«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технология развития критического мышления в начальных классах

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего – это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технология развития критического мышления в начальных классах

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,

достоин быть учителем».

Конфуций

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего – это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления».

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Также одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно-ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Цель технологии «критическое мышление» – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Технология «Развитие критического мышления» в России появилась в 1997 году. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Для того, чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции. Базовая модель («Вызов – Реализация смысла – Рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приёмов.

Комбинирование приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологию самостоятельно.

Приёмы, которые использую в своей работе при построении урока, отражают небольшую часть имеющихся методических разработок в данной области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления. Приведу некоторые из них:

1)ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.Приём осуществляется в несколько этапов.

I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся необходимо систематизировать текст, расположив его в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V + - ?

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно научно- популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

2) Мозговая атака.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

3)Групповая дискуссия.

4)Чтение с остановками и Вопросы Блума – условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

- оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез – логическое обобщение полученной информации;

- анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

- применение – использование информации как средства для решения проблем.

5) Кластеры.

6) Синквейн.

7) Эссе.

8) Ключевые термины.

9) Перепутанные логические цепочки.

10) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

11) Взаимоопрос

12) Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что я узнал нового из текста по данной теме?

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе.

Примеры фрагментов уроков на стадии вызова:

Урок окружающего мира по теме «Почва»: игра «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица, учитель читает вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка остается пустой до следующего этапа.

Примерные вопросы:

- ветер может разрушить горы?

- опавшие осенью листья вредят почве?

- 1см почвы образуется за 300 лет?

- норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- растения участвуют в образовании почвы?

- почва и камень родственники?

- почва – наша кормилица?

В течение урока обращаемся к таблице для того, чтобы увидеть, насколько каждый из ребят был прав и наоборот.

Также этот вид работы помогает подвести учащихся к теме занятия «Почва». Здесь же ребята могут высказать свои предположения о том, что же такое почва вообще (земля, вещество, суша, место обитания животных и т.д.). Далее идёт постановка целей урока, т.к. однозначного ответа никто не дал.

На стадии осмысления в основном ребята занимаются поиском ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Примеры фрагментов уроков на данной стадии:

  1. Урок русского языка по теме «Простые и сложные предложения». Приём Венна – он помогает провести сравнительную характеристику понятий. Так ребятам следует выделить общие черты и отличительные особенности.

  2. Продолжается работа с таблицей «Уже знаю – Хочу узнать – Узнал на уроке».

  3. На уроке литературного чтения и окружающего мира использую приём «Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Для применения приёма учителю следует заранее определить такое место для остановки, где учащиеся смогут сделать предположения, ожидания. Также ребята высказываются о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет.

  4. На контрольных, обучающих изложениях по русскому языку применяю приём «Логическая цепочка». Здесь учащиеся после чтения текста строят события в логической последовательности, которая помогает им при пересказе текстов, а затем в записи.

Примеры организации работы на этапе рефлексии:

  1. Приём «Лесенка успеха», когда ребята, проделывая определённое задание правильно, поднимаются по «лесенке». В конце урока подсчитываем количество баллов и делаем вывод: а) уверен в своих знаниях, б) нужно повторить, в) нужна помощь.

Этот приём используем в измененном виде на уроке русского языка, когда ребята в конце урока, подсчитав количество баллов, делают вывод фразеологизмом: а) светлая голова, б) ни в зуб ногой, в) каша в голове.

  1. На каждом уроке использую приём «Незаконченные предложения», когда дано начало, а ребятам нужно продолжить. Примеры начальных фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

  1. Практически на каждом уроке можно использовать приём «Вопросы», когда ребята отвечают на следующие вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Структура технологии стройна и логична. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.


Список литературы:

  1. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова// Педагогические науки ООО. – М: Спутник+, 2006. – №2. – 130 с.

  2. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http://www.people.nnov.ru

  3. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

  4. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Аграф, 2014. – 100 с.

  5. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык. – 2015. – № 18. – С. 5 – 11; № 19. – С. 10 – 18

  6. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Москва: Просвещение, 2015. – 125 с.

  7. Якиманская,И.С. Знания и мышление школьника. – Москва: Просвещение, 2013. – 214 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее