«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тема милосердия в рассказе Д.Б. Лапицкого "За углом"

Конспект урока для внеклассного урока по литературе. Воспитывает чувство милосердия, ответсвенности на основе рассказа современного уфимского прозаика Дениса Бронеславовича Лапицкого.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Тема милосердия в рассказе Д. Б. Лапицкого « За углом»»

Цели:

Образовательные:

-Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к рассказам Д. Б. Лапицкого;

-Раскрыть идейно-художественное содержание рассказа «За углом»;

- Познакомить с понятием «фантастика»;

-Повторить приемы художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение;

Развивающие:

- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

-Развивать умение видеть многое в малом;

- Развивать логическое и образное мышление.

Воспитательные:

- Прививать интерес к литературе;

- Воспитывать понимание ценности дружбы;

- Формировать нравственное воспитание учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: сформировать целостную систему знаний по теме; определить уровень усвоения знаний по теме.

Личностные: учить элементарно оценивать собственные ответы на основе знания текста.

Метапредметные: учить формулировать устные ответы, дополнять ответы других учеников; опираться в ответах на имеющиеся знания; сопоставлять сказку с ее интерпретациями в других видах искусства.


Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи; установление причинно-следственных связей; умение делать выводы; систематизация собственных знаний; извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; приобретение умений использовать научные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Личностные УУД: приобретение новых знаний, умений и навыков; осознание своих трудностей; стремление к их преодолению; осознание мотивов учения; проявлении способности к самооценке своих действий; поступков; положительное отношение к учению; осваивание новых видов деятельности; совершенствование уже имеющихся знаний; принятие своих успехов и неуспехов в учении; самоопределение; стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация; развитие моральной готовности противостоять злу; вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей; наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррекция плана работы; контроль учебных действий; самостоятельное планирование учебных действий; оценивание своей работы; осознание недостаточности своих знаний;

Коммуникативные УУД: осуществление совместной деятельности в парах; умение задавать вопросы; формирование собственных мыслей, высказываний; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; построение монологических высказываний; умение отвечать на вопросы; обоснование своей точки зрения; умение разрешать конфликты, принятие решений и их реализация;

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Лапицкий Д. Б  За углом

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. .

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Здороваются с учителем.

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы с вами будем изучать биографию Д. Б. Лапицкого. познакомимся с рассказом «За углом». Ваша задача хорошо уяснить тему. Мы будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о героях рассказа Лапицкого «За углом».

- Какое значение нашли вы в словаре слову «Детство»?

Это прозаик Денис Бронеславович

Денис Бронеславович Лапицкий родился 4 июня 1977 года в Уфе, в обычной рабочей семье. Учился в школе № 42. Уже в школьные годы проявлял творческие способности, писал стенгазеты, делал пробы пера.

После того как Лапицкий окончил школу, он поступил в Башкирский Государственный университет, на исторический факультет. Ему была интересна история, география, археология, поэтому особых трудностей во время учебы в университете он не испытывал.

В 1999г. оканчивает университет и работает в школе учителем истории. Проработал там год.

Однажды его друг, который работал в газете «Истоки» предложил ему написать какой-нибудь рассказ об острой проблеме в современной школе, Денис Бронеславович с удовольствием согласился. Как говорит сам Лапицкий: «что-что, а такого добра, как проблемные темы в школе хватает. Лапицкий написал и его рассказ опубликовали в газете «Истоки». Через некоторое время его позвал к себе главный редактор и предложил ему место корреспондента в газете. Так началась его работа в газете «Истоки» и вместе с этим началась его карьера как писателя. Печатался и печатается он в основном в газете «Истоки», в журнале «Бельские просторы», в литературно – публицистическом журнале «Самиздат».

Проработал в редакции недолго, три года. Затем проработал в пресс-службе Башнефте. Затем вернулся в газету «Истоки», работал заместителем главного редактора, а после и главным редактором. В газете трудился 8 лет. Сейчас Лапицкий работает пресс- службе в крупной компании.

В последние годы Д. Б. Лапицкий начал писать романы в соавторстве с московскими писателями: Игорем Борисенко роман « Вариант. Ангола» и роман «Тени Шаттенбурга», написанный в соавторстве с Д. А. Луженским.

Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

Целеполагание

Лапицкий. Лапицкий пишет небольшие рассказы, в которых можно найти черты и фантастического, и детективного, и авантюрного жанров. В этих небольших рассказах, с помощью фантастических черт, Денис Бронеславович дает нам нравственные уроки, затрагивает самые актуальные проблемы, очень важные для разностороннего развития

личности.

Что такое доброта?



Дружба?









Милосердие













В какие обстоятельства попадают герои Лапицкого?







Как же нам сформулировать тему урока, основываясь на выделенные вами проблемы?


Что такое фантастика?









Давайте, разделим рассказ на части и озаглавим..



























Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение



Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. 



Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; 










В рассказе можно выделить следующие проблемы: равнодушие и доброта, сострадание и невольная жестокость.






Тема милосердия в рассказе Лапицкого.






Это форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной».







  1. Болезнь Мишки и отмена прогулки, игры;

  2. Знакомство с Нытиком;

  3. Знакомство со старшими ребятами и игра в футбол;

  4. Появление Нытика;

  5. Выбор Павлика и провал репутации перед старшими товарищами;

  6. Другой мир;

  7. Голодные дети;

  8. Хлеба просят.


Первичное усвоение новых знаний

Попытаемся подробнее раскрыть функцию каждого из этих эпизодов, ответив на следующие вопросы:



Назовите главного героя рассказа?





Чувства героя, когда старшие ребята позвали его с свою команду? Прочтите этот эпизод.









Правильно ли поступил мальчик, который начал обижать Нытика?

А кто такой Нытик? Найдите его описание в текста.









Кто заступился за мальчика?

Куда же попадают герои рассказа? Какие у вас варианты.



Ребята попадают в прошлое. В 1942 год, время блокады Ленинграда.

Давайте, попробуем доказать это.

Первое, какое время года было, откуда пришли мальчики и какое на месте, куда они попали?

Второе, найдите в тексте описание того, что видим Павлик за окном.











И третье, что отвечает Коля Павлику, когда тот спрашивает, почему только хлеб?

Какой вывод можно сделать о месте?

Правильно!

Переходим к следующему этапу.

Провидите параллель между детьми этого мира с детьми того мира. Каково из взаимоотношение.

А теперь такое задание: напишите характеристику Павлика какой он в начале рассказа, какой в конце.








Главный герой – Павлик.






 Ого! Старшаки его к себе приглашают!.... - Во, молодчик, Пашкец! Мы завтра с пацанами из пятнадцатой школы играем - будешь у нас за нападающего. А то Сема сегодня чего-то жидко выступил, - и Петяй захохотал.







Нет, слабых обижать нельзя.





Мальчишку звали Нытиком, а иногда еще Горбушечником, но редко, - Нытик было короче и удобнее. То есть на самом-то деле, конечно, это было только прозвище, а как мальчишку зовут, Павлик не знал. Да и никто во дворе, наверное, не знал. За те две недели, что прошли после переезда, Павлик видел Нытика почти ежедневно, но только издали. ….

Павлик. За что и был изгнан из команды старших.



В прошлое, в будущее

















Было лето, попали в зиму.







« По извилистой дороге шли двое, покачивались, тянули за собой санки. На санках лежал какой – то сверток: белый, длинный. А вот еще один человек – показался из подъезда и с перерывами, словно делал неимоверно трудную работу, наполнил снегом два ведра. Снова скрылся в подъезде, волоча за собой ведра, будто не имея сил поднять их».



«…мучительно подыскивая нужное слово. -. Про..ходит».






Это зима, время холода и голода.









Дети с другого мира любят и уважают друг друга, помогают. А дети с нашего времени грубые, обижают других, дерутся.



Павлик в начале рассказа не хочет учиться, учительница все время на него жалуется, а в конце он добрый, милосердный, помогает голодным детям.

Первичное закрепление

Попытаемся подробнее раскрыть функцию каждого из этих эпизодов, ответив на следующие вопросы:

Почему Павлик решает помочь Нытику?



- А что такое сострадание? Дайте своё определение.



А что такое милосердие?





Данный рассказ учит быть милосердным? В чем это проявляется?










Ему стало жалко его.



Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.


Да, так как Нытик помогает голодным детям. Павлик сначала помогает нытику, а потом голодным детям

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать Эссе – письменное размышление на заданную тему:

«Что такое милосердие?»


Мы должны написать эссе на одну из заданных тем.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Урок окончен.

До свидания!

Мы узнали, что миниатюра. Познакомились с рассказом «За углом» Лапицкого.


2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее