ДОКЛАД
«Толерантность – часть нравственной культуры человека»
Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без неё не может обойтись;
горе тому, кто это думает, двойное тому,
кто действительно без неё обходиться.
И.С.Тургенев.
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается
тем, что исключает международную вражду, и человек,
одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться
для всего человечества, если только может быть ему полезен.
Н.А.Добролюбов
Уважаемые ребята!
XX век – век распространения идей защиты прав человека стал веком, породившим такие чудовищные явления, как фашизм, тоталитаризм, нацизм. XXI век стал веком, в котором также сильны расистские, религиозно-экстремисткие, профашистские настроения.
Из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф». «Цель моей восточной политики в том, чтобы заселить эту территорию ста миллионами людей германской расы.......решение проблемы или полное уничтожение русского народа, или онемечивание его части..... эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается в руководстве...этому народу не надо давать культуру, вполне достаточно, чтобы дети в школах научились считать до 25, чтобы они умели подписывать свою фамилию. Больше им не надо ничего».
Страна, в которой представители всех национальностей, населяющих её, заплатили так много за свою свободу в годы войны, слышит часто призывы уничтожать тех, кто имеет иной цвет кожи, разрез глаз, акцент, религию. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками. Для этого предлагаю вам нравственные правила проявления толерантности:
1. Нельзя судить о целом народе по поступкам и действиям одного или группы людей.
2. Нельзя злорадствовать или радоваться горю людей, переживающих какую-либо трагедию.
3. Нельзя совершать необдуманные поступки, действуя по руководству кого-либо.
4. Нельзя говорить плохое в адрес народа или человека только потому, что так говорят другие люди.
5. Надо помнить, что за совершённым предосудительным поступком рано или поздно следует наказание.
6. Для того чтобы судить о национальной культуре, необходимо быть компетентным в истории, культуре, традициях и обычаях своего народа.
7. Нужно уметь радоваться достижениям и успехам других.
8. Не совершать поступков, за которые потом будет стыдно или придётся раскаиваться.
9. Если твой сверстник готов совершить необдуманный поступок, останови его, удержи от опрометчивого шага.
10. Если тебе угрожают, обращайся к старшим: родителям, учителям, в милицию.
10. Помни! У тебя всегда есть выбор! Сохрани в себе человека!
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного исполнения; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.