«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Теория лидерства

Тема нашего сегодняшнего занятия «Теория лидерства». В рамках этой темы вы рассмотрите понятие лидерства, теорию лидерских черт, узнаете, как основные черты являются наиболее важными для лидера, познакомитесь с теориями стиля.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г.Кемерово Теория лидерства

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г.Кемерово

Теория лидерства

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Теория лидерства». В рамках этой темы вы рассмотрите понятие лидерства, теорию лидерских черт, узнаете, как основные черты являются наиболее важными для лидера, познакомитесь с теориями стиля. Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. Ранние подходы к исследованию этого процесса акцентировали внимание на личностных характеристиках лидерства. За этими изысканиями последовало тщательное изучение в первую очередь поведения лидеров, а не того, к какому типу людей они относятся. Вероятностные теории лидерства пытаются определить оптимальные методы лидерства, описывая ситуацию, в которой каждая модель поведения срабатывает наиболее эффективно.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Теория лидерства». В рамках этой темы вы рассмотрите понятие лидерства, теорию лидерских черт, узнаете, как основные черты являются наиболее важными для лидера, познакомитесь с теориями стиля.

Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. Ранние подходы к исследованию этого процесса акцентировали внимание на личностных характеристиках лидерства. За этими изысканиями последовало тщательное изучение в первую очередь поведения лидеров, а не того, к какому типу людей они относятся. Вероятностные теории лидерства пытаются определить оптимальные методы лидерства, описывая ситуацию, в которой каждая модель поведения срабатывает наиболее эффективно.

Теория лидерства «путь - цель».

Эта теория является широко признанной теорией, которая развивалась в рамках концепции теории ожидания. Она пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность.

Существует четыре основных типа лидерства:

1. Директивное лидерство. Этот стиль похож на авторитарный. Подчинённые точно знают, чего от них ждут, и лидер даёт чёткие указания. Подчинённые не принимают участия в принятии решений.

2. Поддерживающее лидерство. Лидер дружелюбен и доступен, выказывает подлинную заботу о подчиненных.

3. Лидерство, основанное на вовлечении подчинённых в принятие решений. Лидер просит у подчинённых совета и учитывает их, однако решение принимает сам.

4. Лидерство, ориентированное на достижения. Лидер ставит перед подчиненными сложные задачи и демонстрирует уверенность, что они смогут их разрешить и сработать эффективно.

Поведение лидера будет приемлемо для подчиненных при условии, что подчиненные рассматривают такое поведение, как непосредственный источник удовлетворения или как инструмент для будущего удовлетворения.

Теория лидерских черт Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теория лидерских черт определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Если специфические черты - главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос - главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

Теория лидерских черт

Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теория лидерских черт определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей.

Если специфические черты - главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос - главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: 1) управление вниманием - способность так представить сущность результата, цели, направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей; 2) управление значением - способность так передать значение созданного образа, идеи, видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; 3) управление доверием - способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; 4) управление собой - способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием - способность так представить сущность результата, цели, направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением - способность так передать значение созданного образа, идеи, видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием - способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой - способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Вернемся к вопросу о том, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

Вернемся к вопросу о том, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами?

Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

Черты являющиеся важными для лидера: 1. Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике, главным образом, через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило практическое подтверждение связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации. 2. Изучение интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными. Результаты говорят о том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у других людей. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.

Черты являющиеся важными для лидера:

1. Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике, главным образом, через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило практическое подтверждение связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации.

2. Изучение интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными. Результаты говорят о том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у других людей. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.

Черты являющиеся важными для лидера: 3. Личностные деловые качества носят в большей степени характер, приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в общественной организации, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Черты являющиеся важными для лидера:

3. Личностные деловые качества носят в большей степени характер, приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.

Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в общественной организации, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Теория стиля  Теория стиля предполагает, что члены команды будут работать лучше на лидеров, которые используют определенные стили лидерства. Такой вывод можно сделать из убеждения, что основной мотивацией для работы является самореализация каждого из членов команды.

Теория стиля

Теория стиля предполагает, что члены команды будут работать лучше на лидеров, которые используют определенные стили лидерства. Такой вывод можно сделать из убеждения, что основной мотивацией для работы является самореализация каждого из членов команды.

Авторитарный (нацеленный на задачу) лидер  Большое внимание работе, но слабая забота о людях. Люди, соответствующие этой оценке, сильно ориентированы на задачу и не обращают внимания на членов команды (диктаторы). В этом случае практически нет или есть мало места для взаимодействия и сотрудничества. Сильно ориентированные на задачу лидеры очень строго соблюдают планы и хотят, чтобы люди делали то, что им говорят, без каких-либо вопросов и обсуждений. И когда дела идут неважно, имеют обыкновение сосредотачивать свое внимание на тех, кто критикует, а не направляют все свои силы на недостатки и меры борьбы с ними. Они также обычно нетерпимы к тому, с чем не согласны.

Авторитарный (нацеленный на задачу) лидер

Большое внимание работе, но слабая забота о людях. Люди, соответствующие этой оценке, сильно ориентированы на задачу и не обращают внимания на членов команды (диктаторы). В этом случае практически нет или есть мало места для взаимодействия и сотрудничества. Сильно ориентированные на задачу лидеры очень строго соблюдают планы и хотят, чтобы люди делали то, что им говорят, без каких-либо вопросов и обсуждений. И когда дела идут неважно, имеют обыкновение сосредотачивать свое внимание на тех, кто критикует, а не направляют все свои силы на недостатки и меры борьбы с ними. Они также обычно нетерпимы к тому, с чем не согласны.

Командный лидер  Большое внимание к работе и людям. Лидеры такого типа руководят посредством положительного примера. Командные лидеры стремятся стимулировать обстановку, в которой все члены группы могут достичь максимума своих потенциальных возможностей, и как члены группы, и как индивидуальности. Они побуждают группу максимально эффективно бороться за групповые цели, при этом неустанно работая над упрочением связей между различными членами группы. Они создают самые продуктивные группы и руководят ими. «Мягкий» лидер  Мало внимания производству и много внимания людям. Эти лидеры используют власть для поддержания дисциплины и стимулирования членов группы на достижение целей группы. Они практически не способны к дисциплинарным взысканиям. Эта неспособность проистекает из боязни лидера, что такие меры поставят под угрозу его взаимоотношения с членами группы.

Командный лидер

Большое внимание к работе и людям. Лидеры такого типа руководят посредством положительного примера. Командные лидеры стремятся стимулировать обстановку, в которой все члены группы могут достичь максимума своих потенциальных возможностей, и как члены группы, и как индивидуальности. Они побуждают группу максимально эффективно бороться за групповые цели, при этом неустанно работая над упрочением связей между различными членами группы. Они создают самые продуктивные группы и руководят ими.

«Мягкий» лидер

Мало внимания производству и много внимания людям. Эти лидеры используют власть для поддержания дисциплины и стимулирования членов группы на достижение целей группы. Они практически не способны к дисциплинарным взысканиям. Эта неспособность проистекает из боязни лидера, что такие меры поставят под угрозу его взаимоотношения с членами группы.

Теория «Соответствия целей и средств», определяет следующие четыре основных стиля лидерства:   Распорядительный: эти лидеры держат все под контролем и четко представляют себе, каких действий они хотят от членов команды. Они не принимают во внимание аргументы или предложения группы.  Кураторский: стиль лидера-куратора более открытый. Он просит делать предложения и рассматривает их, принимает большую часть решений и тщательно руководит членами команды. Такой стиль подходит для развивающейся группы. Поддерживающий: эти лидеры побуждают группу принимать большую часть оперативных решений. Они тщательно контролируют и оказывают поддержку. Такой стиль подходит для совершенствующейся группы, которой пока не хватает уверенности. Делегирующий: этот лидер позволяет команде принимать собственные решения. Такие лидеры выступают в роли наблюдателя, в случае необходимости, готовы помочь. Этот стиль отлично подходит для опытных специалистов.

Теория «Соответствия целей и средств», определяет следующие четыре основных стиля лидерства:

Распорядительный: эти лидеры держат все под контролем и четко представляют себе, каких действий они хотят от членов команды. Они не принимают во внимание аргументы или предложения группы.

Кураторский: стиль лидера-куратора более открытый. Он просит делать предложения и рассматривает их, принимает большую часть решений и тщательно руководит членами команды. Такой стиль подходит для развивающейся группы.

Поддерживающий: эти лидеры побуждают группу принимать большую часть оперативных решений. Они тщательно контролируют и оказывают поддержку. Такой стиль подходит для совершенствующейся группы, которой пока не хватает уверенности.

Делегирующий: этот лидер позволяет команде принимать собственные решения. Такие лидеры выступают в роли наблюдателя, в случае необходимости, готовы помочь. Этот стиль отлично подходит для опытных специалистов.

Теория «обстоятельств» Эта теория - это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Считается, что когда ситуация благоприятна для лидера, лучше всего работает поддерживающий стиль. Теория обстоятельств признает также, что в результате кризиса или важного события человек может оказаться на высоте положения, которое раскрывает исключительные лидерские качества у обычного человека (это - «Теория великих событий»).

Теория «обстоятельств»

Эта теория - это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Считается, что когда ситуация благоприятна для лидера, лучше всего работает поддерживающий стиль.

Теория обстоятельств признает также, что в результате кризиса или важного события человек может оказаться на высоте положения, которое раскрывает исключительные лидерские качества у обычного человека (это - «Теория великих событий»).

Творческое задание. Написать эссе на тему «Лидерские качества и путь к успеху». Эссе необходимо отправить на электронную почту olya.iva@mail.ru

Творческое задание.

Написать эссе на тему «Лидерские качества и путь к успеху».

Эссе необходимо отправить на электронную почту [email protected]

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее