«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технология изготовления линогравюры

Знакомство с одним из видов печатной графики “Линогравюра” в ДШИ.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г. Розума»













Открытый урок по учебному предмету «Гравюра»

Тема: «Технология изготовления линогравюры»







Провел: преподаватель отделения

изобразительного искусства

Азаренкова Светлана Юрьевна













г. Ржев,

17 февраля 2022 года

Тема урока: «Технология изготовления линогравюры»


Цели и задачи:

а) образовательныеизучить:

- термин “Графика”; 
- различные виды графики; 
- технологию выполнения “Линогравюры”

научить:

- основным этапам выполнения линогравюры;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (столовая ложка);

- печатание на офортном станке

б) развивающие:

развитие:

- графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

- трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.



Оборудование:

Для учителя:

- Образцы работ с различными видами графики;
- Методические таблицы по выполнению линогравюры;
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике;
- Листы белой бумаги (можно цветной), типографская краска, резиновый валик, столовая ложка;

- Офортный станок



Для обучающихся:

- Альбом, простой карандаш, ластик, ножницы, кусок линолеума (лучше противопожарный), наждачная бумага №0,тканевая салфетка, калька, копировальная бумага, чёрный маркер, штихели, листы белой бумаги (можно цветной) 2-3 листа нужного формата.



План урока:

  1. Беседа о видах графики, линогравюра.

  2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Линогравюра”. 

  3. Выполнение эскиза на свободную тему;

  4. Практическая работа, выполнение самой линогравюры и её отпечатков;

  5. Подведение итогов.


Ход урока

  1. Беседа: “ Виды графики. Линогравюра”

Слово графика происходит от греческого “графо” — “пишу, рисую”. Это — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида:

единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне — литографией, на линолеуме — линогравюрой, на металле — офортом, на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Гравюра на картоне — по задуманной композиции на картон клеится рисунок из бумаги, ткани и т.д. Полученный картон покрывается типографской краской, сверху   кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).

Одноцветная монотипия – диатипия. На стекло наносят слой краски, верху накладывают лист и начинают рисовать. На стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой.

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.

  1. Знакомство с одним из видов печатной графики “Линогравюра”.

Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии.

Самая простая из техник высокой печати. Впервые линолеум использовали вместо деревянной доски в 1905 г. (линолеум для настила полов был изобретен еще в 1860-егг.) художники немецкой группы «Мост», когда им понадобилось напечатать большие листы плакатов, а спил дерева этого не позволял.
Принцип работы в линогравюре, по сути, тот же, что и в ксилографии: на плоской поверхности линолеума (используется пробковый линолеум толщиной до 3 мм) стамесками различных профилей и размеров вырезается перенесенный с кальки рисунок, а мелкие детали обрабатываются ножом. Потом на рельефную поверхность валиком накатывается типографская краска из пигмента и жидкого связующего вещества. В результате штрих рисунка остается белым, а фон — черным. Как и в ксилографии, главный эффект линогравюры — в резких контрастах черного и белого. Не случайно линогравюру полюбили художники, по творческому темпераменту склонные к экспрессии, контрастам и лаконизму. Кроме того, линогравюра и дешевле, и более податлива резцу, и в ней легче работать с цветом. Но в отличие от гравюры на дереве, она декоративнее: штрих здесь чище, он более гладкий и плавный, так как ведется не по деревянной, а по мягкой податливой поверхности. Если прорезанный штрих в ксилографии острый, то в линогравюре он шире, закругляется на конце и имеет жесткие границы. Поэтому, чтобы избежать резких контрастов и превратить ограниченность техники в оригинальный и выразительный эффект, художникам приходилось разрабатывать новые приемы перекрестной, параллельной штриховки и нанесения пятен.

Первым из мастеров русской школы гравюры к линогравюре обратился офортист Н. Шевердяев, ученик В. Матэ, в 1906 г. выставивший свои работы в Париже. В 1907 г. благодаря ему линогравюрой занялся И. Павлов, разработавший для русской школы все основные приемы новой техники. Эстампы в линогравюре печатали Е. Кругликова, Б. Кустодиев, И. Соколов, В. Фалилеев, В. Замирайло, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Фаворский.

В 1960-е годы в этой технике работал И. Голицын. И до сегодняшнего дня она остается одной из самых популярных и востребованных техник печатной графики.




  1. Выполнение эскиза на свободную тему:

Нам понадобятся:

кусок линолеума, для начала лучше небольшой, не больше тетрадного листа; резцы, штихели (рис. 1);

Рис. 1. Резцы, штихели.

тушь, типографская черная краска (применяют и масляную краску, предварительно выдержав ее в течение суток на рыхлом картоне);

бумага для печати (обычная писчая или любая другая сухая бумага, ватман) ;

валик для накатки фотографий;

небольшой кусок толстого стекла или пластмассовая пластина (самый удобный размер 30х30 или 30х40 см).

