Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс
Цели урока:
Ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты
(предметные)
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему; составлять короткий рассказ на предложенную тему.
Личностные результаты
Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические –владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.
Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания
Тип урока: урок «усвоения» нового знания.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литературное чтение» часть 2 (Л.Ф.Климанова) УМК «Школа России», карточки.
Ход урока.
I. Орг. момент. Мотивация.
Добрый день ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:
(Слайд 2)
-Добрый день! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера!
(Н.Красиков)
А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
(Доброе утро!, Здравствуйте!, Привет!)
Давайте прочитаем это стихотворение хором сначала тихо, потом громко с доброжелательной интонацией.
А какие слова вы говорили , выходя из дома своей маме?
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
(Слайд 3)
Рассказы учащихся о взаимоотношениях с мамой.
III. Изучение нового учебного материала
1.Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию.
Какие слова мы называем «добрыми», «вежливыми» ?
Какие добрые слова знаете вы? (выставляются карточки со словами на доску)
Здравствуйте, Спасибо, До свидания, Пожалуйста, Спокойной ночи, Доброе утро и т.д.
Учитель:
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Прочитайте стихотворение . Вставьте недостающие слова :
(Слайд 4)
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «__________» первым скажу.
(Слайд 5)
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «__________»
Нельзя забывать говорить.
(Слайд6)
Прощаясь, мы все «_____________»
Друг другу всегда говорим,
(Слайд 7)
« ____________» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Читает учитель:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
2. Определение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»
(Слайд 8)
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей) Предположите, какое из этих слов будет темой нашего урока.
Постарайтесь по заголовку предположить жанр произведения. Рассказ или сказка?(карточки на доске )
Рассмотрите иллюстрацию из произведения. Кого вы видите? Предположите, кто будет героями произведения?
(старик, старичок, дедушка и мальчик )
3. Работа по теме урока.
(Слайд 9)
Словарная работа
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
Чтение рассказа с остановками.
(Слайд 10)
а) чтение первой части– до слов («Он вскочил побежал домой»).
б) работа по 1 части:
- о чём вы узнали из 1 части;
- Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он? (грубый, невоспитанный)
Докажите словами из текста.( Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком)
- Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебник, маг, чародей)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
в) как можно озаглавить 1 часть. (Разговор со стариком)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
2. чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
- Как можно озаглавить 2 часть. («Пожалуйста»).).
3. Чтение рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения?
- Как можно озаглавить 3 часть. (Помогло! Помогло!)
4. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста». (Слайд 11)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
5. Работа над образом героя. Слайд 12
- Кто главный герой рассказа?
- Каким мы его увидели вначале рассказа?
- Каким мы видим его в конце рассказа?
- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
IV. . Этап закрепления новых знаний
Понравилось ли вам произведение?
Вспомните, перед чтением мы предполагали жанр произведения, так что это рассказ или сказка?
Почему рассказ? Докажите…
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии),
Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство?
Почему автор так озаглавила рассказ?
Вспомните, как Павлик называл старичка? (Волшебник)
Действительно ли старичок оказался волшебником? (Это простой человек)
V Включение в систему знаний и повторений. (Слайд 13)
«Соберите пословицы»
Перед вами конверты, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению и точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек…. потом – говори.
Сначала думай…..
Вырасти вырос …….. добру и учит.
Век живи………. а ума не вынес.
век учись.
- Какая пословица подходит к рассказу.
Добрый человек, добру и учит.
- Так какова главная мысль рассказа?
Слово «Пожалуйста» Читает учитель
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “Пожалуйста”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.
4. Итог урока.
- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).
VI. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам написать на лепестке любое вежливое слово, которое вы употребляете в своей жизни, а если вам трудно говорить вежливые слова оставьте лепесток пустым. (Составляем цветок на доске).
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали! (Слайд 14)
VII. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».