«Тема милосердия в рассказе Д. Б. Лапицкого « За углом»»
Цели:
Образовательные:
-Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к рассказам Д. Б. Лапицкого;
-Раскрыть идейно-художественное содержание рассказа «За углом»;
- Познакомить с понятием «фантастика»;
-Повторить приемы художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение;
Развивающие:
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
-Развивать умение видеть многое в малом;
- Развивать логическое и образное мышление.
Воспитательные:
- Прививать интерес к литературе;
- Воспитывать понимание ценности дружбы;
- Формировать нравственное воспитание учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: сформировать целостную систему знаний по теме; определить уровень усвоения знаний по теме.
Личностные: учить элементарно оценивать собственные ответы на основе знания текста.
Метапредметные: учить формулировать устные ответы, дополнять ответы других учеников; опираться в ответах на имеющиеся знания; сопоставлять сказку с ее интерпретациями в других видах искусства.
Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи; установление причинно-следственных связей; умение делать выводы; систематизация собственных знаний; извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; приобретение умений использовать научные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Личностные УУД: приобретение новых знаний, умений и навыков; осознание своих трудностей; стремление к их преодолению; осознание мотивов учения; проявлении способности к самооценке своих действий; поступков; положительное отношение к учению; осваивание новых видов деятельности; совершенствование уже имеющихся знаний; принятие своих успехов и неуспехов в учении; самоопределение; стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация; развитие моральной готовности противостоять злу; вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей; наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррекция плана работы; контроль учебных действий; самостоятельное планирование учебных действий; оценивание своей работы; осознание недостаточности своих знаний;
Коммуникативные УУД: осуществление совместной деятельности в парах; умение задавать вопросы; формирование собственных мыслей, высказываний; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; построение монологических высказываний; умение отвечать на вопросы; обоснование своей точки зрения; умение разрешать конфликты, принятие решений и их реализация;
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Лапицкий Д. Б За углом
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, карточки.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Организационный момент | Здравствуйте, садитесь. | Здороваются с учителем. | |
| Мотивация к учебной деятельности | Сегодня мы с вами будем изучать биографию Д. Б. Лапицкого. познакомимся с рассказом «За углом». Ваша задача хорошо уяснить тему. Мы будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | |
| Актуализация знаний | Сегодня на уроке мы поговорим с вами о героях рассказа Лапицкого «За углом». - Какое значение нашли вы в словаре слову «Детство»? Это прозаик Денис Бронеславович Денис Бронеславович Лапицкий родился 4 июня 1977 года в Уфе, в обычной рабочей семье. Учился в школе № 42. Уже в школьные годы проявлял творческие способности, писал стенгазеты, делал пробы пера. После того как Лапицкий окончил школу, он поступил в Башкирский Государственный университет, на исторический факультет. Ему была интересна история, география, археология, поэтому особых трудностей во время учебы в университете он не испытывал. В 1999г. оканчивает университет и работает в школе учителем истории. Проработал там год. Однажды его друг, который работал в газете «Истоки» предложил ему написать какой-нибудь рассказ об острой проблеме в современной школе, Денис Бронеславович с удовольствием согласился. Как говорит сам Лапицкий: «что-что, а такого добра, как проблемные темы в школе хватает. Лапицкий написал и его рассказ опубликовали в газете «Истоки». Через некоторое время его позвал к себе главный редактор и предложил ему место корреспондента в газете. Так началась его работа в газете «Истоки» и вместе с этим началась его карьера как писателя. Печатался и печатается он в основном в газете «Истоки», в журнале «Бельские просторы», в литературно – публицистическом журнале «Самиздат». Проработал в редакции недолго, три года. Затем проработал в пресс-службе Башнефте. Затем вернулся в газету «Истоки», работал заместителем главного редактора, а после и главным редактором. В газете трудился 8 лет. Сейчас Лапицкий работает пресс- службе в крупной компании. В последние годы Д. Б. Лапицкий начал писать романы в соавторстве с московскими писателями: Игорем Борисенко роман « Вариант. Ангола» и роман «Тени Шаттенбурга», написанный в соавторстве с Д. А. Луженским. | Слушают учителя, делают записи в тетрадях. | |
| Целеполагание | Лапицкий. Лапицкий пишет небольшие рассказы, в которых можно найти черты и фантастического, и детективного, и авантюрного жанров. В этих небольших рассказах, с помощью фантастических черт, Денис Бронеславович дает нам нравственные уроки, затрагивает самые актуальные проблемы, очень важные для разностороннего развития личности. Что такое доброта? Дружба? Милосердие В какие обстоятельства попадают герои Лапицкого? Как же нам сформулировать тему урока, основываясь на выделенные вами проблемы? Что такое фантастика? Давайте, разделим рассказ на части и озаглавим.. | Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; В рассказе можно выделить следующие проблемы: равнодушие и доброта, сострадание и невольная жестокость. Тема милосердия в рассказе Лапицкого. Это форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной».
| |
| Первичное усвоение новых знаний | Попытаемся подробнее раскрыть функцию каждого из этих эпизодов, ответив на следующие вопросы: Назовите главного героя рассказа? Чувства героя, когда старшие ребята позвали его с свою команду? Прочтите этот эпизод. Правильно ли поступил мальчик, который начал обижать Нытика? А кто такой Нытик? Найдите его описание в текста. Кто заступился за мальчика? Куда же попадают герои рассказа? Какие у вас варианты. Ребята попадают в прошлое. В 1942 год, время блокады Ленинграда. Давайте, попробуем доказать это. Первое, какое время года было, откуда пришли мальчики и какое на месте, куда они попали? Второе, найдите в тексте описание того, что видим Павлик за окном. И третье, что отвечает Коля Павлику, когда тот спрашивает, почему только хлеб? Какой вывод можно сделать о месте? Правильно! Переходим к следующему этапу. Провидите параллель между детьми этого мира с детьми того мира. Каково из взаимоотношение. А теперь такое задание: напишите характеристику Павлика какой он в начале рассказа, какой в конце. | Главный герой – Павлик. Ого! Старшаки его к себе приглашают!.... - Во, молодчик, Пашкец! Мы завтра с пацанами из пятнадцатой школы играем - будешь у нас за нападающего. А то Сема сегодня чего-то жидко выступил, - и Петяй захохотал. Нет, слабых обижать нельзя. Мальчишку звали Нытиком, а иногда еще Горбушечником, но редко, - Нытик было короче и удобнее. То есть на самом-то деле, конечно, это было только прозвище, а как мальчишку зовут, Павлик не знал. Да и никто во дворе, наверное, не знал. За те две недели, что прошли после переезда, Павлик видел Нытика почти ежедневно, но только издали. …. Павлик. За что и был изгнан из команды старших. В прошлое, в будущее Было лето, попали в зиму. « По извилистой дороге шли двое, покачивались, тянули за собой санки. На санках лежал какой – то сверток: белый, длинный. А вот еще один человек – показался из подъезда и с перерывами, словно делал неимоверно трудную работу, наполнил снегом два ведра. Снова скрылся в подъезде, волоча за собой ведра, будто не имея сил поднять их». «…мучительно подыскивая нужное слово. -. Про..ходит». Это зима, время холода и голода. Дети с другого мира любят и уважают друг друга, помогают. А дети с нашего времени грубые, обижают других, дерутся. Павлик в начале рассказа не хочет учиться, учительница все время на него жалуется, а в конце он добрый, милосердный, помогает голодным детям. | |
| Первичное закрепление | Попытаемся подробнее раскрыть функцию каждого из этих эпизодов, ответив на следующие вопросы: Почему Павлик решает помочь Нытику? - А что такое сострадание? Дайте своё определение. А что такое милосердие? Данный рассказ учит быть милосердным? В чем это проявляется? | Ему стало жалко его. Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям. Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Да, так как Нытик помогает голодным детям. Павлик сначала помогает нытику, а потом голодным детям | |
| Домашнее задание | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать Эссе – письменное размышление на заданную тему: «Что такое милосердие?» | Мы должны написать эссе на одну из заданных тем. | |
| Рефлексия | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Урок окончен. До свидания! | Мы узнали, что миниатюра. Познакомились с рассказом «За углом» Лапицкого. |
2