Тема урока
«Прибавление суммы к сумме» 1 класс
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со способами прибавления суммы к сумме; учить применять правило прибавления суммы к сумме; продолжить формирование умений решать задачи; развивать речевые умения, логическое мышление.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), проверять по образцу.
Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.
Сценарий урока
I. Этап мотивации
Слайд 2.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь друг другу, повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
II. Актуализация знаний
Игра «Шифровальщик»
На столах конверты с заданием.
Учитель. Вы будете работать в парах. Задание в конверте. Вы должны вместе решить выражение и записать рядом ответ. Когда все выражения будут сосчитаны, необходимо в таблицу вписать ответы в порядке убывания и под ответом записать букву. У вас получится слово.
Учитель. Прежде чем вы начнете выполнять задание, вспомним правила работы в парах.
- Какие правила вы знаете. Прочтем те правила, которые вы не называли.
Слайд 3.
Учитель. Приступайте к работе.
9 - 5 = ____ ь
10 + 5 = ____ е
3 + 6 = ___ т
10 + 4 = ___ с
10 + 8 = ___ д
10 + 3 = ___ я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какое из предложенных выражений лишнее? Почему? (9-5, т.к. это разность, а все остальные суммы)
- В каком порядке вы располагали ответы? (убывания)
- Что значит в порядке «убывания»? (От самого большого числа до самого маленького)
- Проверим ваши ответы.
Слайд 4.
18 | 15 | 14 | 13 | 9 | 4 |
д | е | с | я | т | ь |
- Какое слово получилось?
Слайд 5
Нуль встаёт за единицей –
Цифра 10 на странице.
Учитель. Прочтите стихотворение об этом числе.
- Что можете рассказать об этом числе?
Ученик. У человека ДЕСЯТЬ пальцев на обеих руках. Именно это послужило причиной создания десятичной системы счисления. ДЕСЯТЬ – это наименьшее многозначное число.
Число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел.
Слайд 6
В библии десять заповедей.
В международных (стоклеточных) шашках размер доски 10×10 клеток.
Слайд 6
Червонец – денежная единица в Российской империи и СССР. Червонцами, начиная с начала XX века, традиционно называют банкноты номиналом в ДЕСЯТЬ единиц.
Слайд 6
Счетная единица, равная десяти одинаковым предметам. Например, – ДЕСЯТОК ЯИЦ.
Прыжки в воду – один из водных видов спорта. Самая большая высота, с которой совершаются эти прыжки – 10 метров.
Слайд 6
2) Состав числа 10.
Учитель. Давайте вспомним состав числа 10? (таблица)
Слайд 7
- Где могут пригодиться вам эти знания? Для чего нам необходимо знать состав числа?
(Ответы учащихся)
Учитель. Давайте проверим, как вы умеете решать задачи.
Учитель читает текст задачи. Дети работают в паре и называют ответ
.
Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько всего ж всего по дорожке лесной
Торопятся в школу зайчишек зимой? (10)
- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.
Слайд 8.
Пошла курица гулять, собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди, три остались позади.
Беспокоится их мать и не может сосчитать.
Сосчитайте - ка, ребята, сколько было там цыпляток. (10)
- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.
Слайд 8.
Мы на елке веселились и плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз нам подарочки принес.
Дал большущие пакеты, в них же вкусные предметы.
Стал пакеты я вскрывать, содержимое считать:
2 конфеты в бумажках синих, 5 орехов рядом с ними,
Груша с яблоком, 1 золотистый мандарин.
Все лежит в пакете этом, сосчитайте все предметы.
Ответ: 2+5+1+1+1=10.
- О ком я прочитала вам задачу? Назовите ответ. Проверим на слайде.
Слайд 8.
III. Фиксация затруднения в пробном действии
Учитель. Я раздала вам листы с заданием, которое необходимо выполнить, работая в группах. Рассмотрите выражения. Найдите их значение. Запишите ответ на листке и прикрепите к доске.
(5+6) +4 =
8 +(2+5) =
(6 + 2) + (4 + 3) =
Проверка (листы на доске)
- Рассмотрите результаты работы.
- Почему не все группы нашли значение выражений? (Ответы детей)
- Какие выражения решили легко? Почему вы смогли их решить? (Такие выражения решали)
- Какие знания вам помогли справиться с заданием? (Прибавление числа к сумме, прибавление суммы к числу)
- В чем была трудность? (Не умеем прибавлять две суммы)
- Какова цель урока?
- Чему должны научиться на уроке? (вспомнить сумма, прибавление, прибавлять две суммы)
- Прочтите название темы в учебнике стр. 56.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(на доске тарелки с фруктами)
Желтые яблоки – 6 Желтые груши - 3
Зеленые яблоки –4 Зеленые груши - 2
- Что вы видите на доске? (тарелки с яблоками, грушами) Как одним словом назвать изображенные предметы? (Фрукты)
- По какому признаку разложили фрукты в тарелки? (по цвету и по форме)
- Составьте различные вопросы к этому рисунку. Подвести к ответу. (Сколько всего фруктов на 4 тарелках)
Миша ответил на этот вопрос так. Появляется Слайд 9.
(6+3) + (4+2)
- Прочтите выражение грамотно.
- По какому признаку Миша складывал числа? (по цвету). Как он находил количество всех фруктов? Объяснение. Миша нашел количество зеленых фруктов (6+3), а потом нашел количество желтых фруктов (4+2). Потом сложил полученные результаты.
Маша посчитала так. Слайд 9.
(6+4)+(3+2)
- Прочтите математическое выражение.
- По какому признаку считала Маша? (по виду фруктов). Как Маша находила количество всех фруктов? Объяснение. Маша нашла количество яблок (6+4), затем нашла количество груш (3+2). Потом сложила полученные результаты.
- Почему суммы оказались равными? Чей способ нравится больше? Почему?
- Как удобнее прибавить сумму к сумме? (сначала дополнить до 10, потом оставшиеся числа)
- Вспомните, по какому признаку складывали фрукты Миша и Маша? Как вы считаете, важен ли признак при ответе на вопрос? Нужно ли ориентироваться на признаки? Хорошо.
- Вернемся к выражению. Появляется выражение. Слайд 10.
(6+2)+(4+3)
- Как будем решать это выражение? По какому признаку решим это выражение? Важен ли признак при решении? (не важен)
- Почему эти суммы равны? Объясни.
- Чей способ тебе нравится больше? Почему так считаете?
- Сделаем вывод? (Чтобы сложить суммы, мы должны число дополнить до 10., сначала прибавить первые слагаемые, а потом вторые)
- Теперь смогли бы решить выражение? Каким способом?
V. Физминутка.
VI. Реализация построенного проекта
1) Работа в печатной тетради
Откройте тетрадь стр. 76, № 1 (комментирование)
- Прочтите выражение. Каким способом будем его выполнять? Почему?
- Выполним 2 выражения, используя новый прием.
Комментирование по цепочке
2) Работа в учебнике
- Откройте учебник на стр. 56, № 2
- Прочтите запись слева. Выбери справа ту запись, которая показывает удобный способ решения этого выражения.
- Почему выбрали этот способ? Как складываем две суммы?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Откройте тетрадь стр. 76, № 3
- Рассмотрите выражения в первом столбике, рассмотрите во втором.
- Какое задание могли бы предложить? Прочтем его.
- Выполните самостоятельно. Сверьте результат с образцом. Слайд 11.
- Оцените свою работу. (Зеленый кружок – все верно, желтый – одна ошибка, красный кружок – две ошибки)
VIII. Рефлексия
- Какова была цель урока? Достигли мы поставленной цели? Что вам на уроке показалось интересным? Какие возникли трудности?
На столах у школьников лежат рисунки солнышка.
- Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас настроение. Пока дети рисуют, читаю стихотворение.
- Послушайте стихотворение еще раз и поднимите солнышко на те строчки, которыми вы оцените свою работу.
Урок полезен. Все понятно.
Лишь кое – что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все таки учиться.
Слайд 12.
Урок окончен. Спасибо.
Литература
1. Чекин А. Л. «Математика. 1 класс» М.: Академкнига/Учебник, 2012 г
2. Захарова О. А., Юдина Е. П. «Рабочие тетради для самостоятельной работы по математике»
М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
3. Чуракова Р.Г. «Математика. Поурочное планирование , 1 класс»
4. Ипатова Е. Е., Афонина А. В. «Поурочные разработки по математике 1 класс»,
М.: Издательство «Вако», 2011г.
5. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. «Деятельностный метод обучения 1-4 классы», Издательство «Волгоград», 2010 г.
6. Картинка. Солнышко.
http://raznoknizhka.com/uploads/taginator/Small-Jul-2012/raskraska-solnyshko.jpg