«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема: Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон умеренных поясов.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.
  • метапредметные– Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов, способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы, развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
  • Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект по географии в 5 классе.

Тема: Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон умеренных поясов.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

  • метапредметные– Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов, способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы, развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

  • Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать  уважительное  отношения к России, родному краю.

Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп.

Образовательные ресурсы: учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012,карта природных зон, энциклопедии, атласы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.ПРОВЕРКА Д/З

2.1. Дневник погоды

2.2.Проверка заполнения таблицы

Соотнести: живой организм – природная зона-приспособленность.

Задание 1.. Найдите соответствие:

а) экваториальный лес; 1)баобаб, эвкалипты, жирафы;

б) саванны: 2);верблюжья колючка, саксаул, шакалы;

г) тропическая пустыня; 4)лианы, многоярусные леса,гориллы.


Актуализация опорных знаний.

В каком тепловом поясе мы были с вами на прошлом уроке?

Какие природные сообщества  там располагаются?

Игра «Рассели жителей по домам»  Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

 2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.


Этап 2. Формирование темы цель урока.

А чтобы тему урока узнать,

 Загадку нам надо сейчас отгадать.

Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.

 Места всем хватает в нём.

 И бельчонку, и зайчонку,

 И зубастому волчонку.

-Какие леса бывают? ( Лиственные, хвойные)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!     (связать с местом проживания)

Итак, сегодня мы будем исследовать  леса и степи.

А чем прежде всего  отличаются  леса и степи? ( Растениями  и животными)

Загляните в карту. В каком тепловом поясе  находятся леса и степи?

А теперь сформулируем тему урока.

На слайде: Растительный , умеренных , животный ,и,  поясов, мир.

Что в стихотворении вас навело на эту мысль?



Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).

Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление

2. Как объясняют данное явление законы природы

3. В каком тепловом поясе происходит событие?

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте. Формулировка целей:

- Что бы Вы хотели узнать на этом уроке?

- Чему научиться?

-Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах?

Давайте вспомним главные особенности умеренного пояса.

В каком направлении становится холоднее?

А поэтому как будут распределяться природные пояса?

1)  Групповая работа.

Свои экспедиционные исследования  мы проведем по группам.  Каждая     группа  получает кейс  с заданиями   Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин.

I группа           Степи

II  группа       Лиственные леса

III группа          Тайга

Где мы можем найти решение проблемы?

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне,  являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

5. От чего  зависит распространение и многообразие  животного и растительного мира разных природных зон?

Заполните таблицу:


Природная зона


Особенности природы данной природной зоны.


Растения

Животные








IV. Закрепление нового материала

4.1.Проверка заполнения таблицы

1.Назовите природную зону.

2. Перечислите особенности природы данной природной зоны.

3.Назовите типичных представителей растений.

4. Назовите типичных представителей животных.


Домашнее задание.


Изучить параграф 22. Ответить на вопросы.

Выполнить задания по школе географа-следопыта.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Выполнили мы поставленные цели?

- Что вам понравилось больше всего?

- О чем расскажете дома?





















Кейс с заданиями


Лес из хвойных деревьев называют тайгой. 

Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.
Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения. 

Тайга — самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Её ширина в европейской части достигает 800 километров.

Тайга производит основную массу свободного кислорода.

Флора: Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи).

Фауна: Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры. Многочисленны и широко распространены: бурый медведь, рысь, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка и др.











Смешанные и широколиственные леса

Южная тайга в Европейской части России сменяется смешанными лесами. Зона смешанных и широколиственных лесов имеет вид треугольника, основанием лежащего у западных границ страны, вершиной же упирающегося в Уральские горы. Климат умеренно тёплый, довольно влажный; продолжительное, тёплое лето, мягкая зима (в европейской части зоны);

Флора: дуб, буковые леса ,берёза, ясень, распространены ягоды и грибы.

Фауна: очень схожа с животным миром тайги…




















Степи и лесостепи:

В Евразии лесостепи протягиваются сплошной полосой с запада на восток от восточных предгорий Карпат до Алтая. Западнее и восточнее этой полосы непрерывное простирание лесостепи нарушено влиянием гор. Степи – более или менее ровные сухие безлесные пространства, покрытые обильной травянистой растительностью. Пространства ровные и безлесные, но влажные, не называются степью. Они образуют или болотистые луга, или, на дальнем севере – тундры.

Фауна: в лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось).флора: характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в европейской части России



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее