«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Технология критического мышления в современной школе. Конструктор урока"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области»











Выступление на тему:



«Технологии критического мышления в современной школе. Конструктор урока»















Подготовила:

учитель начальных классов

Смоляк Елена Владимировна







2018-2019 учебный год

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. 

Что такое критическое мышление.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 


Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 


При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Основой урочной деятельности является тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного школьного курса. 

Технология учит современного учащегося:

  • критически мыслить;

  • проявлять активность в познании окружающего мира;

  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;

  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

  • эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;

  • добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.


Технология дает педагогу:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

  • возможность использовать эффективные методики, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):


1. ВЫЗОВ - ориентирована на:

  • актуализацию и обобщение имеющиеся у учащегося знания по данной теме;

  • активизация познавательного интереса к изучаемому материалу;

  • побуждение ученика к активной деятельности.



2. ОСМЫСЛЕНИЕ - главными задачами являются:

  • активное получение новой информации;

  • осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями.



3. РЕФЛЕКСИЯ - направлена на:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");

  • анализ всего процесса изучения материала.


На стадии вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах» - прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление.

Стадия рефлексии предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.

Приемы развития критического мышления, которые я использую в своей работе:

Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. 
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. 
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. 
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. 

«Корзина» идей, понятий, имен. 
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Прием «Пометки на полях»
Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как «INSERT». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. 
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. 
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. 
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. 
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. 

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

  • упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……

  • упражнение «Синквейн» .

  • исследование по отдельным вопросам.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей. Для оценивания результативности были разработаны критерии:

  • развитие логического мышления

  • развитие критического мышления

  • применение навыков критического мышления в различных

Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение. Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека.

Такая работа ума развивает следующие качества:

  • готовность к планированию;

  • наблюдение за собственными действиями;

  • поиск компромиссных решений;

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • настойчивость в достижении цели.

  • умение исключать лишнее;

  • словесно – логическое мышление;

  • умение обобщать;

  • умение анализировать.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.

Методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;

  • активизируют деятельность учащихся на уроке;

  • формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.


Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее