«Сшитая тряпичная кукла – русская народная игрушка»
Урок по этой теме включает повторение свойств тканей, теоретическую часть – история тряпичной куклы, технология изготовления куклы-закрутки, практическое выполнение задания по инструкционной карте.
Структура урока включает в себя 5 основных этапов:
Организация урока.
Повторение пройденного материала.
Теоретическая часть. Изложение нового материала.
Практическая работа.
Анализ и оценка выполненной работы.
Цель урока
Учитель раскрывает образовательные, воспитательные и развивающие цели, осуществляя тем самым комплексный подход к учебно-воспитательному процессу.
Образовательные - повторение свойств тканей, закрепление умений работать по инструкционной карте, закрепление приемов работы с тканью.
Воспитательные – воспитание эстетического вкуса, аккуратности, умение соблюдать правила безопасности при работе с ножницами и иглами, воспитание трудовой культуры.
Развивающие – развитие пространственных представлений, логического мышления, исполнительских умений, творческих способностей.
Оборудование: Образцы кукол–закруток, ткань для туловища 18×18см, белая ткань для головы и блузки размером 18×18см, нитки х/б, синтепон, иглы, инструкционные карты по изготовлению кукол.
Рассмотрим более подробно структуру урока.
Ход урока
Организация урока
На организацию урока отводится не более 5 минут.
Учитель проверяет на рабочих местах наличие инструментов и материалов для работы, инструкционных карт. Далее проводит контроль отсутствующих.
Урок можно начинать, когда учитель убежден, что все учащиеся имеют необходимые для урока материалы. Если у некоторых нет необходимых инструментов, то учитель дополняет их из дополнительных запасов.
Затем учитель говорит тему урока, определяет его цель и кратко рассказывает о плане урока.
Повторение свойств х/б и льняных тканей.
Для повторения раздела «Материаловедение» учитель использует кроссворд. Такая форма устного контроля знаний отличается четкостью формулировок и ориентирует школьников на точный, краткий ответ. Фронтальный опрос как метод устного контроля на данном уроке направлен на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях по темам «Производство ткани» и «Свойства тканей». Поэтому, при разгадывании кроссворда важно не только обнаружить эти недочеты и ошибки, но и тщательно проанализировать их причины, а затем дать правильный ответ.
По горизонтали:
Физико-механические свойства ткани. Устойчивость ткани к трению, стирке, воздействию солнца, света, растяжению. (Прочность)
Технологические свойства ткани – выпадение нитей на срезах. (Осыпаемость)
Нити, идущие вдоль кромки. (Основы)
По горизонтали:
Гигиенические свойства ткани – свойства ткани впитывать влагу. (Гигроскопичность)
Нити, расположенные поперек кромки ткани. (Утка)
Переплетение, в котором нити основы и утка переплетаются через одну. (Полотняное)
Неосыпающийся край ткани по по долевой нити. (Кромка)
Теоретическая часть.
Изложение нового материала по заданной теме проводится в процессе беседы, сопровождаемой вопросами к ученикам.
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка, помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе горе, дай ей поесть и спроси у нее совета».
Наш урок начинается с удивительной русской сказки «Василиса Прекрасная» из собрания А.Н.Афанасьева. Она интересна тем, что персонаж, помогающий Василисе найти свое счастье, - кукла.
Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Важную роль отводили предки кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относится к своим игрушкам – быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу, считая, что она охраняет его покой и сон.
В процессе беседы учитель задает вопрос: «Какими были куклы? Из каких материалов они были изготовлены?» Кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из слоновой кости. Объяснение теоретического материала учитель сопровождает демонстрацией кукол из различных материалов (Деревянные матрешки, глиняные куклы, тряпичные куклы и куклы современные).
Далее учитель задает вопрос: «Где и в каких праздниках и обрядах участвует кукла?». Ответы могут быть разнообразные: на свадьбе, служит подарком к дню рождения, делают из соломы для праздника Масленицы. Отметив правильные ответы, учитель рассказывает, что кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, украшала свадебный стол. Возможно отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде. Символические куклы сопровождали и другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали кукол из веток, сажали под березу, водили вокруг них хоровод.
Тряпичная кукла
Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу дочке передает. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали вертеть куклу с раннего возраста.
Если вы посмотрите на тряпичные куклы, наверняка зададите себе вопрос: «Почему кукла без лица?». Безликой кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку. Поскольку считалось, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла повредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос и рот.
Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить:
По назначению – на игровые, обереги и этнографические;
По способу изготовления – на сшивную и закрутку;
По образу – на куклу крестьянку куклу-барыню.
Практическая часть
Учитель сообщает, что куклу-закрутку учащиеся будут изготавливать по технологической карте, на которой даются рисунки по каждому этапу изготовления, последовательность операций и приемы работы. Для данной работы более всего подходят х/б и льняные ткани, так как они очень удобны в раскрое, не растягиваются и хорошо сшиваются. При изготовлении куклы ученики закрепят знания по определению долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Далее учитель демонстрирует инструкционную карту в крупном масштабе и готовое изделие. При изготовлении куклы необходимо объяснить учащимся, что туловище должно быть устойчивым, и именно для этого вы делаете подгиб. При формировании головы обратить внимание на то, что сборки, образуемые лоскутом, надо заложить сбоку таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.
Перед выполнением практической части учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
Подведение итогов.
При оценке работы учитывается аккуратность ее выполнения, последовательность изготовления и самостоятельность в решении образа куклы.
Тема урока: «Использование природных материалов в народном искусстве. Возрождение народных традиций: Народная кукла «Крупеничка».
Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний»
Уровень учащихся: 7 В класс
Место урока в теме: 21 – 22 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»
Школа: ГБОУ Центр образования №1048 ВОУО ДО г.Москвы
Учитель технологии: Литвинова Елена Евгеньевна
Задачи урока:
Образовательная
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания о народной кукле, формировать знания и умения по изготовлению народных кукол из природных материалов, работе с тканью, освоению основных свойств и характеристик ткани, познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, вырабатывать способность видеть гармонию, уметь применять обобщенные знания и умения в теоретической работе, являющейся результатом творческой деятельности, формировать знания и умения безопасной работы при раскрое, соблюдение технологии раскроя, обучать работе с тканью, осваивать основные свойства и характеристики ткани, учить и научить подбирать материалы для изготовления костюма куклы.
Развивающая
Развивать умение планировать работу, развивать моторику рук, навыки работы с иглой, развивать общеучебные умения и навыки самостоятельности мышления и познания, развивать опыт творческой деятельности в оформлении пояснительной записки к проекту, способствовать овладеванию учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка, развивать практические умения, память, глазомер, наблюдательность, развивать умение рационально использовать время и потребность доводить начатое дело до конца.
Воспитательная
Воспитывать порядочность, трудолюбие, чувство ответственности, творческое и сознательное отношение к выполняемой работе, культуру взаимоотношений, пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, традициям Русского Севера, формировать художественный вкус, эстетических чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству, воспитывать духовно-нравственные качества личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных ценностей.
Средства обучения: учебные - рабочая программа, тестовый материал «материаловедение», методические разработки (рекомендации) по выполнению практической работы, учебники и учебные пособия, учебные компьютерные программы по теме урока; наглядные - демонстрационные материалы и литература по русской народной игрушке и текстильной кукле; раздаточный материал - инструкционная карта изготовления текстильной куклы, тексты с описанием практической работы, фото-мастер-класс этапов выполнения практической работы; СМИ - буклеты, плакаты, журнал журнал «Девчонки и мальчишки» №7 2009 год; ТСО - проектор, компьютер.
Цель урока:
систематизировать сведения о народной кукле, научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – народную куклу «Крупеничку», воспитывать в школьниках культуру восприятия материального мира, способствовать формированию эстетического отношения к действительности, закрепить полученные теоретические и практические знания и умения, с последующим применением их в творческой деятельности, а именно в выполнении и оформлении творческого проекта на избранную тему.
Этапы урока: Оргмомент. Анализ знаний учащихся по теме «Ткацкие переплетения».
Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков. Определение уровня теоретических знаний учащихся, направленных на обобщающую творческую деятельность и основанных на ранее изученном материале.
Практическая работа, направленная на закрепление полученных знаний, умений и навыков. Подготовка к тематическому проекту «Народная кукла «Крупеничка». Сообщение основных позиций и этапов работы над проектом.
Информация о домашнем задании, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей в тетради.
Подведение итогов урока.
Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные технологии: презентации «Народная кукла «Крупеничка», электронные учебники по народному костюму: «Книги по народному костюму, ремеслу и культуре» (печатаются по решению Ученого совета Государственного Русского музея), «Славянский костюм».
Тема: «Технологии обработки ткани»
Тема урока: «Использование природных материалов в народном искусстве.
Возрождение народных традиций: народная кукла «Крупеничка».
Ход урока:
Оргмомент
1.Подготовка учащихся к работе на уроке.
2.Приветствие.
3.Определение присутствующих.
4.Проверка готовности учащихся к уроку: наличие конспектов, необходимые принадлежности и материалы для практической деятельности.
5.Раскрытие общей цели урока: обобщение и закрепление теоретических и практических знаний, умений и навыков для комплексного применения их в самостоятельной творческой деятельности.
Актуализация знаний
Обобщающая беседа, включающая контрольные вопросы.