Понадобятся также копировальная бумага, калька, деревянная дощечка для набивки линолеума, чайная ложечка или старая зубная щетка, заостренная деревянная палочка или использованный стержень от шариковой ручки, кнопки, маленькие гвоздики.

Лучше все подготовить заранее, тогда в работе не будет спешки и суеты.

Напомним, что принцип выпуклой гравюры — линогравюры и ксилографии — состоит в том, что краска переходит на бумагу с выпуклых мест печатной формы, то есть с тех мест, где доска соприкасается с бумагой.

Линогравюра так же, как и гравюра на дереве, исполняется, как правило, в черно-белой манере. И чтобы лучше представить себе готовую гравюру, предварительный набросок-эскиз делается черной тушью.

Резец следует брать в руку так, чтобы линии получались от нажима большого пальца. Толкать резец следует от себя, иначе можно порезаться. Если нужно изменить направление линии — поверните дощечку и продолжайте работу, толкая резец по-прежнему от себя.

Для удобства линолеум укрепляем мелкими гвоздиками на дощечке, чуть большей по размерам.

Выполняем тушью рисунок — эскиз будущей гравюры. Затем сверху рисунка накладываем кальку и обводим тушью контуры рисунка — это называется «снять кальку».

Линолеум покрывается копировальной бумагой (если поверхность линолеума не совсем ровная, ее необходимо отполировать наждачной бумагой или пемзой с водой). Сверху кладется калька рисунком вниз. Это делается для того, чтобы изображение на отпечатке не вышло «зеркальным».

Рис. 2. Этапы выполнения линогравюры: 
а — крепление кальки с копировальной бумагой к линолеуму; 
б — удаление кальки и копировальной бумаги; 
в — нанесение рисунка на линолеум с помощью резца.

Прикрепляем кальку вместе с копиркой к линолеуму кнопками (рис. 2, а). Проводим по линиям рисунка, как бы рисуя заново, заостренной палочкой или чистым стержнем от шариковой ручки. Это надо сделать особенно аккуратно, не пропустив ни одной линии.

Снимаем кальку и копировальную бумагу (рис. 2, б). Рисунок перешел на линолеум, но в перевернутом виде. Изображение зеркальное.

Закрашиваем тушью все, что в задуманном вами эстампе должно быть черным. И берем в руки резец. Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место — белым пятном. Не спешите, лучше лишний раз остановиться и подумать, куда вести резец дальше. Еще раз напоминаем: резец надо толкать от себя (рис. 2, в). Линия изменила направление — поверните дощечку.

Только когда убедитесь, что гравюра вырезана верно — на поверхность линолеума перенесена каждая нужная линия (пятно), можно начинать печатать гравюру.

Краску наносим на валик для накатки фотографий и раскатываем ее — проводим несколько раз валиком по стеклу, пластмассовой дощечке или по глянцевой поверхности картонной папки. Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.

После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.

Но можно сделать проще — нанести краску или тушь на подготовленную поверхность линолеума с помощью тампона из мягкой тряпки. Этот прием подходит для маленькой пластины.

Теперь на поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, прожимаем рукой и протираем ложечкой или ручкой от зубной щетки. Протираем круговыми движениями, тщательно. Время от времени осторожно приподнимайте бумагу за уголок — хорошо ли пропечатался рисунок.

Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение. В местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи.

А теперь рассмотрим другой способ печати линогравюры на офортном станке. Этот способ печати более качественный и быстрый.

Печатают гравюру не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску используют не только черную. Можно, например, попробовать оттиснуть изображение сначала черной краской на белой бумаге, а затем голубой краской на золотой или серебряной бумаге.

Линогравюру, как и ксилографию, делают и в несколько красок, которые наносят тампонами на различные участки одной доски.

При другом, классическом, способе для каждого цвета режут отдельную доску. Печатают по очереди с каждой доски на один и тот же лист бумаги. Размер всех досок, конечно, одинаков по ширине, длине и толщине. И с эскиза кальку снимают отдельно для каждого цвета. Все это достаточно сложно. Так работают, достигнув определенной стадии мастерства.



  1. Практическая работа, выполнение самой линогравюры и её отпечатков:

Учащиеся уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

Далее следует процесс переноса эскиза на ранее подготовленный кусок линолеума (поверхность линолеума необходимо зашкурить наждачной бумагой, для лучшего сцепления с краской), перенесённый эскиз прорисовываем чёрным маркером и приступаем к вырезанию.

Следующий этап - выполнение отпечатков. Вместе с учащимися делаем несколько отпечатков. Печатаем двумя способами: ложкой и на офортном станке. Выбирается лучший отпечаток или оттиск от каждого способа, который и является конечным результатом выполнения работы.



  1. Подведение итогов:

1. Мини выставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

2. Оценка работ учащихся по критериям:

- композиция эскиза;
- проявление фантазии в использовании штрихов;
- понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).



Фото этапов открытого урока



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее