«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Вол­шебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и цело­го; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Цели урока:

Ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Вол­шебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и цело­го; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты 
(предметные)

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Личностные результаты

Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические –владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

Тип урока: урок «усвоения» нового знания.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» часть 2 (Л.Ф.Климанова) УМК «Школа России», карточки.






Ход урока.

I. Орг. момент. Мотивация.

Добрый день ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:


(Слайд 2)


-Добрый день! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

Добрый  день солнцу и птицам!

Добрый день улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится до вечера!

(Н.Красиков)


А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?

(Доброе утро!, Здравствуйте!, Привет!)

Давайте прочитаем это стихотворение хором сначала тихо, потом громко с доброжелательной интонацией.

А какие слова вы говорили , выходя из дома своей маме?


II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

(Слайд 3)


Рассказы учащихся о взаимоотношениях с мамой.



III. Изучение нового учебного материала

1.Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию.


Какие слова мы называем «добрыми», «вежливыми» ?


Какие добрые слова знаете вы? (выставляются карточки со словами на доску)

Здравствуйте, Спасибо, До свидания, Пожалуйста, Спокойной ночи, Доброе утро и т.д.


Учитель:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Прочитайте стихотворение . Вставьте недостающие слова :


(Слайд 4)

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «__________» первым скажу.

(Слайд 5)

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «__________»
Нельзя забывать говорить.

(Слайд6)

Прощаясь, мы все «_____________»
Друг другу всегда говорим,

(Слайд 7)
« ____________» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Читает учитель:

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

2. Определение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»

(Слайд 8)


О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей) Предположите, какое из этих слов будет темой нашего урока.


Постарайтесь  по заголовку предположить  жанр произведения. Рассказ или сказка?(карточки на доске )


Рассмотрите иллюстрацию из произведения.  Кого вы видите? Предположите, кто  будет героями произведения?

 (старик, старичок, дедушка и мальчик )


3. Работа по теме урока.

(Слайд 9)

Словарная работа

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.


  1. Чтение рассказа с остановками.

(Слайд 10)

а) чтение первой части– до слов («Он вскочил побежал домой»).

б) работа по 1 части:

- о чём вы узнали из 1 части;

- Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он?  (грубый, невоспитанный)

Докажите словами из текста.( Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком)

- Найдите в тексте, как выглядел старичок.

-Кого он вам напомнил? (Волшебник, маг, чародей)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

в) как можно озаглавить 1 часть. (Разговор со стариком)


-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.


2. чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).


- Как можно озаглавить 2 часть. («Пожалуйста»).).


3. Чтение рассказа до конца.

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения?


- Как можно озаглавить 3 часть. (Помогло! Помогло!)

4. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста». (Слайд 11)


- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!


- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!


5. Работа над образом героя. Слайд 12

- Кто главный герой рассказа?

- Каким мы его увидели вначале рассказа?

- Каким мы видим его в конце рассказа?

- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

говорил тихим голосом,

смотрел в глаза,

думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости,

прошептал,

глядя в глаза,

прислушивался,

сидел тихо,

положил руку на плечо,

попросил тихо


IV. . Этап закрепления новых знаний

Понравилось ли вам произведение? 
Вспомните, перед чтением мы предполагали  жанр произведения, так что это рассказ или сказка?

Почему рассказ? Докажите…

 (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии), 

Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство?

 Почему автор так озаглавила рассказ?

Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник)

Действительно ли старичок оказался волшебником?  (Это простой человек)


V Включение в систему знаний и повторений. (Слайд 13)

«Соберите пословицы»

Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению и точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек…. потом – говори.

Сначала думай…..

Вырасти вырос …….. добру и учит.

Век живи………. а ума не вынес.

век учись.

- Какая пословица подходит к рассказу.

Добрый человек, добру и учит.

- Так какова главная мысль рассказа?

Слово «Пожалуйста» Читает учитель

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “Пожалуйста”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.

4. Итог урока.

- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).


VI. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам написать на лепестке любое вежливое слово, которое вы употребляете в своей жизни, а если вам трудно говорить вежливые слова оставьте лепесток пустым. (Составляем цветок на доске).


- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали! (Слайд 14)


VII. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее