«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

 Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

  3. Развитие эмоциональной устойчивости.

  4. Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.

  5. Повышение мотивации к профессиональной деятельности.

  6. Формирование навыков эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

  7. Обучение способам саморегуляции.

Материалы т оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, самолетики из бумаги с надписями « Пофигисты», « Трудоголики», памятки для воспитателей, « Ларец радости», сердечки с афоризмами, конфеты.

Вводная часть

Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.


Лекция « Плата за сочувствие»

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой то момент напряжение становится столь велико, что вылетаю пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «сидром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты от формы полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, ему все нравится, он готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, человек становится безразличным к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример – история о молодой женщине - адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого состояния, что перешла работать в прокуратуру с одной целью – отомстить неблагодарным.

Итак СЭВ называют « синдром менеджера», а в Японии – « синдром Кароши» и по названию города, в котором был зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. В «группе риска», прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми ( врачи, учителя, воспитатели).

 Практическая часть

Демонстрация короткого ролика «Гореть, не выгорая!»


Наш сегодняшний тренинг мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания. Начнем с экспресс оценки выгорания.

Экспресс-оценка профессионального выгорания

На следующие предложения отвечайте «Да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.

Да

Нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам (воспитанникам и т.д.) я придумал(а) обидные прозвища (например «идиоты»), которые использую мысленно.

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул(а) бы что-нибудь новенькое.

Да

Нет

Оценка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов.

0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.


4. Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»: рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте на работе все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это рабочая одежда или туфли.   

Давайте размышлять дальше. Может, ваша работа рутинна, однообразна, вы откровенно скучаете и считаете каждую  минутку  до конца рабочего дня?  Попытайтесь хотя бы что-то изменить в рабочем процессе, более творчески подойти к выполнению своих трудовых обязанностей. Помните, вы сами строите свою жизнь. Никогда не бойтесь что-то менять в  жизни, если осознаете такую необходимость. 

Упражнение «Трудоголики и Пофигисты».

Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности.

Делимся на 2 команды. По жребию присваиваются названия: « Трудоголики» или « Пофигисты» и вручаются самолетики. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта.

Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции « Почему хорошо быть трудоголиком?», « Почему хорошо быть пофигистом?». Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.

- Кем же лучше быть: « трудоголиком» или « пофигистом»?

Все же – любите себя, цените, заботьтесь о своем здоровье.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Разнообразьте свой досуг, не забывайте об отдыхе, об общении с друзьями, путешествиях, прогулках на природе.



  1. Рефлексия




Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. занимайтесь любимым хобби.


Притча "Не забывайте опустить стакан"

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он

держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем

спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?".

"50 грамм!" "100 грамм!" "125 грамм!" – предполагали студенты.

– Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его

взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение

нескольких минут?

– Ничего, – ответили студенты.

– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова

спросил профессор.

– У вас заболит рука, – ответил один из студентов.

– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже

Вам может парализовать руку, и придется отправить Вас в больницу, – сказал

студент под всеобщий смех аудитории.

– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли

вес стакана в течение этого времени?

– Нет, – был ответ.

– Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – спросил профессор.

– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.

– Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными

проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это

нормально. Будете думать о них много времени – начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

ВАЖНО НАУЧИТЬ СЕБЯ "опустить стакан в конце каждого дня!"

На этой позитивной ноте мы и завершаем нашу встречу.

Давайте поаплодируем друг другу! (Аплодисменты).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее