Технология развития критического мышления в начальных классах
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем».
Конфуций
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего – это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления».
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Также одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно-ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Цель технологии «критическое мышление» – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Технология «Развитие критического мышления» в России появилась в 1997 году. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Для того, чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции. Базовая модель («Вызов – Реализация смысла – Рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приёмов.
Комбинирование приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно.
Приёмы, которые использую в своей работе при построении урока, отражают небольшую часть имеющихся методических разработок в данной области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления. Приведу некоторые из них:
1)ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.Приём осуществляется в несколько этапов.
I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся необходимо систематизировать текст, расположив его в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно научно- популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
2) Мозговая атака.
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
3)Групповая дискуссия.
4)Чтение с остановками и Вопросы Блума – условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- синтез – логическое обобщение полученной информации;
- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
- применение – использование информации как средства для решения проблем.
5) Кластеры.
6) Синквейн.
7) Эссе.
8) Ключевые термины.
9) Перепутанные логические цепочки.
10) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
11) Взаимоопрос
12) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что я узнал нового из текста по данной теме?
На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе.
Примеры фрагментов уроков на стадии вызова:
Урок окружающего мира по теме «Почва»: игра «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица, учитель читает вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка остается пустой до следующего этапа.
Примерные вопросы:
- ветер может разрушить горы?
- опавшие осенью листья вредят почве?
- 1см почвы образуется за 300 лет?
- норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- растения участвуют в образовании почвы?
- почва и камень родственники?
- почва – наша кормилица?
В течение урока обращаемся к таблице для того, чтобы увидеть, насколько каждый из ребят был прав и наоборот.
Также этот вид работы помогает подвести учащихся к теме занятия «Почва». Здесь же ребята могут высказать свои предположения о том, что же такое почва вообще (земля, вещество, суша, место обитания животных и т.д.). Далее идёт постановка целей урока, т.к. однозначного ответа никто не дал.
На стадии осмысления в основном ребята занимаются поиском ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Примеры фрагментов уроков на данной стадии:
Урок русского языка по теме «Простые и сложные предложения». Приём Венна – он помогает провести сравнительную характеристику понятий. Так ребятам следует выделить общие черты и отличительные особенности.
Продолжается работа с таблицей «Уже знаю – Хочу узнать – Узнал на уроке».
На уроке литературного чтения и окружающего мира использую приём «Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Для применения приёма учителю следует заранее определить такое место для остановки, где учащиеся смогут сделать предположения, ожидания. Также ребята высказываются о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет.
На контрольных, обучающих изложениях по русскому языку применяю приём «Логическая цепочка». Здесь учащиеся после чтения текста строят события в логической последовательности, которая помогает им при пересказе текстов, а затем в записи.
Примеры организации работы на этапе рефлексии:
Приём «Лесенка успеха», когда ребята, проделывая определённое задание правильно, поднимаются по «лесенке». В конце урока подсчитываем количество баллов и делаем вывод: а) уверен в своих знаниях, б) нужно повторить, в) нужна помощь.
Этот приём используем в измененном виде на уроке русского языка, когда ребята в конце урока, подсчитав количество баллов, делают вывод фразеологизмом: а) светлая голова, б) ни в зуб ногой, в) каша в голове.
На каждом уроке использую приём «Незаконченные предложения», когда дано начало, а ребятам нужно продолжить. Примеры начальных фраз:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Практически на каждом уроке можно использовать приём «Вопросы», когда ребята отвечают на следующие вопросы:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Структура технологии стройна и логична. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Список литературы:
Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова// Педагогические науки ООО. – М: Спутник+, 2006. – №2. – 130 с.
Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http://www.people.nnov.ru
Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Аграф, 2014. – 100 с.
Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык. – 2015. – № 18. – С. 5 – 11; № 19. – С. 10 – 18
Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Москва: Просвещение, 2015. – 125 с.
Якиманская,И.С. Знания и мышление школьника. – Москва: Просвещение, 2013. – 214 с.