Тема: Слова, противоположные по значению (слова – «неприятели»).
Цели:
учить составлять антонимичные пары;
развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач;
расширять и обогащать словарный запас путем введения в речь слов антонимов («неприятелей»);
закреплять пространственную ориентировку «право» – «лево».
Оборудование:
тетради, ручки, карандаши, дидактический картинный материал «Антонимы», дидактический материал «Аквариум», мяч, предметные картинки- тигр, котенок
Ход занятия
Оргмомент.
Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Логическое задание: детям предлагается внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи.
Задача 1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
Задача 2. У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
Вспомнить слова –«приятели» (синонимы).
Детям зачитываются двустишия со словами «приятелями». Дети должны найти и назвать эти слова.
1. Мы БЕГАЕМ, НОСИМСЯ, часто ЛЕТИМ,
«Притормозиться» никак не хотим.
2. Будешь ТОРОПИТЬСЯ и СПЕШИТЬ –
Этим часто можно насмешить.
3. Зимою ХОЛОД, СТУЖА и МОРОЗ.
Как думаешь, кто это нам принес?
Объявление темы.
Сегодня мы будем знакомиться со словами, которые имеют противоположное значение (например, холодный – горячий). Такие слова называются – «неприятели» (антонимы).
Стихотворение
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Рассмотреть картинки. Описать предметы
ТИГР | | КОТЁНОК |
большой |
| маленький |
|
|
|
злой |
| добрый |
|
|
|
сильный |
| слабый |
|
|
|
дикий |
| домашний |
Игра «Найди пару»
Необходимо найти слова «неприятели». Составь антонимичные пары:
друг | зима | плакать | молчать |
лето | день | говорить | найти |
работа | враг | потерять | провожать |
ночь | отдых | встречать | смеяться |
|
|
|
|
ясный | трусливый |
|
|
старый | мелкий |
|
|
храбрый | новый |
|
|
глубокий | пасмурный |
|
|
Физкультминутка.
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, | (Делают повороты головы влево, вправо) |
А потом вперед, Тут немного отдохнет, Шея не напряжена, а расслаблена. | (Делают расслабленный наклон головы вперед) |
А Варвара смотрит вверх, Выше всех и дальше всех, | (Поднимают голову вверх) |
Возвращается обратно, Расслабление приятно, | (Делают расслабленный наклон головы вперед) |
Шея не напряжена, а расслаблена. | (Голову держат прямо) |
Задание «Аквариум» (отработка пространственной ориентировки «право» – «лево»-рыбки, плывущие направо-красным цветом, налево- желтым).
Упражнение «Найди картинки со словами «неприятелями». Дидактическое пособие «Антонимы»
Игра «Наоборот» (с мячом).
вагон | первый | река | глубокая |
|
| ||
|
|
|
|
мост | узкий | задача | лёгкая |
|
| ||
|
|
|
|
дом | высокий | сестра | старшая |
|
| ||
|
|
|
|
ведро | полное | журнал | новый |
|
| ||
|
|
|
|
день | солнечный | клоун | весёлый |
|
| ||
|
|
|
|
человек | сильный | книга | толстая |
|
|
Исправь ошибки в предложениях, где нужно ( карточки)
Слон маленький, а комар большой.
Дерево низкое, а куст высокий.
Камень легкий, а пух тяжёлый.
Днем темно, а ночью светло.
Буратино грустный, а Пьеро весёлый.
Дедушка молодой, а внук старый.
Заяц ползёт, а черепаха бежит.
Дополнить недостающий антоним в стихотворении.
Скажу я слово: «Высоко!»
А ты ответишь: «Низко!»
Скажу я слово: «Далеко!»
А ты ответишь: «Близко!»
Скажу тебе я слово «Трус!»
Ответишь ты: «Храбрец!»
Теперь «Начало» я скажу,
Ну, отвечай: «Конец!»
Отгадать загадки:
Я антоним к слову «зной». Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня «прохлада». | Я антоним к слову «день». Всем давно трудиться лень, И игрушки тоже прочь, Спать пора, пришла уж «ночь». |
Я антоним к слову «лето». В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому, что я «зима». | Я антоним к слову «смех». Не от радости, утех, – Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это «плач». |
Я антоним к слову «холод». В речке все – и стар, и – молод. Меня любит детвора, Называюсь я «жара». | Я антоним «шума», «стука», Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь я «тишина». |
Итог.
О каких словах мы сегодня говорили? Как они называются?
Какие задания понравились? Какое настроение?