«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тема: "Слова-антонимы"

Открытый урок на тему "Слова-антонимы"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Слова, противоположные по значению (слова «неприятели»).

Цели:

  1. учить составлять антонимичные пары;

  2. развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач;

  3. расширять и обогащать словарный запас путем введения в речь слов антонимов («неприятелей»);

  4. закреплять пространственную ориентировку «право» «лево».


Оборудование:

тетради, ручки, карандаши, дидактический картинный материал «Антонимы», дидактический материал «Аквариум», мяч, предметные картинки- тигр, котенок


Ход занятия

  1. Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде:

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Логическое задание: детям предлагается внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи.

Задача 1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

Задача 2. У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

  1. Вспомнить слова –«приятели» (синонимы).

Детям зачитываются двустишия со словами «приятелями». Дети должны найти и назвать эти слова.

1. Мы БЕГАЕМ, НОСИМСЯ, часто ЛЕТИМ,

«Притормозиться» никак не хотим.

2. Будешь ТОРОПИТЬСЯ и СПЕШИТЬ

Этим часто можно насмешить.

3. Зимою ХОЛОД, СТУЖА и МОРОЗ.

Как думаешь, кто это нам принес?

  1. Объявление темы.

Сегодня мы будем знакомиться со словами, которые имеют противоположное значение (например, холодный – горячий). Такие слова называются – «неприятели» (антонимы).

Стихотворение

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

  1. Рассмотреть картинки. Описать предметы

ТИГР


КОТЁНОК


большой


маленький




злой


добрый




сильный


слабый




дикий


домашний


  1. Игра «Найди пару»

Необходимо найти слова «неприятели». Составь антонимичные пары:

друг

зима

плакать

молчать

лето

день

говорить

найти

работа

враг

потерять

провожать

ночь

отдых

встречать

смеяться





ясный

трусливый



старый

мелкий



храбрый

новый



глубокий

пасмурный




  1. Физкультминутка.

Любопытная Варвара

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит

вправо,

(Делают повороты головы влево, вправо)

А потом вперед,

Тут немного отдохнет,

Шея не напряжена,

а расслаблена.

(Делают расслабленный наклон головы вперед)

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех,

(Поднимают голову вверх)

Возвращается обратно,

Расслабление приятно,

(Делают расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена,

а расслаблена.


(Голову держат прямо)


  1. Задание «Аквариум» (отработка пространственной ориентировки «право» – «лево»-рыбки, плывущие направо-красным цветом, налево- желтым).

  2. Упражнение «Найди картинки со словами «неприятелями». Дидактическое пособие «Антонимы»

  3. Игра «Наоборот» (с мячом).


вагон

первый

река

глубокая







мост

узкий

задача

лёгкая







дом

высокий

сестра

старшая







ведро

полное

журнал

новый








день

солнечный

клоун

весёлый







человек

сильный

книга

толстая




  1. Исправь ошибки в предложениях, где нужно ( карточки)

Слон маленький, а комар большой.

Дерево низкое, а куст высокий.

Камень легкий, а пух тяжёлый.

Днем темно, а ночью светло.

Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

Дедушка молодой, а внук старый.

Заяц ползёт, а черепаха бежит.

  1. Дополнить недостающий антоним в стихотворении.

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу тебе я слово «Трус!»

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец!»

  1. Отгадать загадки:

Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня «прохлада».

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж «ночь».

Я антоним к слову «лето».

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я «зима».

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех, –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это «плач».

Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар, и – молод.

Меня любит детвора,

Называюсь я «жара».

Я антоним «шума», «стука»,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь я «тишина».


  1. Итог.

О каких словах мы сегодня говорили? Как они называются?

Какие задания понравились? Какое настроение?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее