«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технология БОС в коррекционной работе с детьми

с особыми образовательными потребностями.

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям является важным звеном в системе реабилитации. Основная цель психологического сопровождения – это гармонизация личностного и интеллектуального потенциала, коррекция имеющихся нарушений в психофизическом развитии.

Современный взгляд на проблему немедикаментозной коррекции нарушений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает комплексный подход, включающий технологию биологической обратной связи (БОС).

Опыт работы ОУ показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Психолого - педагогическая помощь детям является многоступенчатой системой психологического воздействия, направленной на повышение социальной активности, развитие самостоятельности и самоконтроля, укрепление социальной позиции личности ребенка, развитие интеллектуальных процессов, коррекция и развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы, повышение коммуникативных навыков.

Особое внимание уделяется психологической коррекции личностного развития и нарушения поведения. Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой комплекс специальных психологических занятий, включающий работу по методу биологической обратной связи (БОС). БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования программы физиологически адекватного управления функциями организма. Цель работы по методу БОС заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Немедикаментозное лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи.

Полный курс по технологии БОС делится на несколько периодов:

  1. Предварительный

  2. Основной

  3. Поддерживающий

В нашей работе предварительный период включает в себя сбор данных о ребенке, консультации невролога, психолога, психодиагностику когнитивного, интеллектуального развития, эмоциональных нарушений. Врач невролог в специальном журнале отмечает допуск или не допуск ребенка к сеансам по методу БОС.

Обязательная консультация специалиста БОС с родителями или законными представителями ребенка, на которой заключается договор и заполняются анкеты. Родителям предлагается пройти сеанс по методу БОС для овладения навыками диафрагмального релаксационного дыхания, контроля выраженности и управляемости мышечной реакцией, саморегуляции, основываясь на управлении биоритмами функциональной активности головного мозга. При заключении договора с родителями обговаривается индивидуальный график посещения занятий с ребенком для закрепления полученных навыков, в дальнейшем родители посещают занятия по желанию или по приглашению специалиста, если возникли проблемы мотивационного характера.

Для эффективного осуществления метода БОС абсолютно необходима мотивация. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой ребенка на положительные результаты, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность ребенка в процессе и результатах занятий. Так, у детей для максимальной эффективности процедуры широко используется технология мотивационного подкрепления: каждое правильно выполненное задание награждается показом мультфильма, слайдов, игрой.

Второй период – основной делится в свою очередь на несколько этапов. Перед каждым этапом проводится диагностический сеанс и в заключение работы, всего их 4. На первом диагностическом сеансе регистрируются исходные параметры биологической активности головного мозга, мышечного тонуса, состояния сердечно-сосудистой системы. На втором диагностическом сеансе ребенок уже использует навык диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД), также регистрируются физиологические параметры и контроль навыка ДРД. На третьем диагностическом сеансе ребенок использует навыки ДРД и прямой мышечной релаксации, также регистрируются физиологические параметры и контроль навыков ДРД и нервно-мышечной релаксации. На заключительном, четвертом, диагностическом сеансе ребенок использует навыки ДРД, прямой мышечной релаксации и альфа-релаксации, регистрируются физиологические параметры и контроль навыков ДРД и нервно-мышечной релаксации и управления альфа-ритмом.

Первый этап основного периода – обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДАС-БОС тренинг) с помощью методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы. Всего проводится 10 сеансов продолжительностью 15-20 минут.

Второй этап основного периода – обучение навыку мышечного контроля, ЭМГ-БОС + применение навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, обучение произвольному снижению повышенного мышечного тонуса с использованием обратной связи по электромиограмме, в том числе по методу Джекобсона. Другим направлением является применение ЭМГ-БОС в качестве одного из методов релаксационной терапии. Обеспечивая глубокую мышечную релаксацию, можно снизить активность симпатоадреналовой системы, снять симптомы стресса. Это объясняется тем, что именно поперечно-полосатая мускулатура, иннервируемая соматической нервной системой, легко поддается сознательному контролю. Всего проводится 6 сеансов длительностью 20 минут.

Третий этап основного периода – аппаратный метод обучения саморегуляции, который позволяет достоверно регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга, ЭЭГ-БОС. С помощью технологии БОС возможно не только определить, как меняется картина ритмов энцефалограммы (ЭЭГ) в зависимости от определенного функционального состояния пациента, но и обучить ребенка самостоятельному управлению ритмами головного мозга. Ребенок, ориентируясь на изменения сигнала обратной связи, самостоятельно оптимизирует функциональное состояние центральной нервной системы и организма в целом. Выбор сюжета обратной связи зависит от возраста и мотивации ребенка. Количество сеансов варьируется от медицинского диагноза, в основном до 30 сеансов продолжительностью от 25-40 минут.

Предваряя ЭЭГ-БОС тренинг двумя коррекционными этапами: ДАС-БОС и ЭМГ-БОС, мы обучаем ребенка общим навыкам самоконтроля и саморегуляции. Сами занятия также способствуют повышению уровня активного внимания и формирование навыков планирования деятельности. При работе по методике Джекобсона дети обучаются самоконтролю через контроль выраженности и управляемости мышечной реакцией. Необходимость следить за тренировочным сюжетом и выполнять определенные и своевременные действия способствуют развитию навыка воздержания от импульсивных моторных реакций.

Тренинг ЭЭГ-БОС – это метод обучения саморегуляции, основанный на управлении биоритмами функциональной активности головного мозга, изменения которых отражает энцефалограмма (ЭЭГ). Ребенок обучается изменять параметры ЭЭГ, ориентируясь на изменения сигнала обратной связи. Информацией от ребенка является биоэлектрическая активность (БЭА) головного мозга, отражающая изменения его функционального состояния. БЭА головного мозга представляет собой повторяющуюся последовательность колебаний, каждое из которых имеет примерно одну и ту же длительность. Такую активность называют ритмом. В тренинге ЭЭГ-БОС нас интересуют три ритма: альфа-ритм – основа ритмической активности головного мозга, регистрируется при закрытых глазах, при увеличении активности уменьшается или вообще исчезает, бета-ритм – активация мозга, тета-ритм – мощность тета-частот увеличивается в условиях напряженной психической деятельности.

Последний период – поддерживающий, консультации родителей или законных представителей ребенка с предоставлением результатов и выводов по проделанной работе с применением технологии БОС. Рекомендуется повторить курс ЭЭГ-БОС тренинга, всего 15-20 сеансов, через 4-6 месяцев.

Как и всякий способ лечения, метод БОС имеет определенные показания, противопоказания и условия, ограничивающие область его применения. Одним из основных противопоказаний являются острые инфекционные и неинфекционные, системные и хронические в стадии обострения процессы, злокачественные опухоли, травмы.

Условия применения метода БОС:

- минимальная сохранность корректируемой функции;

- минимальная сохранность интеллекта необходима для понимания инструкций и их выполнения;

- сохранность эмоционально-волевой сферы – это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с мотивацией;

 - минимальный возраст ребенка для занятий по методу БОС психоэмоциональной коррекции должен быть не менее 8 лет, это связано с тем, что необходимые ритмы с нужной частотой для коррекции начинают частично формироваться к этому возрасту, но для обучения оздоровительному дыханию и мышечному расслаблению возраст ребенка должен быть не менее 4,5–5 лет.

Показания к применению метода БОС:

- опорно-двигательная патология;

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- бронхо-легочные заболевания;

- психосоматические заболевания;

- коррекция зрения;

- коррекция речи.

Использование технологии БОС позволяет получить выраженный положительный эффект при нарушениях психоэмоциональной сферы, который проявляется в приобретенном навыке саморегуляции, состояния спокойствия, расслабления и использовании его в реальных жизненных ситуациях.

Анализируя работу в кабинете БОС-ПЭС, мы наблюдаем положительную динамику в коррекции импульсивности, гиперактивности, синдрома нарушения активности и внимания, тревожности детей с ограниченными возможностями здоровья.


Состояние неврологического диагноза после прохождения занятий по методу БОС (всего 21 ребенок)

Без изменений

Улучшения

С-м нарушения активности и внимания – 38%

9,5%

28,5%

С-м гиперактивности – 9,5%

4,7%

4,7%

Астено-невротический с-м – 14,2%

9,5%

4,7%

Невроз навязчивых движений – 19%

4,7%

14,2%

Астенический с-м – 9,5%

4,7%

4,7%

Церебрастенический с-м – 14,2%

9,5%

4,7%

с- м вегетодисфункции – 4,7%

4,7%

-


Используемая литература:

  1. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.-СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2008.

  2. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1.С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния)/составитель Карандосова О.Е..- СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2008.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее