«Технологии развития речи в рамках курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» в начальных классах».
Подготовила учитель: Полтарадняя Елена Васильевна.
«В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.» — так звучит первая строка первой главы Евангелия от Иоанна в Новом Завете.
Язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средством духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания.
Для чего человеку Слово?
Чтоб к добру было сердце готово,
Чтоб творить, а не вытворять,
Чтоб дарить, любить, создавать!
Прежде чем говорить, мы снова
Будем думать: зачем нам
СЛОВО?!
Язык усваивается ребёнком естественным образом в общении, в процессе речевой деятельности. Развитие всех видов речи должно носить системный характер, как при изучении предметных дисциплин, так и во внеурочное время.
На протяжении семи лет я провожу внеурочные занятия по «Основам Православной Культуры» в 4 классе по адаптированной программе на основе авторской программы Кураева А. В.
Занятие стараюсь провести нетрадиционно: в форме интерактивных путешествий, экскурсий, праздников. На занятиях обучающихся знакомлю с православными понятиями и обычаями, изображениями икон и картин с сюжетами из Библии, музыкой и хоровым пением, литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.
Патриотизм и справедливость, свобода слова и вероисповедания, семейные традиции, любовь и верность, забота о близких, - вот неполный список ценностей православия, без которых невозможно представить Россию.
Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся.
Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на занятиях, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку и традициям народа. Чтобы избежать этого, наряду с традиционными подходами применяю творческие виды работ по развитию речи.
Использование презентаций, виртуальных экскурсий в храмы, красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяют заинтересовать детей, помогают разнообразить процесс, делают его выразительным.
Наряду с этим существует множество методов и приемов словарной работы. Богатый материал для этого содержится в скороговорках, загадках, пословицах и поговорках, сказках и других видах народного творчества.
Вот некоторые виды словарной работы:
объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения;
показ самого предмета или его изображения;
подбор антонимов, синонимов или описательных оборотов к слову;
составление логической цепочки слов;
составление словосочетаний и предложений с новыми словами; и т.д.
Приведу примеры работы с пословицами:
доскажи пословицу;
вместо точек вставь слово;
соотнеси пословицу и картинку;
«Кто больше?»(вспомнить пословицы на определённую тему).
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. В процессе отгадывания загадок дети учатся выделять основные свойства, признаки предметов, обогащается их словарный запас, воспитывается любовь к народному творчеству.
Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
определение темы урока с помощью загадок;
словарная работа (тематические загадки);
отгадывание кроссвордов из загадок;
сочинение загадок на заданную тему; и другие виды работы.
Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ, с помощью которых проводится вышеперечисленная работа, позволяют развивать фонематические процессы, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
Во время мультимедийных занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Кроме мультимедийных заданий, практически на каждом уроке «Православной культуры» я демонстрирую фрагменты мультфильмов, православных обучающих программ.
В настоящее время в прокате находится множество фильмов, анимаций и передач на православную тематику. К примеру: «Истории Ветхого завета», «Сказание о крещении Руси», «Рождество», «Это мой выбор», «Библейские притчи» и другие.
Все они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним на уроках по разным темам. Например: мультфильм «Сказ о Петре и Февронии» отлично подойдет к теме «о христианской семье» и «о совести и раскаянии».
Ученики младших классов быстро привыкают к мультимедийным занятиям, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на редко обсуждаемые темы.
Другим удачным методом развития речи младших школьников на занятиях Православной культуры является – нравоучительное чтение, (использование на занятиях самых разнообразных притч).
Притча, передающая опыт и мудрость поколения – короткая дорожка, помогающая приоткрыть внутренний мир ребёнка.
Наблюдая за судьбами героев, воспринимая язык образов, ребёнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определённым образом.
Приведу пример притчи.
В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий ангел решил спросить другого:
— Что же ты летаешь туда-сюда?
— Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги Господи…». А почему ты всегда отдыхаешь?
— Я должен носить Господу послания которые начинаются: «Спасибо, Господи…».
Как часто, когда нам или нашим близким нужна помощь, мы вспоминаем о Боге и молимся ему: "Господи помоги!"
И как часто забываем, когда Бог принял наши молитвы и помог нам, поблагодарить его.
Притчи предлагают множество моделей поведения в различных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их, чтобы ребенок лучше понимал окружающий мир.
В живом разговоре дети пытаются дать свои ответы, этим решается задача – развития речи детей.
Следующей важной формой работы по развитию речи младших школьников на занятиях Основ Православной Культуры является организация и проведение православных праздников таких как: Покров, Рождество, Зимние святки, Крещение, Масленица, Пасха, Летние святки – Троица.
В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий, обучающиеся знакомятся с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Народные праздники всегда связанны с игрой. А какой праздник обходится без хоровода. Хороводные игры – это сочетание слова с движениями. Особую роль в развитии речи и правильного звукопроизношения играет русский фольклор. На праздниках звучат стихи, загадки, пословицы и поговорки, используются игровые ситуации.
Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в освоении традиций культуры русского народа и родной речи.
Таким образом, на основе обобщения собственного педагогического опыта можно сделать следующий вывод, что работа по развитию речи учащихся на внеурочных занятиях по Православной культуре вносит существенный вклад в формирование общей культуры речи и активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает бережное отношение и любовь к Родине, а главное – родному русскому языку.