Проводится опрос по закреплению знаний по теме «элементы материаловедения»:
Лицевая сторона ткани,
Изнаночная сторона ткани
основа (долевая),
утка (уток),
кромка,
гладкокрашеная (однотонная) ткань,
пестрокрашенная ткань,
свойства тканей,
ткани из природных материалов,
ткани из искусственных волокон,
ткани из химических волокон.
Взаимопроверкой оцениваем знания, оценки выставляются в журнал.
Тем временем на доске мелом пишется афористическое выражение:
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», - Максим Горький.
II Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Обобщающая беседа сопровождается сменой слайдов в заготовленной к уроку презентации «Игрушка в культуре России»
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от всего недоброго. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни. Всё делалось ими вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. Игрушка была не только, мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.
Кукла «Крупеничка» – старинная насыпная игрушка – это оберег на сытость и достаток в семье. С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке: «У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Напали на княжество басурмане, схватили Крупеничку и угнали в полон, в подарок Хану. Отвергла Крупеничка притязания Хана на женитьбу, а чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды, мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далёких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла её в кисете к родному дому. А чтобы басурманский Хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси – гречиха». С того времени стали славяне растить невиданную до того времени крупу - гречку. А поскольку, Крупеничку из плена басурман вынесли в виде гречишного зернышка, у родителей появился повод говорить дочерям о пользе гречневой каши для девичьей красоты: Крупеничка-то была красавицей!!!
Какой рецепт приготовления гречневой каши вы знаете и любите?
РЕЦЕПТ ГРЕЧНЕВОЙ КАШИ
«ДЛЯ ДЕВИЧЬЕЙ КРАСОТЫ»
Гречневая крупа - 1 стакан
Вода - пол-литра
Сливочное масло - 1 ст. лож.
Сода - щепотка
Соль
Приготовление:
Перебранную гречку обжарить на умеренном огне до золотой, помешивая. Горячую кипяченую воду посолить, добавить соду и масло и, помешивая, осторожно выложить обжаренную гречневую крупу. Варить еще минут 15, а потом накрыть полотенцем, чтобы она окончательно смягчилась.
III Формирование новых понятий и способов действий
Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение на Руси к ней было особым и связывалось в сознании крестьян с именем Святой угодницы Акулины. В день Акулины - Гречишницы пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Посев же её сопровождался обрядом. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в образе куколки, которую любовно называли «Крупеничка». Гречиха в ней символизировала сбереженные силы Кормилицы Земли. После сева на улице устраивали угощение с кашей в котлах для нищих и убогих, которые приходили со всей округи. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в «красном углу» возле икон. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время крупу из куколки брали для еды. Входящий в избу гость мог по кукле - мешочку определить, сытно ли живет семья, если куколка была худа, - значит, в семье беда…
Первоначально кукла «Крупеничка» хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Но, концу Х1Х века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились «Зерновушки» и «Горошинки». Важен был материал, ткани и нитки, из которых создавались такие куклы.
Какие Природные материалы и ткани использовали наши прабабушки для изготовления обереговой куклы?
В изготовлении куклы использовался природный материал, не представляющий угрозы для жизни человека и окружающей среды - ткани из натуральных волокон, растительного или животного происхождения - не вредные для здоровья человека. Хлопок и лён – получают из одноименных однолетних растений, которые относятся к восполнимым природным ресурсам. Важнейшей особенностью материала для изготовления куклы являлось то, что он брался из своего дома, был в употреблении и старый, то есть, «свой». Использование поношенных тканей и остатков ниток раньше было связано с экономией, так как в старину на Руси их делали вручную, а это трудно и долго. Верили также, что сделанная своими руками ткань, «прожившая» в доме, защитит семью от опасности. В современных условиях к этому добавляется новое содержание - это возможность использовать технологические остатки тканей для создания новых изделий.
Мы подошли к заключительному этапу нашего раздела «Технологии обработки ткани», и вам предстоит проявить себя в предстоящей творческой работе, и показать себя зрелыми мастерами, которые понимают и ценят народное искусство.
Конечным результатом вашей деятельности станет творческий проект, состоящий из:
Практической части - изготовления готового изделия – Народной куклы – «Крупенички».
Теоретической части, состоящей из пояснительной записки, общие требования к оформлению которой сегодня нам предстоит вспомнить на уроке.
Оформление пояснительной записки к проекту. Общие требования
Сегодня я напомню, как правильно выполнить пояснительную записку к своему проекту, какие исторические особенности, художественные отличия и технические приемы народных ремёсел должны найти отражение в ней.
Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве практической части нашего проекта является - изготовление декоративного изделия «Народной куклы «Крупенички», а в качестве теоретической - пояснительная записка. Мы уже не один раз выполняли творческие проекты и пояснительные записки к ним. Сегодня я хочу только напомнить вам общие требования к оформлению пояснительной записки, которую необходимо подготовить к защите проекта.
Пояснительная записка выполняется как рукописным, так и машинописным способом (на пишущей машинке или с помощью компьютера) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ (210x288 мм) через (два - полтора) межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм (или 12 кегль на компьютере).
Текст работы рекомендуется писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм; правое - не менее 10 мм; верхнее — не менее 15 мм; нижнее — не менее 20 мм. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой только черного цвета. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.
Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «САМООЦЕНКА», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными буквами. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят! Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 2—3 интервалам. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.
На последующих уроках вам предстоит выполнить пояснительную записку к творческому проекту, используя различные источники информации, ориентируясь на самостоятельную поисковую деятельность, и конспекты ваших уроков.
А теперь приступим к выполнению практической части нашего урока и проекта. Мы сегодня сделаем себе куклу, которой играли наши прабабушки и прапрабабушки.
IV Формирование новых знаний и умений
На доске написаны замечательные слова, сказанные Максимом Горьким: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим культурам и народам. Сегодня на нашем уроке нам предстоит познакомиться со старинной куклой, которая называется «Крупеничкой». Ну, а самое, я думаю интересное для вас: вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ «НАРОДНАЯ КУКЛА «КРУПЕНИЧКА»
Народная кукла «Крупеничка» практически полностью забыта современными людьми, а мы предлагаем вам, вместе с нами сделать её своими руками. В наши дни мы делаем эту куколку, как оберег или талисман на богатство и достаток. Традиционно куклу наполняли гречкой, но можно наполнить той крупой, какой хочется - золотым пшеном, овсом, рисом или какой-то еще. Эта куколка будет хорошим подарком для вас и ваших близких людей, она сможет не только украсить интерьер дома, но в неё смогут играть дети.
На столах у учащихся технологическая карта выполнения работы, фото-мастер-класс с описанием всех этапов практической работы, журнал «Девчонки и мальчишки» №7 2009 г
По предложенному алгоритму учащиеся выполняют работу
Алгоритм:
выполнить туловище
оформить голову
оформить руки
нарядить куклу
ПОРЯДОК РАБОТЫ: Кукла «Крупеничка» – это оберег и игрушка. Ее делают из обрывков изношенной одежды, старого белья и остатков ткани, ниток, тесьмы, кружев и т.д. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, лоскут ситца красного цвета, два лоскута цветного ситца, кружева или белая ткань для передника, разноцветные обрывки нитей, тесьма. По инструкционной карте, в зависимости от желаемой высоты и объёма куклы «Крупенички», изготовить на бумаге выкройки основных деталей для сборки куклы и одежды для неё (см. рис.1, 2, 3). - тело куклы, «скалка» для рук, рубаха, «сборник» под платок, передник, косынка или платок, волосы куклы (при желании).
Охрана труда во время выполнения практической работы
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми и режущими предметами: иголками и ножницами!
Во время пошива куклы Вам придется пользоваться швейными инструментами, приспособлениями и оборудованием. Если не соблюдать правила техники безопасности, то подобное нарушение может привести, к различного рода травматизму.
Поэтому, при организации рабочих мест и выполнении ручных и утюжильных работ самое важное, помнить все правила техники безопасности и соблюдать их. Повторение ТБ: Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
V Продолжение формирования знаний и умений
Применение умений и навыков в изготовлении текстильной куклы «Крупенички». В ходе практической работы – Пошаговаядемонстрация слайдов из презентации «Народная кукла «Крупеничка».
Технологическая карта изготовления текстильной куклы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот она и готова – ваша первая в жизни тряпичная насыпная кукла! Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Самоконтроль и контроль осуществляется в ходе практической работы. В конце практической работы заполняется «Карточка контроля»:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физкультминутка в промежутке практической части урока
VI Заключительная часть урока.
Рефлексия
И, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
Что нового вы узнали из сегодняшней экскурсии?
Почему народная кукла была безликой?
Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
Хотели бы еще что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?
Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в дальнейшей жизни?
Мне захотелось …
VII Домашнее задание. Подготовка к домашнему заданию.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении: Подготовка к выполнению пояснительной записки к проекту. Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода.
VI Подведение итогов урока
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Выставление оценок на основании карточки контроля.
Контроль и оценивание знаний. Выставление оценок.
А теперь, когда вы изготовили кукол, подумайте, как вы их назовете. Сегодняшний урок подошел к концу, я считаю, что цель урока достигнута, мы поработали очень продуктивно, я довольна тем, что вы неплохо усвоили теоретический материал и изготовили обереговую куклу. Спасибо, за работу на уроке.
Литература к уроку:
Г.Л.Дайн Русская игрушка. Альбом.:М.Советская Россия.1987
Ресурсы Интернет: http://www.rukukla.ru. Обрядовая кукла
Ресурсы Интернет: http://www.10ruk.ru/katalog/kukla.htm .Народная кукла.