«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Трение. Сила трения

Урок "открытия" новых знаний с формированием метапредметных компетенций. Учащиеся должны добыть новые знания о силе трения, ее видах, причинах возникновения, выработать практические умения и навыки в экспериментальных исследованиях, определить полезную и вредную роль силы трения в жизни человека, для растений и животных, получить практические знания для уменьшения или увеличения трения в повседневной жизни. Учащиеся должны уметь формулировать цели своей работы и искать пути достижения этих целей, делать выводы из проделанных исследований, анализировать полученные результаты.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки


Н.Е.Цедрик (ГУО «Средняя школа №9 г.Могилева»)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ

«ТРЕНИЕ. СИЛА ТРЕНИЯ»


Цель: изучить силу трения и ее виды; экспериментально установить, от каких факторов она зависит, определить пользу и вред силы трения, положительную и отрицательную роль трения в жизни человека.

Задачи урока:

обучающая: сформировать представление о силе трения, ее видах и свойствах, причинах возникновения;

воспитательная: показать значение силы трения в природе и технике, жизни человека, воспитывать трудолюбие, точность и четкость при нахождении ответов на вопросы; умение видеть физику вокруг себя;

развивающая: развивать метапредметные умения и навыки у учащихся: навыки логического мышления, анализа, синтеза, умение наблюдать и делать выводы, развивать коммуникативные компетентности (работа в парах) и навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа, формировать умение пользоваться справочной литературой; проявлять творческие способности (умение проводить эксперимент, исследовать поставленную проблему и делать выводы, литературно излагать физические явления).

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации и видеофрагментов; брусок деревянный, трибометр, динамометр, клеёнка резиновая, набор грузов.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная, работа с учебником.

Класс: 7 класс

Формируемые метапредметные компетенции:

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, анализ, синтез информации, постановка и решение проблемы;

регулятивные: самостоятельная формулировка познавательной цели; планирование и проведение эксперимента, прогнозирование результата, проведение самоконтроля, самооценки своих знаний, самоанализа своей работы, выявление пробелов в знаниях и направления их коррекции;

коммуникативные: умение правильно формулировать вопросы; умение работать в парах, умение четко излагать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях. [2]

Планируемые результаты: учащиеся должны добыть новые знания о силе трения, ее видах, причинах возникновения, выработать практические умения и навыки в экспериментальных исследованиях, определить полезную и вредную роль силы трения в жизни человека, для растений и животных, получить практические знания для уменьшения или увеличения трения в повседневной жизни. Учащиеся должны уметь формулировать цели своей работы и искать пути достижения этих целей, делать выводы из проделанных исследований, анализировать полученные результаты.


Ход урока

I. Организация начала занятия  (1 мин.)

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

II. Входной контроль  (5 мин.)

Учитель: Какие силы мы уже знаем? Давайте посмотрим, как вы усвоили знания по этим силам. Выполнив этот тест, вы сами оцените свои знания. Количество баллов за каждое задание приведено в скобках. У каждого на парте есть табличка, в которую вы вносите правильные ответы, а после проверки подсчитаете баллы и поставите себе отметку.


1

2

3

4

5

баллы


отметка








Учащиеся выполняют задания, заполняя таблицу.

Входной тест

1. Формула силы тяжести:

А. F=gm Б. Р = gm В. Г. (1 балл)

2. Когда возникает сила упругости?

А. Когда тело движется. Б. Когда оно останавливается В. Когда оно деформируется (1 балл)

3. Чему равен модуль силы тяжести, действующей на тело массой 18 кг?

А. 1,8 Н Б. 180 Н В. 0,18 Н Г. 1800 Н

(2 балла)

4. Чему равна масса тела, вес которого равен 50 Н?

А. 50 кг Б. 5 кг В. 500 кг Г. 5 000 г (4 балла)


5. На тело действует две силы 8 Н и 5 Н, направленные в разные стороны. Чему равна равнодействующая сил, действующих на тело?

А. 8 Н Б. 13 Н В. 3 Н Г. 0 Н (2 балла)


III. Самопроверка и самооценка (2 мин) (Слайд 2)

Учащиеся проверяют правильность выполнения заданий, сверяя с ответами на экране, выставляют себе отметку, выявляют пробелы в знаниях.

IV. Целеполагание (1 мин)

Учитель: Прочитайте тему урока и подумайте, что вы уже знаете по этой теме и что хотели бы узнать.

Учащиеся вспоминают, что они уже слышали о этой силе и предполагают, что ещё можно узнать.

V. Изучение нового материала (19 мин)

Демонстрации: брусок толкнуть по столу.

Учитель: Почему тело останавливается? Какая сила мешает движению? (Слайд 3)

Виды сил трения: трение скольжения – трение качения – трение покоя (Слайд 4)

Учитель: Как можно измерить силу трения и определить ее направление?

Демонстрации: брусок тянем с помощью динамометра по деревянной поверхности.

В тетради: F

Fтр

Учитель: Когда возникает сила трения? Куда она направлена?

Определение в учебнике стр. 59, учащиеся записывают в тетрадь

Сила трения – это сила, которая …

Почему возникает эта сила?

Просмотрев видеофрагмент, вы должны выяснить и записать в тетради причины силы трения.

