть языковые средства
4. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «солнце встаёт». Отметь свой ответ «галочкой».
Просыпается Всходит Распрямляется Приподнимается.
5. Как ты понимаешь выражение «прибывало птиц» в предложении «С каждым днём прибывало птиц в саду». Отметь свой ответ «галочкой».
Птиц становилось больше
Птицы перелетали с места на место
Птицы вили гнёзда
У птиц вывелись птенцы
6. Вставь в предложение пропущенное слово. Отметь свой ответ «галочкой».
В липах завелась иволга, суетясь, свистела __________________ голосом.
Хриплым Звонким Скрипучим Медовым.
7. Найди в тексте и выпиши, с чем сравнивает автор летящего дятла. 8. Рассказывая, как поют птицы весной в саду, автор использует разные глаголы, например: пересмешничали, фальшивили. Найди в тексте ещё не менее трёх глаголов, запиши.
Птицы пересмешничали, фальшивили, _________________________________.
Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное
9. Назови чувства, которые испытывает Никита, проснувшись утром. _________________________________
Выпиши из текста предложения, подтверждающие свой ответ. _____________________________________________________________________
10. Почему Аркадий Иванович, воспитатель Никиты, называет его Адмиралом? Отметь свой ответ «галочкой».
Действие происходит на море
Никита – это моряк в звании адмирала
Это особое шутливое обращение взрослого к ребёнку
Никита мечтает быть моряком
11. Вся природа рада солнечному весеннему утру. Приведи два примера из текста, которые подтверждают это.
1) ______________________________________________________________
2) ______________________________________________________________
12. Почему «на припёке стонали куры»? Отметь свой ответ «галочкой».
Куры объелись, и у них болят животы
Им тепло и очень хорошо на солнышке, стонут от удовольствия
Куры не умеют петь, как другие птицы
Куры перегрелись на солнце
13. Объясни, как ты понимаешь предложение «Забегали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком». _______________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как ты понимаешь смысл предложения: «А я уж одна проживу ни при чём, ку-ку…». Отметь свой ответ «галочкой».
Кукушка живёт одиноко, сама не выкармливает птенцов
Кукушка не вмешивается в чужие дела
Кукушка обижена на всех
Кукушка – очень гордая птица
Проверяем умение определять тему текста
15. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ «галочкой».
Об отношениях Никиты и Аркадия Ивановича
О весне О характере кукушки
О том, как по-разному поют птицы
Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)
16. Какое предложение лучше всего помогает понять главную мысль текста? Отметь свой ответ «галочкой».
Лохматыми, ослепительными потоками солнце лилось с вышины.
Живите, любите, будьте счастливы!
Ещё веселее засвистал сад, зашумел листьями.
… до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.
17. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ «галочкой».
Очень важно уметь наблюдать за птицами в саду.
Весной всё оживает и меняется.
Всем хорошо, все счастливы в это весеннее солнечное утро: и люди, и сад, и птицы…
Хорошо, когда взрослые и дети понимают друг друга.
18. Найди в стихотворении Б.Окуджавы «Весна» (учебник, ч. 2, стр. 181) строчки, которые особенно созвучны тексту А.Н.Толстого. Выпиши эти строчки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверяем умение составлять собственный текст на основе творческого пересказа
19. Никиту разбудили воробьи. Подумай, о чём они могли бы разговаривать между собой. Напиши об этом._________________________________________________________________
Проверяем умение определять жанр произведения
20. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ «галочкой».
Записки учёного Рассказы о животных
Писатели о природе Стихи о весне.
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСЛЕ I ЭТАПА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Где ты провёл лето?
Читал ли ты книга?
Читал ли ты газеты и журналы?
Сколько книг ты прочитал за лето?
Какие помнишь? Назови.
О чём читаешь сейчас?
№ | Фамилия, Имя | Вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Азанов Р. | дома | да | да | 1 | Л.Толстой «Три медведя» | Русские народные сказки |
2 | Андреева А. | В деревне | да |
| 1 | О животных | Стихи Маршака |
3 | Ахтаханов И. | На родине | да | да | 3 | «Про войну» | Про Незнайку |
4 | Богданов Н. | дома | да |
| 1 | Сказки |
|
5 | Васильев Д. | На юге | да | да | 4 | «Мурзилка», Н.Носов «Мишкина каша» | Н.Носов, другие рассказы. |
6 | Комракова В. | лагерь | да |
| 2 | Сказки | Сказки |
7 | Логинов В. | дома | да | да | 3 | Чарушин. Рассказы. | Про животных |
8 | Майорова А. | лагерь | да | да | 3 | Комиксы, «Винни-Пух» | Сказки |
9 | Михайлова Э. | лагерь | да | да | 3 | Стихи Маршака, сказки, «Хаврошечка» | Волшебные сказки |
10 | Перваковский Е. | дома | да | да | 6 | Л.Толстой «Рассказы для детей», о животных | Про Мумми-тролля |
11 | Степанова Е. | лагерь | да |
| 1 | Стихи А. Барто | Стихи |
12 | Сысоева О. | лагерь | да | да | 2 | Стихи Маршака | Стихи А.Барто |
13 | Штирмер Э. | дома | да | да | 4 | Сказки Пушкина | Сказки и скороговорки |
14 | Яныгина К. | лагерь | да | да | 4 | Чарушин «Про животных» | Сказки |