Описание опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики".
1. Информационный блок
1.1. Тема опыта
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
1.2. Актуальность опыта
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. [4, с.77]
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Ни для кого не секрет, что математика - сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять. А как понять предмет, если он кажется ученику неинтересным. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать.[1,с.3]
1.3. Цель опыта:
- Развивать творческую познавательную активность учащихся на уроках математики.
1.4. Задачи опыта:
- Определить условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.
- Изучить и внедрить в практику методические формы, приёмы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Показать на примере практического материала роль познавательной активности в повышении уровня обученности учащихся по предмету.
1.5. Длительность работы над опытом
По данному направлению работала на протяжении 4 лет.
Работу я начала с изучения психолого-педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников. Познакомилась с опытом педагогов по данной теме. Распределила имеющий дидактический и занимательный материал, наглядность по классам, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Затем этот материал использовала на разных этапах урока.
После каждого урока анализировала эффективность, используемых форм, приемов и методов.
Корректировала материал с учетом особенностей своего класса.
Регулярно пополняла свою педагогическую копилку.
Ежегодно по четвертям проводила мониторинг качества обученности учащихся по предмету.
Подвела итоги, сделала вывод о необходимости развития познавательной активности учащихся, как способе повышения качества образования.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Я считаю, что подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А, следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы[5, с.49].
Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз [5, с.75].
2.2. Описание сути опыта
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности[1, с.8]. Существуют различные пути активизации учебной деятельности:
проблемное изложение материала;
комментированные упражнения;
самостоятельная работа учащихся;
творческая работа детей;
формирование стимулов к учению.
Но можно выделить и другие способы активизации:
Игровые методы.
Занимательность.
Проведение нетрадиционных уроков.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:
неустойчивое внимание,
преобладание наглядно-действенного мышления,
повышенная двигательная активность,
стремление к игровой деятельности,
разнообразие познавательных интересов.
Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка».
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
-фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
-задания с занимательными рамками и магическими квадратами.
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.
Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра «Решето». Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решето».
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
2. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки (Приложение 2). Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. В 1 классе я использую таблицы Н. Петкевич при изучении чисел первого десятка, во 2 и 3 классе «Таблицу умножения учим с увлечением» (Приложение 5). Приглашаю на уроки героев детских сказок – Буратино, Мальвину, Незнайку, Карлсона и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.
Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую ценность на уроке представляют загадки. На различных этапах урока я использую загадки (в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность (Приложение 2).
Детям нравятся нетрадиционные уроки. На мой взгляд, нетрадиционный урок является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок - аукцион, урок-соревнование, урок-эстафета.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.
В 1 классе мною был проведен урок-путешествие по теме: «Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд». Урок проводился в форме воображаемого путешествия (Приложение 1).
2 класс: урок-сказка по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100». На уроке присутствовали сказочные персонажи: Иван-Царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Кощей.
3 класс: интегрированный урок (математика + ЗОЖ) по теме: «Четырехзначные числа. Азбука здоровья» (Приложение 4).
4 класс: урок - игра «Что? Где? Когда?». Класс при этом делится на команды.
Элементы здоровьесберегающих технологий присутствуют на каждом уроке математики. Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
1,2,3,4,5 –
Ни за что нас не поймать.
В последние годы использую на уроках современные интерактивные средства обучения. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток (Приложение 4).
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Необходимо отметить, что этап мотивации увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации организую разнообразные формы познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
На стимулирующих занятиях по математике я использую ЭСО «Математика, 2-4 классы»: красочный, иллюстрированный игровой материал, которого развивает познавательную активность ребят.
Во внеурочное время большую роль в активизации мыслительной деятельности учащихся играет олимпиада. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Классные круглогодичные олимпиады я начинаю проводить со 2 класса (Приложение 3).Ребята участвуют по желанию. В конце каждой четверти подводим итоги, награждаем победителей. Ребята стараются, т.к. знают, что только победители отстаивают честь класса в школьной олимпиаде. Лучшим математикам школьной олимпиады предоставляется возможность достойно представить свою школу в районной олимпиаде. Поэтому мои ученики являются активными участниками и школьной, и районной олимпиады.
2.3. Результативность
Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что используемый мною занимательный и дидактический материал, активные формы, приемы и методы, отобранные с учетом возрастных особенностей учащихся, развивают их творческую мыслительную деятельность на уроке и внеурочное время.
Ученики становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.
Проводимый мониторинг успеваемости по математике показал, что уровень обученности учащихся в 4 классе возрос на 5% в сравнении 3 классом (3 класс - 78%, 4 класс – 83%).
В 2009/2010 учебном году ученица моего класса Давыдова Евгения принимала участие в районной олимпиаде по математике и получила диплом 3 степени. На сегодняшний день она является ученицей районной гимназии.
Ребята участвуют в международном конкурсе «Кенгуру». В 2009/2010 учебном году- 6 учеников, что составило 25%, от количества учащихся класса. В 2012/2013 учебном году – 5 учеников, что составило 27,8 %.
В начале года по заявлению родителей было организовано факультативное занятие «Путешествие в мир занимательной математики». По желанию детей и их родителей второй год организована дополнительная подготовка по предмету «Математика» на платной основе. Занятие посещает 10 учащихся (55%). Учащиеся ждут эти занятия. Им нравится искать ответы на трудные вопросы, доказывать, решать нестандартные задачи, задачи на логику, задачи-шутки и т.д.
О результатах проводимой работы свидетельствуют и итоги анкетирования. На вопрос: «Любите ли вы уроки математики?» утвердительно ответили 14 (77,8%) учащихся.
Если есть познавательный интерес, значит, учащиеся усваивают знания сознательно, творчески.
3. Заключение
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений образовательного процесса в школе.
Я уверена, что развивая интерес к математике, активизируя познавательную активность учащихся, мы решаем задачу повышения качества образования.
Планирую в дальнейшем использовать накопленный материал в работе и пополнять свою педагогическую копилку.
Думаю, что собранный мною материал будет полезен в педагогической практике учителей начальных классов.
По данной теме я выступала на школьном методическом объединении учителей начальных классов, опыт был представлен и на педагогическом совете.
Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.
Список литературы
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя/М.П.Осипова [и др.]: под общ. ред. М.П.Осиповой. – Минск: Народная асвета, 1987.-111с.
2. Волкова, С.И.Развитие познавательных способностей детей на уроках математики/С.И. Волкова, Н.Н. Столярова//Начальная школа. – 1992. - №7,8.- с.27-32.
3. Журавская, Е.В. Активизация познавательной деятельности младших школьников при формировании математических понятий/ Е.В. Журавская//Пачатковая школа. 2008. - №3. – с. 50 – 53.
4. Павловец, Т.Л.Познавательная активность как предмет психолого-педагогических исследований/Т.Л. Павловец//Пачатковае навучанне.-1997.- №2. - с.77-78.
5. Щукина, Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/Г.И. Щукина.- Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.