Видеофрагмент 1

Учащиеся, просматривая фрагмент, выясняют причины силы трения и записывают в тетради

Причины силы трения:

1. шероховатость поверхности;

2. силы притяжения между молекулами. (Слайд 5)

Просмотрев видеофрагмент, вы должны сравнить и записать в тетради, какая сила трения: скольжения, покоя или качения больше.

Видеофрагмент 2

Учащиеся, просматривая фрагмент, записывают в тетради

Fтр скольжения ? Fтр покоя

Fтр скольжения ? Fтр качения (Слайд 6)

Сила трения скольжения зависит:

(Слайд 7)

Учитель: От чего зависит сила трения скольжения? Это вы должны сейчас выяснить самостоятельно, проведя исследования. Выводы вы делаете после каждого эксперимента, записав его после таблички.


Выполнение мини-исследований учащимися по парам.

Оборудование: брусок, набор грузов, трибометр, резиновая клеёнка, динамометр.

Опытным путем установите самостоятельно, от чего и как зависит сила трения.

1.Зависимость силы трения скольжения от вида соприкасающихся поверхностей.


Сила трения, Н

Дерево по деревянной поверхности


Дерево по клеенке


Вывод:

2. Зависимость силы трения скольжения от силы давления на поверхность.


Сила трения, Н

Брусок


Брусок с одним грузом.


Брусок с двумя грузами.


Вывод:

3. Зависимость силы трения скольжения от площади соприкасающихся поверхностей.


Сила трения, Н

Наибольшая площадь поверхности бруска


Наименьшая площадь поверхности бруска


Вывод:

Подведение итогов исследований:

(Слайд 8), (Слайд 9)

В тетради: Сила трения не зависит от размеров поверхности трущихся тел, прямо пропорциональна силе давления на поверхность, зависит от материала соприкасающихся тел и от степени гладкости трущихся поверхностей.

Учитель: Исторический факт: 1699 год. Французский ученый Амонтон в результате своих опытов подтвердил столь неожиданный вывод Леонардо да Винчи о независимости силы трения от площади соприкасающихся тел. 1779 год. В связи с внедрением машин и механизмов в производство назрела острая необходимость в более глубоком изучении законов трения. Выдающийся французский физик Кулон занялся решением задачи о трении и посвятил этому два года. Он ставил опыты на судостроительной верфи, в одном из портов Франции. Там он нашел те практические производственные условия, в которых сила трения играла очень важную роль. [1] (Слайд 10)

Учитель: Как уменьшить трение? (Слайд 11)

Учащиеся выдвигают гипотезы, а затем по учебнику находят подтверждение своим гипотезам.

Работа с учебником, стр.61 учебника

Проверка (Слайд 12-13)

VI. Физкультминутка (2 мин)

1. Верно – встать, неверно – сидеть (Слайд 14)

  1. сила трения направлена против движения

  2. сила трения возникает из-за притяжения к Земле

  3. сила трения зависит от силы давления на поверхность

  4. сила трения зависит от площади соприкасающихся поверхностей

  5. сила трения качения меньше силы трения скольжения

  6. сила трения покоя больше силы трения скольжения

Учитель: Пользу или вред приносит нам сила трения? (Ответы учащихся)

Положительная и отрицательная роль силы трения (Слайд 15, 16)

Учитель: Где вы наблюдали действие силы трения в животном и растительном мире? (Ответы учащихся)

Трение в природе (Слайд 17, 18, 19)

VII. Закрепление полученных знаний (5 мин) (Слайд 20) (задания подобраны с учетом жизненных ситуаций)

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  2. Почему в дождливую погоду перебегать дорогу ещё опаснее?

  3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

  4. Почему опытные автомобилисты никогда не отправятся в путь, не проверив, достаточно ли масла в двигателе?

  5. Что играет роль смазки при проглатывании пищи? (Слюна)

  6. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?


VIII. Выходной контроль (5 мин)

Выходной тест

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А. сила трения качения Б. сила трения скольжения В. сила трения покоя

2.В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

А. увеличивается Б. не изменяется В. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению Б. против движения В. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А. не изменяется Б. уменьшается В. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

А. 15 кН Б. 300 кН В. 150 кН



IХ. Домашнее задание  (Слайд 21) (2 мин)

§ 14, 15, сообщение «Трение вредное и полезное»,

мини-сочинение на тему «Если бы не было трения…»

Пример мини-сочинения.

Люблю кататься на коньках,

Люблю и лыжи, санки,

Я каждый день держу в руках

Учебник и тетрадки,

Люблю одеться как всегда

Со вкусом и красиво,

Но это всё лишь потому,

Что трение есть. Сила.

И только ей благодаря

Мы ходим и бежим

Когда нам нужно - мы лежим,

Когда хотим - сидим.

Так что учи ты физику

И наберись терпения.

И ты узнаешь многое

О важной силе трения. Виктория Бойко, 7А класс.

Х. Рефлексия (Слайд 22) (3 мин)

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…








Список использованных источников:

  1. Елькин, В.И. Занимательная физика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / В.И.Елькин. Персональный сайт - Режим доступа: Режим доступа: http://elkin52.narod.ru/opit/istor2.htm - Дата доступа: 12.10.2016.

2. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартахе [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия - Режим доступа: http://khutorskoy.ru/be/2012/1127/index.htm - Дата доступа: 12.10.2016.

3. Лукиных, Г.И. Метапредметный подход на уроках физики [Электронный ресурс] – Москва, 2015. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/628960/ – Дата доступа: 12.10.2016.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее